В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева агентству ПРАЙМ-ТАСС
Вопрос: Насколько удачным был 2006 г в рамках денежно-кредитной политики ЦБР? Что было наиболее важным по сравнению с предыдущими годами?

Ответ: В целом, мы, безусловно удовлетворены итогами 2006 г, особенно потому, что они были достигнуты на фоне очень непростой макроэкономической ситуации. Конечно, за прошлые годы мы уже привыкли к высокому сальдо текущего счета платежного баланса, но в 2006 г оно было экстремально высоким - 95,6 млрд долл. До 2006 г такого сальдо не было, и в ближайшие годы повторения такого пикового результата не будет. К тому же, в прошлом году было очень высокое положительное сальдо капитального счета, в основном за счет притока частного капитала. Чистый приток капитала наблюдается второй год подряд, и если в 2005 г он был около 1 млрд долл, то в 2006 г он составил уже 41,6 млрд долл. Добавлю, что это не окончательная цифра, возможно, после того, как мы окончательно выверим цифры, чистый приток капитала будет даже несколько больше.

Итого, совместно по двум этим статьям получается очень большая цифра, что влечет за собой большой прирост золотовалютных резервов, и соответственно большой объем денежного предложения, связанного с ростом чистых международных резервов. Напомню, денежная масса в 2006 г проросла в объеме свыше 48 проц, а денежная база - свыше 39 проц. В этой ситуации мало кто ожидал, что нам удастся удержать инфляцию в пределах 9 проц - скажем честно, никто не ожидал. В итоге, инфляция в 2006 г оказалась почти на 2 процентных пункта ниже инфляции в 2005 г. При том быстром росте монетизации экономики, который наблюдался, я считаю это очень большим достижением. В 2006 г произошло реальное изменение отношения иностранных инвесторов к России, они стали вкладываться в российские инструменты, номинированные в рублях, появилось и много новых прецедентов - выпуск нерезидентами рублевых инструментов, допуск рублевых инструментов в мировые расчетные системы /например Euroclear/, приход консервативных инвесторов на рублевый рынок. Наблюдался большой рост иностранных инвестиций, и прямых и портфельных. Каждое из этих событий уже само по себе значимо для нашей экономики, а все вместе - это уникальное явление. Поэтому я считаю, 2006 г был очень удачным.

Вопрос: С чем связана низкая инфляция на уровне 1,7 проц в январе 2007 г ?

Ответ: Давайте посмотрим, почему все ожидают с начала года высокую инфляцию. Видимо, это связано с тем, что раньше в конце предшествующего года наблюдался рост денежного предложения, неравномерное финансирование бюджетных расходов, некоторые ослабление денежной политики. К тому же срабатывали инфляционные ожидания. В результате, в начале года мы имели некий всплеск инфляции - в 2006 г в январе рост потребительских цен составил 2,4 проц, в феврале - 1,7 проц. В этом году такого не было.

Причин небольшой инфляции может быть несколько. Можно посмотреть, что произошло с теми или иными товарными группами. В этом году немного меньше был рост тарифов ЖКХ, чем в 2006 г. Немного лучше складывалась ситуация по отдельным позициям продовольственной продукции. К примеру. Не было такого большого скачка цен на сахар, как в 2006 г, который был вызван международной конъюнктурой. Но я хочу обратить внимание на то, что показатель базовой инфляции тоже очень сильно снизился - в январе прошлого года он составил 0,8 проц, в январе этого года - 0,6 проц. То есть базовая инфляция снизилась на четверть, что пропорционально общему снижению индекса потребительских цен. И это значит, что нельзя списывать снижение инфляции только на факторы снижения цен на отдельные товары. Здесь есть некое фундаментальное обстоятельство.

Во-первых - это рост спроса на деньги /рубли/, что соответственно препятствует их давлению на потребительский рынок и росту индекса потребительских цен. Увеличение спроса на деньги является следствием роста доверия к банковской системе, доверия в целом национальной финансовой системе, которое, в свою очередь, является выражением того, что денежные власти достаточно долго и последовательно проводили ту политику, которая, в конце концов, вызвала доверие населения.

Другое выражение этого же явления - это замедление скорости обращения денег. Мы видели замедление скорости оборота денег в 2006 г, в начале этого года мы наблюдаем новый виток это замедления. С этим связано, конечно, снижение инфляционных ожиданий населения, предприятий, бизнеса. И, думаю, прежде всего, эти обстоятельства сработали в начале года.

Вопрос: Какую инфляцию ожидает Банк России в 1-м квартале?

Ответ: Я думаю, по итогам января-февраля мы должны уложиться в 2,5 проц. По сравнению с прошлым годом, это на 1,6 проц пункта меньше. В 1-м квартале инфляция будет на уровне 3 - 3,5 проц. Надеюсь, что будет ближе к 3-м процентам, чем к 3,5. Добавлю, что по итогам первых двух месяцев этого года мы идем по графику инфляции меньше 8 проц годовых, по видимому, мы выходим на 7,2 проц инфляции за год. Не будем загадывать, но в целом мы ждем неплохого результата в 2007 г.

