Владимир Матюхин: Гособоронзаказ под контролемНазад
Владимир Матюхин: Гособоронзаказ под контролем
На вопросы отвечает генерал армии Владимир Матюхин
Это интервью - первое, которое дал генерал армии Владимир Георгиевич Матюхин в новой должности - первого заместителя министра обороны Российской Федерации - председателя Государственного комитета Российской Федерации по оборонному заказу при Министерстве обороны.
- Владимир Георгиевич, вы назначены на новую должность недавно. К тому же и структура новая, можно сказать, организуется с полного нуля и по личной инициативе Президента России. Какова цель создания комитета?
- В своем Послании Федеральному Собранию глава государства выделил задачу модернизации Вооруженных Сил в числе трех важнейших задач. Он отметил, что в военной реформе одним из ключевых вопросов является существенное перевооружение армии. Назначены заместитель председателя Правительства России, отвечающий за военно-промышленные вопросы, советник президента по гособоронзаказу. В целях совершенствования деятельности по формированию и размещению гособоронзаказа и образован наш комитет.
- А если подробнее?
- Госкомитет - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной политики в области разработки, производства, унификации, стандартизации вооружения и военной техники общего применения, и осуществляющий, в пределах своих полномочий, разработку и реализацию при исполнении государственного оборонного заказа необходимых мер по сохранению и развитию оборонного и научно-технического потенциала России и адаптации его к условиям рыночной экономики.
- То есть задачи комитета уже определены?
- Они определены Положением о Госкомоборонзаказе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 2003 года No 650.
- Кратко охарактеризуйте состояние дел в вопросах формирования и реализации оборонного заказа?
- Вопросы, связанные с гособоронзаказом, в последнее время вызывают большой интерес у различных органов: Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, радио, телевидения, прессы. В области обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением и военной техникой общего применения отсутствует должная координация заказа, осуществляемого в интересах различных государственных заказчиков. Вызывает озабоченность недостаточная системность проведения военно-технической политики, преимущественная ориентация на разработку и поставку конкретных образцов вооружений и военной техники при недостаточной проработке общесистемных вопросов.
- Возможно ли решение поставленных вопросов организационными мерами без резкого увеличения военного бюджета?
- Размер военного бюджета определяется экономическим состоянием страны. В настоящее время он более чем скромен. Вместе с тем низка отдача бюджетных средств, направляемых на разработку, закупку и ремонт вооружения и военной техники.
Существующая система формирования государственного оборонного заказа не предусматривает оппонирования предложений государственных заказчиков с точки зрения системности предлагаемых решений, не исключает проведения взаимно дублирующих научных исследований и разработок по заказам различных государственных заказчиков, продолжения проведения долгосрочных работ (10-15 лет), потерявших в настоящее время свою актуальность. Разве это допустимо сегодня, когда мы ведем речь о жесткой экономии бюджетных средств.
Нет жесткого правового регулирования и контроля многих вопросов. Государству необходима действенная система организации и контроля за формированием и исполнением оборонного заказа, а также программы вооружения в целом.
- Вы ее готовы предложить?
- Да, эти предложения есть. Мы постараемся их опробовать на этапе формирования и реализации госзаказа 2004 года, и эффективные предложения реализовать в госзаказе 2005 года.
- А теперь о связи с "оборонкой", к проблемам которой наша газета будет обращаться регулярно.
- Основные цели государственной промышленной политики, в реализации которой наш комитет будет активно участвовать, - сохранение и развитие накопленного оборонно-промышленного и научного комплекса страны, повышение эффективности и конкурентоспособности российской оборонной промышленности. Система государственного оборонного заказа должна стимулировать предприятия успешно работать и развиваться.
- Какие еще вам видятся проблемы, которые надо решать сегодня?
- Проблем много. Есть те, которые можно решить в короткие сроки организационными мерами, есть долгосрочные задачи. Результаты работы Госкомитета во многом определяются начальными исходными условиями: знанием сегодняшнего состояния производственной и научно-технической базы страны, достоверностью анализа и качеством прогноза угроз безопасности государства и адекватными планами военного строительства, уровнем экономического развития страны.