В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью первого заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимира Горбачева агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью первого заместителя председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимира Горбачева агентству ПРАЙМ-ТАСС
Вопрос: Владимир Лукич, Вы не просто депутат и заместитель руководителя профильного комитета Госдумы, но и известный в отрасли связи специалист с многолетним опытом руководящей работы. Поэтому тема сегодняшнего разговора - это как раз к Вам. Как Вы оцениваете ситуацию с переходом на новые тарифы местной телефонной связи?

Ответ: Прежде всего, нужно сказать, что введение новых тарифных планов на регулируемые государством услуги местной телефонной связи было своевременным и оправданным.

С одной стороны - в условиях общего роста цен в стране на все, включая энергоносители, соответственно растут и затраты компаний связи на оказание услуг. Поэтому, если мы хотим, чтобы отрасль связи продолжала нормально функционировать и развиваться, мы так или иначе должны быть готовы к изменению тарифов на услуги связи /в том, числе, регулируемые государством/.

С другой стороны, введение с 1 февраля трех основных тарифных планов позволило избежать простого повышения цен на услуги связи, предоставив возможность абонентам выбирать, какой из тарифных планов их больше устраивает с финансовой точки зрения. Напомню, что Федеральная служба по тарифам утвердила для компаний "Связьинвеста", которые обслуживают подавляющее большинство абонентов местной телефонной связи, предельные величины трех основных тарифных планов. Это: тариф с абонентской платой и без ограничения времени разговоров /безлимитный/, тариф с повременной оплатой в зависимости от суммарного времени исходящих звонков и комбинированный с включением в ежемесячную абонентскую плату лимита времени звонков и с поминутной оплатой сверх этого лимита. Есть еще один тарифный план - для тех компаний, у которых сейчас нет технической возможности повременного учета разговоров - это безлимитный тариф с абонентской оплатой несколько дороже, чем старые тарифы компаний.

Такой подход позволяет абонентам, как я уже сказал, выбрать наиболее подходящий тариф. При этом понятно как выбирать: если вы говорите по телефону мало, до 10 минут в день, - выбираете повременный тариф, если очень много /более часа в день/, то безлимитный. При средней разговорчивости - около 10-15 минут в день - подходит комбинированный.

Я бы хотел здесь обратить внимание на то, что если человек правильно сориентируется, то он может даже платить меньше, чем раньше. Например, зная, что вы делаете в месяц звонков общей продолжительностью меньше 270 минут /то есть, звоните со своего телефона меньше, чем 9 минут в день/ и выбрав повременную систему оплату, вы заплатите в месяц меньше, чем старая абонентская плата, которая в среднем по России составляла 192,3 рубля.

Следует еще упомянуть о том, что некоторые компании, такие как, например, "Сибирьтелеком" и "Северо-Западный Телеком" разработали, кроме трех обязательных, еще по нескольку тарифных планов, что еще больше увеличивает возможность выбора для абонентов.

Еще один момент - все компании связи, кроме московской МГТС, с 1 февраля установили для своих абонентов тарифы на 20-30 процентов ниже, чем предельные уровни оплаты услуг связи для населения и организаций, утвержденные Федеральной службой по тарифам.

В итоге повышение цен на услуги местной телефонной связи, которое произошло с введением новых тарифов, оказалось не таким уж большим. По трем из четырех основных тарифных планов при средней по России длительности исходящих звонков /378 минут в месяц/ повышение ежемесячной платы за услуги местной связи составит в среднем по стране 11,6-13,1 процента. И только по самому дорогому - безлимитному - тарифу плата за услуги связи вырастет больше - на 76,5 проц.

При этом нужно отметить, что одновременно с 1 февраля снижены цены на предоставление доступа к сети местной телефонной связи /в среднем на 7 процентов/, на предоставление внутризоновых телефонных соединений /в среднем на 1,4 процента/ и на услуги междугородной связи /в среднем на 1,2 процента/.

Другими словами, введением новых тарифов удалось и учесть интересы отрасли, и избежать одномоментного резкого повышения цен на услуги связи.

Вопрос: И все же внедрение новых тарифов очевидно сопряжено с некоторыми проблемами. Каковы, на Ваш взгляд, основные их них?

Ответ: Мне кажется, одна из главных проблем - недостаточная информированность абонентов о нововведениях. В результате на сегодня менее половины абонентов сделали свой выбор. И, поскольку новые тарифы действуют с 1 февраля, люди, не сделавшие выбора и не сообщившие о нем своему оператору, в марте получат счета за февраль по самому дорогому тарифу - безлимитному, абонентская плата за который в среднем по стране составляет около 340 рублей в месяц вместо прежних 192 рублей. Это связано с особенностями действующей нормативно-правовой базы в сфере гражданских отношений в России.

