В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Деления на `якутов` и `федералов` в `АЛРОСА` больше нет - новый президент компании Сергей Выборнов Назад
Деления на `якутов` и `федералов` в `АЛРОСА` больше нет - новый президент компании Сергей Выборнов
В феврале новым президентом государственной "АЛРОСА", занимающей четверть мирового рынка алмазов, был назначен Сергей Выборнов, бывший гендиректор инвестгруппы "АЛРОСА". В своем первом после назначения интервью он рассказал "Интерфаксу" о том, как с его приходом изменится компания.

- Сергей Александрович, какими вам представляются перспективы развития "АЛРОСА" по итогам первой вашей поездки в новом качестве по якутским объектам?

- Перспективы хорошие. Я имею в виду производственную часть. Финансовое положение компании устойчивое, но в целом это заслуга предыдущих поколений и в большей степени исторический бонус, чем новейшая история.

Ситуация на мировом рынке алмазов в целом сейчас не очень, так скажем, комфортная. Не то, чтобы это проблема для "АЛРОСА", но на фоне сокращения объемов торговли с De Beers, нам надо очень быстро строить собственную сбытовую стратегию и собственную сбытовую сеть, поскольку годы плодотворного в целом сотрудничества с De Beers привели к тому, что собственный опыт "АЛРОСА" в этой сфере достаточно ограничен. А когда отменили экспортные квоты, то это стало очевидным.

Мне представляется, было бы наиболее правильно сделать торговую площадку в Москве и большую часть алмазов продавать здесь. Под Москвой я подразумеваю Россию, может быть площадку стоит сделать в Якутии, поскольку все-таки драгкамни добывают на якутской земле.

Кроме того, надо срочно заниматься развитием минерально-сырьевой базы. В адрес компании была определенная критика по этому направлению. Фактически, за последние десятилетия ни одного крупного тела не обнаружено. Любая горная компания, если хочет иметь нормальную стоимость, должна думать о базе, без нее она падает в цене.

- Под торговой площадкой вы подразумеваете создание биржи? И для российских, и для иностранных клиентов?

- На самом деле в алмазной отрасли никогда не существовало понятия биржи, так сложилось исторически. Вот в Антверпене это некое помещение, где сидят люди с лотками и у них на лотках лежит товар. Клиенты ходят по кругу и выбирают то, что торгуется. Но это не биржа, как LME. Никогда биржевой торговли алмазами не было, и я думаю, что и не будет.

Речь идет о торговой площадке, поскольку квоты отменили и рынок стал полностью свободным, более ли менее в равные условия попадали российские и нероссийские покупатели. Но, наверное, логично сделать так, чтобы все, кто хочет купить алмазы у компании, приезжали сюда.

Какую-то часть, наверное, можно реализовывать через торговые компании за рубежом, которые "АЛРОСА" в последнее время создала, но скорее для того, чтобы понимать, какой рынок.

- А что будет с идей подписания долгосрочных контрактов с клиентами?

Контракты в принципе уже есть, но они, по крайней мере, пока, сильно отличаются от того, что есть у наших коллег из De Beers, BHP Billiton и Rio Tinto, потому что эти контракты не до конца учитывают специфику клиентуры. Пока они для всех одинаковые, но если крупные игроки-клиенты получают определенный товар на длинном горизонте, они должны платить определенную премию.

Пока только начался переход на длинные контракты, и той структуры, которая есть у коллег, пока нет, но мы к этому идем.

В рамках развития минерально-сырьевой базы вы что планируете сделать?

- Есть несколько интересных объектов и там надо сконцентрировать финансовые и технические средства, но дело в том, что количество геологов ограничено, и надо учитывать количественный фактор. Поэтому надо сконцентрировать усилия на двух-трех объектах.

- Они уже определены?

- Вы общались с геологами? Они ведь оптимисты, они говорят, что конечно там много всего. Но это надо добуривать до того, момента, когда все будет определенно понятно. Но перспективные объекты есть.

- Они все в Якутии?

- Не только. На "Севералмазе" тоже идет активная геологоразведка. И там достаточно много аномалий.

- Какими будут ближайшие шаги акционеров и компании в рамках процесса по увеличению доли федерального центра в "АЛРОСА" до контрольной?

