В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Удар по `серым схемам` выплаты зарплат. Интервью Андрея Исаева Назад
Удар по `серым схемам` выплаты зарплат. Интервью Андрея Исаева
Гость: Андрей Исаев - Председатель комитета ГД по труду и социальной политике

Накануне прошла встреча председателя Государственной Думы Бориса Грызлова с руководством Федерации независимых профсоюзов. В ней приняли участие замминистра финансов, глава Минсоцздравразвития и председатель комитета по труду и социальной политике. Обсуждались социальные разделы проекта федерального бюджета на будущий год. И как вчера уже стало известно, размер минимальной оплаты труда будет повышен в 2007 году до 2 тысяч рублей. То есть практически в два раза. О том, из каких средств это будет сделано и каковы перспективы социального пакета бюджета на будущий год, мы поговорим с председателем комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Андреем Исаевым.

- Новость действительно хорошая для многих сотрудников бюджетной сферы, в первую очередь, потому что именно их интересует минимальный размер оплаты труда, поскольку от него рассчитывается единая тарифная сетка, 2 тысячи рублей. С какого времени возможно это повышение?

ИСАЕВ: Мы сейчас ведем переговоры с правительством для того, чтобы уточнить сроки, когда произойдет это повышение. Я хочу напомнить, что правительство предложило установить минимальный размер оплаты труда на уровне 1400 рублей. И в ходе трехсторонних переговоров, которые состоялись, фракции "Единая Россия", профсоюзам и правительству удалось добиться более существенного повышения до 2000 тысяч рублей.

Как это произойдет? Во-первых, я бы хотел сказать, что для фракции чрезвычайно важны такие консультации с профсоюзами. Мы имеем соглашение с Федерацией независимых профсоюзов России и регулярно перед принятием социальных важных решений консультации проводим. В таком режиме мы работали, например, над Трудовым кодексом, и в результате добились того, что был принят согласованный вариант поправок в Трудовой кодекс, который поддержали и профсоюзы, и работодатели, и правительство. В таком же режиме мы работали и по закону об автономных учреждениях. Мы встречались с профсоюзом образования. И ряд поправок, на которых профсоюз настаивал, были приняты, поддержаны, в результате чего те опасения, которые существовали у профсоюзов в связи с этим законом, как мне кажется, удалось развеять.

И сейчас точно так же перед бюджетом мы провели соответствующие консультации. Два важнейших вопроса, которые поставили профсоюзы, это повышение МРОТа и заработной платы работникам бюджетной сферы.

... на сегодняшний день МРОТ равен 1-ому разряду единой тарифной сетки. И каждый раз, когда обсуждается вопрос по повышению минимального размера оплаты труда, то правительство хватается за голову и говорит, что в той же пропорции нам придется повышать заработную плату 16 миллионам человек, работникам бюджетной сферы.

- Причем, самые разные работники. От библиотекарей до высших государственных чиновников. Все они являются работниками бюджетной сферы.

ИСАЕВ: Совершенно верно. И если мы повышаем МРОТ, то, таким образом, в этой же пропорции повышается заработная плата всем. Сначала бюджетникам, потом в той же пропорции гражданскому персоналу, потом государственным служащим и так далее и тому подобное. Но для того, чтобы разорвать этот порочный узел и все-таки добиться того, чтобы минимальный размер оплаты труда стал реальным, а мы считаем, что он должен быть установлен на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, мы предложили внести поправку в трудовое законодательство, оторвать МРОТ от первого разряда единой тарифной сетки. Таким образом запись о том, что МРОТ не включает в себя надбавки, не включает в себя доплаты и прочее-прочее, будет исключена. Просто МРОТ наполнится тем содержанием, которое предусматривает Конституция. Это будет заработная плата, ниже которой платить нельзя. И в этом случае у нас появляется возможность при достаточно небольшом дополнительном объеме средств этот минимальный размер оплаты труда существенно, почти вдвое поднять до 2 тысяч рублей, это будет уже более чем 50 % от величины прожиточного минимума. Это создает возможность в 2008 добиться того, чтобы МРОТ стал равен величине прожиточного минимума. То есть это задача, которую ставят и профсоюзы, и партия "Единая Россия" перед собой, эта задача в этом случае будет реализована.

- Видимо, не случайно, что эта встреча правительства с профсоюзами и с фракцией "Единая Россия" произошла между двумя чтениями проекта бюджета, потому что первое чтение - это принятие в макропоказателях и дальше уже существенные поправки постатейные.

ИСАЕВ: Совершенно верно. Мы будем принимать решения, связанные с перераспределением средств между разделами. Это основная задача второго чтения бюджета. И если мы договариваемся о дополнительных деньгах, которые направляются на повышение заработной платы, то об этом надо договариваться до 2-го чтения.

- Свидетельства, которые будут на это направлены, откуда идут? Из профицита или из перераспределения государственных расходов?