Вопрос: А какое укрепление реального эффективного курса рубля будет в 1-м квартале?

Ответ: Вероятно, оно будет на уровне 2 - 2,5 проц.

Вопрос: Какова сейчас реальная структура бивалютной корзины?

Ответ: В этом году мы уже изменили ее структуру - раньше соотношение было 60 американских центов и 40 евроцентов, теперь - 55 американских центов и 45 евроцентов. Но с учетом того, что евроцент тяжелее по стоимости, чем американский, то получилось соотношение примерно 53 проц по евро и 47 проц по доллару. Есть валюты, динамика которых близка к евро, есть те, которые близки к доллару, но в целом мы считаем, что данная структура достаточно точно отражает в целом всю корзину.

Вопрос: Может ли Банка России снизить ставку рефинансирования в 1-м полугодии?

Ответ: Я бы не исключал это. На это могут быть причины, и если гипотеза роста спроса на деньги, и в этой связи снижение инфляции реализуется, мы, наверное, рассмотрим вопрос дополнительного снижения ставки рефинансирования. Это может быть снижение на 0,5 - 0,25.

Вопрос: Какую прибыль получил Банк России по итогам 2006 г?

Ответ: Точной цифры пока нет, но это около 50 млрд руб. Но окончательную цифру мы дадим после того, как аудитор проверит наш отчет. Аудитор дает указания относительно провизий - он оценивает риски по тем или иным операциям и может порекомендовать распустить провизии или, наоборот, создать их при определенных рисках. И это может отразиться на прибыли, но в целом мы считаем, что прибыль порядка 50 млрд руб.

Вопрос: Какова на данный момент структура золотовалютных резервов? Намерен ли ЦБР менять доли ее составляющих?

Ответ: В 2006 г мы увеличили резервы почти на 70 проц, что вероятно самое большое относительное увеличение резервов в мире, к концу года они составили 303,7 млрд долл. Валютная часть резервов состоит на 49 проц из долларов США, 40 проц - евро, 10 проц из фунтов стерлингов и около 1 проц приходится на японскую иену. Доля золота в резервах составляет около 3 проц. Несмотря на то, что мы существенно прирастили количественный объем золота в наших резервах, и, несмотря на то, что изменилась цена золота, доля его в золотовалютных резервах /ЗВР/ не увеличилась. И пока сохраняются очень большие темпы роста золотовалютных резервов, мы не сможем увеличивать долю золота в них. Возможно, в 2008-2009 гг, когда согласно среднесрочному прогнозу объем роста резервов будет уменьшаться, нам удастся увеличить долю золота. Но в 2007 г это не получится.

Вопрос: А какие новые валюты могут войти в ЗВР?

Ответ: Здесь есть ряд возможностей. Мы обсуждаем австралийские и канадские доллары, возможно шведские и датские кроны. Я думаю, что в 2007 г уже может быть принято решение об инвестировании средств в более широкий спектр валют.

Вопрос: Вы упомянули среднесрочный прогноз изменения ЗВР. В чем заключаются эти изменения?

Ответ: Исходя из предположений по изменению цены на нефть, которые сделаны совместно Банком России, Минэкономразвития и Минфином, разработан некий график.

В текущем году средняя цена на нефть Urals составит 55 долл/баррель, в 2008 г вероятно будет 53 долл/баррель, в 2009 г - 52 долл/баррель и в 2010 г - 50 долл/баррель. Исходя из допущений, которые мы делаем по притоку частного капитала, получается, что прирост резервов будет все это время сокращаться, и в 2010 г мы выйдем почти на нулевой прирост. Причем, мы не исключаем, что в 2010-2011 гг возможно даже некоторое сокращение абсолютных значений ЗВР. Добавлю, что к 2010-2011 при этих же условиях может полностью прекратиться и укрепление реального эффективного курса рубля.

Вопрос: Когда может измениться круг инструментов, в которые можно инвестировать средства Стабфонда? Какие условия для этого должны сложиться?

Ответ: По своей природе Стабфонд является стабилизатором только той части денежного предложения, которая связана с текущим счетом платежного баланса. При высоких ценах на нефть компании получают высокую экспортную выручку, которую впоследствии покупает ЦБР, увеличивая тем самым эмиссию денег. Часть этой выручки поступает в Стабфонд через налогообложение: через экспортную пошлину на нефть, через НДПИ на нефть. Но в ситуации, когда положительное сальдо торгового баланса будет снижаться, и, как я говорил ранее, к 2010 г оно приближается к нулю, роль Стабфонда как стерилизатора излишней ликвидности исчезнет.