- Термин федерализация, по моему мнению, некорректный: Россия это федеральная страна. Есть поручение президента РФ о получении контроля над компанией. С моей точки зрения этот вопрос решен, подписан и утвержден судом пакет мировых соглашений, который снимает вопросы об имущественном взносе. Процесс идет по нормальному графику, просто есть определенные юридические сроки и процедуры. Я думаю, что месяцев девять просто по техническим причинам это процесс должен занять.

Но политизированного деления на, простите, "якутов" и "федералов" больше нет, потому что "федералы", если строго следовать определению, у нас все. По крайней мере, с точки зрения менеджмента компании эта тема ушла.

- Когда будут объявлены параметры допэмиссии и будет принято решение о реорганизации компании из ЗАО в ОАО?

- Открытие компании юридически с эмиссией не связано. Другое дело, что, скорее всего, в рамках этого одновременно произойдет "открытие" компании.

- Все-таки, какими будут ближайшие шаги по выполнению поручения президента РФ?

- Разницы между пакетом правительства и Якутии существенной нет, это государственные пакеты. Речь вот о чем - "АЛРОСА", как госкомпания, тратит существенные деньги на аренду имущества у Якутии, что неправильно с точки зрения экономики самой компании. Поэтому было логично перевести эти деньги на трансферты. Вопрос трансфертов это отношения между Якутией и министерством финансов РФ. Такой процесс начался и я думаю, что он скоро завершится.

- На сколько вырастет оценка стоимости компании после этого процесса?

- Рынок должен оценивать компанию. Когда она откроется, думаю, что вырастет. Но я бы не стал делать прогнозы на основе выводов оценщиков, которые сделали оценку отдельно имущественного комплекса и отдельно компании "АЛРОСА". С моей точки зрения, я все таки инвестиционный банкир, по крайней мере был им, оценивать горную компанию без имущества сложно. Очень сложно базироваться на этих оценках и говорить о росте капитализации.

Когда компания откроется, рынок оценит по простому принципу: ежегодные продажи плюс какой-то multiple.

- Но кредиты уже будут дешевле?

- Конечно. Баланс улучшится однозначно. Но при этом вместе с имуществом появятся и налоги.

- Когда, по вашим ощущениям, наблюдательный совет утвердит долгосрочную стратегию развития "АЛРОСА"?

- Эта стратегия - это некоторая программа действий до 2015 года. В принципе она крайне положительная для компании с точки зрения инвесторов. Увеличивается добыча, доля компании на мировом рынке, растет сырьевая база. Компания становится сопоставимым с De Beers игроком на алмазном рынке. Я не говорю, что в таком случае доли на рынке делятся между обеими компаниями в пропорции 50% на 50%. Но сближаются по сравнению с теми, что есть сейчас.

- 40% на 40%?

- Ну, я же не видел стратегию De Beers до 2015 года. Но главное, на мой взгляд, что "АЛРОСА" будет единственным публичными игроком на рынке, поскольку все остальные - семейные. Доля алмазов в выручке BHP или Rio очень мала, их нельзя считать публичными алмазными компаниями.

- Под словом "публичность" вы сейчас что понимаете?

- Public, то есть она будет на рынке.

- То есть IPO?

- Я бы не стал говорить об IPO с продажами $3 млрд. В принципе, как только "АЛРОСА" откроется - все уже будет видно. Выводить на биржу? Ну почему бы и нет. Но делать это нужно осторожно, потому что у алмазных компаний нет, так скажем, history track. Поэтому, если это сделаем, это будет пилотный проект с точки зрения мирового алмазного бизнеса. Хороший проект, так как, если говорить в целом об алмазном бизнесе, то открытость и прозрачность давно бы не помешала.

- Что будет с договором с De Beers о совместной геологоразведке в России и Африке, и с иском "АЛРОСА" к Еврокомиссии?

- Если совместная геологоразведка будет нам интересна, то этим можно заниматься. Я считаю, что у обеих компаний сопоставимый опыт в сфере геологоразведки.

Что касается отношений с De Beers по линии Еврокомиссии, то торговая площадка в Москве Еврокомиссией точно не регулируется.

Наш суд с ними, по моему мнению, не по сути вопроса, а по процедурам, поэтому позиции Еврокомиссии это не изменит. Наши юристы считают, что ряд процедур были нарушены при принятии решения, но еще раз, это не по сути.

Они могут признать, что процедуры были нарушены и вернуть все на исходную точку, и заново начать рассмотрение. У нас же нет цели судится с ними долго, а запреты нас не касаются, они касаются De Beers.