ИСАЕВ: Мы, в принципе, хотим, в первую очередь, перераспределить общегосударственные расходы, потому что мы считаем, что они несколько завышены в том проекте бюджета, которые внесены правительством на сегодняшний день. И если мы снимаем эти деньги с государственных расходов, то тогда мы не увеличиваем объем денежной массы, находящейся в обращении, поэтому будем считать, что это решение малоинфляционное, оно не очень сильно должно будет подтолкнуть инфляцию.

Но второй вопрос, который обсуждался на этой встрече очень важный, это рост заработной платы бюджетников. Что будет с ней? Мы настаиваем на том, что должно быть в полном объеме выполнено поручение, данное президентом в Послании Федеральному собранию и правительству, о том, что реальная заработная плата бюджетника за те три года, эти слова были сказаны три года назад, должна вырасти в полтора раза.

Напомню, что реальная заработная плата это не номинал, то есть не сама сумма, а покупательная способность заработной платы. То есть номинал в условиях инфляции должен был вырасти более чем в два раза. Правительство предложило для выполнения этой задачи с 1 сентября поднять зарплату бюджетникам в следующем году на 15 %. Мы сочли эту цифру недостаточной и будем настаивать на 20.

- А какой процент инфляции заложен в бюджете будущего года?

ИСАЕВ: 6-8 %.

- Будем брать по верхней планке - 8 %. Соответственно, если 8 % инфляция, повышение зарплаты бюджетников на 15 % не самые большие суммы.

ИСАЕВ: Не самые большие суммы. Поэтому мы говорим о 20 % и считаем, что в этом случае задача, поставленная президентом, будет реализована. И переговоры по данному вопросу мы с правительством продолжим и соответствующие необходимые поправки также подготовим.

Еще один важный момент, до которого нам удалось договориться - это, то что этим же законом мы предоставим право субъектам Федерации устанавливать более высокую минимальную зарплату, чем на федеральном уровне для внебюджетного секторов. Каждый в своем субъекте своим отдельным законом. Почему именно по такому пути мы решили пойти? Почему субъекты Федерации? Потому что у нас сегодня прожиточный минимум, который существует средний по стране, он немножко напоминает температуру по больнице среднюю.

- Где-то три с половиной тысячи рублей - прожиточный минимум.

ИСАЕВ: Да, мы понимаем, что в Москве реальный прожиточный минимум существенно выше, в Ханты-Мансийском округе выше. Есть регионы, где он несколько ниже. И поэтому мы исходим из того, что в данном случае есть как бы единая федеральная гарантия, ниже которой не должно быть заработной платы ни у кого, кто отработал норму рабочего времени, она будет установлена, я надеюсь, в следующем году две тысячи рублей. Но сверх этого субъект Федерации может принять отдельный закон о том, что, например, в данном субъекте Федерации устанавливаются 3 или 3,5 тысячи рублей минимальный размер оплаты труда для работников внебюджетного сектора.

- Во-первых, это необходимо определить законодательно, надо выйти с такой законодательной инициативой или это прописано в законе?

ИСАЕВ: Мы предполагаем, что в проекте закона, который будет внесен, это будет специальным образом прописано. Хочу напомнить нашим слушателям, тем, кто может быть интересуется этой темой, что, в принципе, сегодня теоретически субъекты Федерации-доноры имеют право устанавливать более высокий МРОТ.

- Они пользуются этим правом?

ИСАЕВ: По этому пути уже пошли некоторые регионы. Например, Московская область установила достаточно высокую минимальную заработную плату - 4 тысячи рублей. Город Москва установила отдельную, собственную. Санкт-Петербург, Татарстан. Мы ставим все-таки не совсем равное положение доноров и получателей, тех, кто получает средства из федерального бюджета, дотационные регионы, и поэтому мы решили предложить несколько иную схему. Это схема, которая давала бы право всем устанавливать, но во внебюджетном секторе экономики.

Нас могут упрекнуть, почему бюджетников нет, а внебюджетный сектор затронет? Потому что мы, анализируя ситуацию на рынке труда, убедились в том, что очень часто нынешний МРОТ во внебюджетном секторе экономики является средством для того, чтобы укрывать заработную плату, выплачивать ее вчерную. Например, мне приходилось бывать в Калининградской области, где Георгий Валентинович Боос ведет очень активную борьбу с такими серыми выплатами заработной платы. Он приводил мне пример охранного предприятия, где работало 300 человек и все они получали по ведомости заработную плату 800 рублей в месяц. Естественно, мы понимаем, что на самом деле настоящую заработную плату они получали, что называется, мимо кассы, в конверте. И часто работодатели этим злоупотребляют. Они говорят наемным работникам, что все в порядке, все хорошо, это мы таким образом снижаем налогообложение, ты от этого только выиграешь. На самом деле никакого выигрыша у наемных работников нет, потому что большая часть средств, которая выплачивается в качестве налога из заработной платы, идут на формирование пенсии самого работника. Это взносы во внебюджетный пенсионный фонд. Это единый социальный налог. И, кроме того, работник должен понимать, что в этом случае Трудовой кодекс, закон, профсоюзы, Росторгинспекция защищают его только в легальных трудовых отношениях. Если вы получаете 800 рублей в месяц и вас незаконно уволили, то вас на 800 рублей в месяц можно восстановить. Но при этом все, что вы получали там, вне ведомости, это никак не может быть урегулировано.