В подобной ситуации на макроэкономическую ситуацию начинает гораздо больше воздействовать движение капитального счета платежного баланса, то есть приток-отток капитала, который никак не связан с механизмом работы Стабфонда. Поэтому в будущем Стабфонд перестает исполнять роль этого макрорегулятора, хотя он по-прежнему может оставаться регулятором фискальным. Банк России в данных условиях может и должен справляться с управлением ликвидностью с помощью своих инструментов по предоставлению или изъятию денег. В отношении Стабфонда при вышеназванных условиях, надо будет решить вопрос - является ли он страховым инструментом, на случай падения доходов бюджета, или он является, например, инструментом накопительным? Если его средства - это, прежде всего, национальные активы, которые не предполагается тратить на бюджетные нужды то разумно будет получать соответствующий доход от их размещения, и, следовательно, ориентироваться на достаточно доходные инструменты. Я думаю, что круг инструментов, в который могут инвестироваться средства может быть очень широким. Можно расширить круг валют инвестирования, можно снизить инвестиционный рейтинг и тем самым увеличить число стран, в бумаги которых разрешено вкладывать средства. Предложения о том, чтобы расширить круг стран уже поступают, но пока это косметические изменения. Можно разрешить приобретать корпоративный долг. К тому же есть широкий круг активов не с фиксированной доходностью, а инструменты фондового рынка - например, акции, производные финансовые инструменты. Можно вкладываться в активы, привязанные к недвижимости. Мировой опыт в этом вопросе очень большой, и возможны разные варианты. Нужно просто понять, что мы хотим в целом от Стабфонда. Я думаю, что в близкой перспективе, может быть в этом году, какие-то предложения по расширению активов, в которые можно инвестировать Стабфонд будут приняты.

Вопрос: Какой может быть доля средств, привлеченных от иностранных инвесторов в ходе IPO крупных российских компаний? Как это отразится на притоке чистого капитал в 2007 г?

Ответ: Существенно отразится. Я думаю, что приток средств от иностранцев, участвующих в IPO российских компаний, может составить около половины от прогнозируемого чистого притока капитала в Россию в 2007 г. По самым грубым оценкам, сумма иностранного капитала, который примет участие в IPO в энергетическом и банковском секторе может составить 10-15 млрд долл. В целом по итогам года чистый приток частного капитала ожидается на уровне 20-30 млрд долл.

Вопрос: Намерен ли Банк России в ближайшем будущем повышать ставку резервирования по заимствованиям российских банков за рубежом?

Ответ: Мы не исключаем такую возможность - это один из тех инструментов, который есть у нас в арсенале. Но я не могу сказать, что такое решение будет принято в ближайшее время. Скажу больше, на данный момент мы его не обсуждаем. Сейчас складывается ситуация, когда нам удается справляться с проблемой инфляции и без этой меры, поэтому, зачем же усложнять жизнь нашему банковскому сектору. Но если мы поймем необходимость изменения ставки резервирования, то мы будем это использовать.

Вопрос: В этом году федеральный бюджет впервые принимается на три года. На какой срок Банк России будет готовить проект "Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики"?

Ответ: "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики" /ДКП/ в соответствии с законом - это годовой документ, поэтому формально переход к трехлетнему планированию требует изменения законодательства. Переход к более длительному планированию ДКП затруднен еще и тем, что в отличие от бюджета документ Банка России является более оперативным. По своей природе фискальная политика более долгосрочная и более консервативная, принимать решения о налоговых нормативах, о нормативах бюджетных расходах можно и на год, три или пять лет. Принимать же решения об использовании инструментов денежной политики, а по своей природе очень оперативных, которые должны быстро реагировать на изменение макроэкономической ситуации, при трехлетнем планировании будет затруднительно. В таком случае будет очень высокий риск постоянного пересмотра денежно-кредитной политики. Поэтому годовой прогноз для ДКП - это оптимальный вариант.

Отмечу, что Банк России совместно с министерствами принимает участие в разработке трехлетнего бюджета в части прогноза сценарных условий, то есть основные параметры - внешнеэкономическая конъюнктура, цены, платежный баланс, сценарии, денежная программа и т.д., мы согласовывали. В этом смысле, мы и для себя тоже закладываемы ориентиры для основных направлений ДКП. В этом году мы серьезно изменили график его подготовки - готовим на несколько месяцев раньше, чем обычно. В соответствии с законом, Госдума должна его рассмотреть одновременно с бюджетом. Соответственно весной он уже будет направлен в правительство.

Вопрос: Через 3-4 года ЦБР намерен перейти к инфляционному таргетированию. Нужно ли готовить соответствующую нормативную базу?

Ответ: Это серьезный комплексный вопрос. У нас обсуждается концепция перехода к инфляционному таргетированию, готовится план соответствующих мероприятий. Их реализация займет время - года три, я думаю. Возможно, потребуется внести уточнение в закон "О Банке России" в части более четкого определения целей Банка - там должен содержаться более явный акцент на то, что цель Банка России - это ценовая стабильность. Потребуется разработка соответствующих макроэкономических моделей. Возможно, должен быть принят совместный нормативный акт правительства РФ и Центрального банка о том, какой показатель таргетируется, какие сроки, какой коридор инфляции допускается и т.д. Кроме того, предполагается принять решение по раскрытию информации по действиям ЦБР по контролю над инфляцией на ежеквартальной основе.

28.02.2007
http://www.prime-tass.ru/news/print.asp?id=619&ct=interviews

Док. 282023
Перв. публик.: 28.02.07
Последн. ред.: 07.03.07
Число обращений: 332

  • Улюкаев Алексей Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``