Я лично не совсем понимаю, зачем все это нужно. Зачем мы судимся? Чтобы нам отдали контракт с De Beers? Но в условиях отмены экспортных квот, нам все равно нужно самим заниматься сбытом и создавать его.

- Есть возможность того, что вы отзовете иск к ЕК?

- Мы рассмотрим эту возможность.

- Но форсировать процесс вы точно не будете?

- Нет, не будем.

- Наличие у вас опыта работы в "Норникеле", а также ваше назначение на должность президента "АЛРОСА" фактически одновременно с объявлением о разделе активов между Потаниным и Прохоровым дали рынку повод предположить, что ваше назначение связано с возможным слиянием "АЛРОСА" и "Норникеля". Есть ли правда в этих предположениях? Как вы полагаете, возможно ли такое слияние?

- Слухи на рынке связаны только с фамилиями, моей и некоторых сотрудников, которые тоже раньше работали в "Норникеле". Вряд ли компания, которая стоит, допустим, $10 млрд купит другую, которая стоит $40 млрд.

Переговоров о слиянии нет. Кто, где работал, это неважно.

- Недавно первым вице-президентом "АЛРОСА" был назначен господин Пивень. Планируете ли вы еще кадровые перестановки в "АЛРОСА"?

- Был также назначен Юрий Дойников первым вице-президентом - исполнительным директором.

Еще перестановки, наверное, будут. Какие-то из них давно созрели, но их в силу разных причин не делали. Но принципиального характера они иметь не будут и если отразятся на деятельности компании, то только положительно.

- А начальник сбыта господин Дуденков останется?

Он ушел на пенсию за несколько дней до моего назначения. Отвечать за сбыт пока буду я. У нас есть Единая сбытовая организация, и там никаких кадровых изменений нет.

- Как будут строиться отношения "АЛРОСА" с инвестгруппой после вашего назначения? Кто станет гендиректором инвестгруппы "АЛРОСА"?

- Игорь Прохоренко. Это мой бывший заместитель по финансам. Отношения останутся. Как раз вопросы, связанные с диверсификацией, другими проектами инвестгруппы ( в сфере золотодобычи) будут на инвестгруппе.

Недавно инвестгруппа приобрела небольшой актив в Армении и намерена двигаться дальше, и сейчас ведет переговоры об этом. Мы приобрели лицензию на месторождение "Азатек", и есть месторождение "Зотское" ("Сотское"), которое интересно.

- Кроме как в Армении "золотые" активы инвестгруппу где-нибудь интересуют?

- Инвестгруппа работает в Киргизии, ведутся переговоры по месторождению "Джеруй".

- Пока все?

- Почему? Мы, оговорюсь, инвестгруппа смотрела на Африку, там есть разные перспективные вещи в Конго, Танзании, но это пока только перспектива.

- Что будет с активами в ТЭК "АЛРОСА"?

- Думаю, что диверсификацией будет заниматься инвестгруппа, и в том числе в сфере нефти и газа. Это инвестиционный бизнес, для этих целей и создавалась инвестгруппа. Есть определенные консультации с "Газпромом". Не исключено, что в ближайшее время мы выйдем на подписание совместного документа по созданию партнерства (совместным предприятием это называть не совсем корректно). Мы близки к подписанию документа, который определит параметры нашего сотрудничества с сфере углеводородов в Якутии.

Споры по "Якутгазпрому", я думаю, будут урегулированы.

- Когда, по вашему мнению, стабилизируется ситуация на рынке алмазов после профицита, наблюдавшегося в 2006 году?

- Я думаю, что к лету. По любому понятно, что новых месторождений пока нет. Поэтому спрос будет расти, это долгосрочный фактор. Из открытых осталась только "Трубка им. Гриба", поскольку "Севералмаз" уже запущен.

- Вам интересно было бы получить лицензию на Трубку им. Гриба?

Она находится в 70 км от месторождения "Севералмаза", поэтому не думать о ней нельзя, но там пока судебный спор между ЛУКОЙЛом и De Beers. Пока не пришла наша очередь думать предметно.

Есть еще интересный нам проект в сфере угледобычи: "Якутуголь" и "Эльгауголь". Правительство Якутии, на сколько известно, рассматривает планы продажи этих активов на аукционе.

1 марта 2007 года
1991-2007 Interfax

Док. 282428
Опублик.: 09.03.07
Число обращений: 438

  • Выборнов Сергей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``