- Какой процент населения на сегодняшний момент занят в бюджетной сфере?

ИСАЕВ: В бюджетной сфере на сегодняшний день занято около 15 % населения.

- Таким образом, закон, который вы предлагаете, инициатива законодательная, она защищает абсолютное большинство населения, работающее во внебюджетной сфере.

ИСАЕВ: Абсолютное большинство. Более того, мы можем сказать, что реально, пусть в косвенной форме, но этот закон защитит и тех, кто работает в бюджетной сере. Почему? Потому что повышение во внебюджетном секторе экономики минимальной заработной платы в том или ином субъекте Федерации приведет к резкому увлечению сбора подоходного налога. А подоходный налог сегодня тратится муниципалитетами и субъектами Федерации, в первую очередь, на заработную плату бюджетников. Поэтому если мы делаем первый шаг, скажем, тот или иной субъект Федерации устанавливает на уровне прожиточного минимума у себя МРОТ для внебюджетного сектора, он уже через полгода получит средства для того, чтобы адекватным образом повысить зарплату и бюджетникам тоже. Поэтому мы считаем такой подход очень правильным. И важно, что в переговорах с правительством нам удалось переубедить правительство. Оно всегда очень настороженно относилось к росту минимального размера оплаты труда, говорило о том, что это может привести к каким-то неуправляемым катастрофическим последствиям, говорило о том, что на это не хватит средств, денег. Вот сейчас вот этими решениями, первый отрыв МРОТа от первого разряда единой тарифной сетки и, второе, предоставление субъектам права самостоятельно во внебюджетном секторе устанавливать более высокий высокий МРОТ, этими решениями мы, конечно, ускоряем при приближении минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Надеюсь, что, действительно, в 2008 году эта задача уже будет решена.

- Не ускорит ли это инфляционные процессы в стране? Чем больше денежной массы, тем выше процент инфляции.

ИСАЕВ: Я думаю, что нет. В какой-то мере, безусловно, произойдет рост заработных плат. Предварительно можно оценить, что это будет 20-процентный рост в случае такого повышения МРОТа. Но при этом большая часть все-таки заработной платы будет не новая зарплата, а легализованная старая. Если раньше вам по ведомости платили 800 рублей, то тут как минимум придется заплатить 2 тысячи. Таким образом, можно сказать, это те деньги, которые итак сегодня существуют в экономике. Более того, с этих денег будут заплачены налоги, которые раньше не платились. А налоги - это деньги, которые изымаются в данном случае из экономики.

- Таким образом понижение заработной платы происходит автоматически. Человек получал 800 рублей и дальше получал все необлагаемое налогом. Теперь он получает минимальный размер 2 тысячи рублей и это будет обложено налогом.

ИСАЕВ: Но единый социальный налог платит не сам человек, а платит работодатель. Единый социальный налог никоем образом не понижает заработной платы.

- Это вкладывается в общие расходы работодателя.

ИСАЕВ: В законе мы отдельно хотим оговорить, что в связи с введением нового минимального размера оплаты труда не допускается понижение ставок, тарифов, которые были ранее установлены.

- Не ухудшается положение работника.

ИСАЕВ: Не может быть ухудшено положение работников. Соответствующую запись мы предполагаем в законе сделать. Поэтому никакого понижения, как мы считаем, не произойдет. Кроме того, для этого понижения сегодня нет никаких экономических оснований. Экономика страны все-таки движется вперед, наблюдается определенный подъем. Средства у работодателей имеются. И поэтому они вполне могут потянуть выплату нормальной заработной платы.

- Законы, которые принимаются в связи с повышением минимального размера оплаты труда, они получаются несколько репрессивными в отношении работодателей, они стоят на защите интересов работника и ущемляют работодателя.


ИСАЕВ: Они не ущемляют работодателя. Но они, конечно, в первую очередь, защищают интересы работника, во вторую очередь, они защищают интересы общества и государства в целом. И надо сказать, что этот закон не нами изобретен и они существуют во многих странах. В США есть почасовая минимальная заработная плата. В подавляющем большинстве европейских стран. Недавно, например, минимальный размер оплаты труда ввела Англия, там он отсутствовал. И я на этой неделе вел переговоры с руководством социал-демократической партии Германии, они говорят, что тоже собираются вводить минимальный размер оплаты труда. Там до этого не было, там была тарифная автономия.

26.09.2006
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=20070

Док. 282332
Перв. публик.: 26.09.06
Последн. ред.: 09.03.07
Число обращений: 482

  • Исаев Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``