Может оказаться так, что новый размер абонентской платы станет для таких не определившихся граждан достаточной неожиданностью и вызовет у них определенную озабоченность. Хотя, судя по сведениям компаний и Мининформсвязи, проведена немалая работа по информированию населения разными способами, включая публикации в СМИ. И все же степень информированности абонентов может быть недостаточной. Как на самом деле - покажет март.

Хотя и тут особой проблемы нет: те, кто забыл или не понял, что нужно выбирать - поймет это, получив в марте новый счет за февраль. И тогда либо согласится и дальше платить по безлимитному плану, либо пойдет и переоформит договор на какой-то другой тарифный план. Это можно сделать один раз совершенно бесплатно.

Правда, за февраль по полученному счету заплатить все же придется.

Вторая проблема - недостаточное, как мне кажется, количество разных тарифных планов. Тут уже инициатива должна принадлежать компаниям, которые имеют полное право разрабатывать любые тарифные планы, параметры которых не выходят за пределы основных тарифов, установленных регулирующими органами. Как я уже говорил, некоторые компании это сделали. Например, "Северо-Западный Телеком" предложил абонентам не четыре, а семь тарифных планов. А "Сибирьтелеком" разработал тариф "Социальный": абонентская плата по нему равна 150 рублей в месяц, и в нее включены 150 минут исходящих звонков в месяц. Кроме того, эта компания сделала бесплатными звонки на телефоны некоторых социальных учреждений.

Вопрос: Таким образом, получается следующая картина. Тарифы новые установлены обоснованно, при этом цены на местную телефонную связь повышаются не очень сильно. Абоненты по этому поводу не особенно волнуются - то ли потому, что не до конца поняли, а может и потому, что их новые тарифы не очень огорчают. Но, с другой стороны, некоторые представители исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях выражают свое несогласие с новыми тарифами. Почему так?

Ответ: Действительно, получается не совсем понятно: с 1 января тарифы на газ, электроэнергию, транспорт, жилищно-коммунальные и другие услуги выросли, и это не породило протестов. В то же время, изменение тарифов на услуги связи вызывало такую реакцию. Возможно, дело в том, что так бывает: кто довольно успешно работает, с того и больше спрашивают. А отрасль связи в России работает хорошо: несмотря ни на какие трудности последних пятнадцати лет, связь работала всегда устойчиво, никаких массовых регулярных отключений абонентов и крупномасштабных аварий в отрасли не было. Более того, за эти годы отрасль интенсивно развивалась. Активно ведется замена оборудования сетей фиксированной связи на современное цифровое, осуществляется внедрение широкополосных технологий доступа в Интернет и других услуг. В результате, например, за последние 5-6 лет число постоянных пользователей Интернетом в России выросло в несколько раз до 25 млн человек. Поэтому отрасль на виду - все привыкли, что она работает устойчиво, и какие-то неочевидные вопросы вызывают пристальное внимание к ней.

Есть еще одна причина: о новых тарифных планах недостаточно информировано не только население, но порой и те представители властных структур, которые выступают с критикой. Например, не так давно один из наших уважаемых депутатов в своем выступлении выразил озабоченность двукратным, по его мнению, ростом тарифов на услуги телефонной связи. А когда мы разъяснили ему, как на самом деле выглядит изменение тарифов, возражений и претензий у него не осталось.

Другие причины пристального внимания к тарифам на услуги связи относятся больше не к сути вопроса, а к характеру современных общественно-политических процессов, что называется, текущего политического момента.

Вопрос: Вероятно, в результате таких не вполне взвешенных выступлений политиков у некоторых людей, по нашим наблюдениям, сложилось мнение, что эти новые тарифы "незаконны и их скоро отменят"...

Ответ: Может быть и так. Конечно, решение с тарифами - непопулярное. Прежде всего, оно может больно ударить по социально незащищенным слоям населения. Но при этом нельзя забывать о плюсах новой системы, ведь абоненты смогут выбрать необходимый тарифный план, исходя из своей деловой активности, и управлять своими расходами на телефонную связь.

Тарифы эти никто не отменит, конечно. И совершенно точно, что они законны, так как разработаны и утверждены законным путем уполномоченными государственными органами.

Вопрос: Еще один вопрос, связанный с новыми тарифами. Сейчас много критики раздается в адрес ОАО "Московская городская телефонная сеть" /МГТС/ за то, что эта компания установила свои тарифы на уровне предельных значений, разрешенных ей регулирующими органами. Вы, Владимир Лукич, тоже критиковали МГТС за это. Но ведь компания не нарушила никаких законодательно-нормативных актов. В чем здесь дело?

Ответ: Да, Вы правы, установив такие тарифы, МГТС ничего не нарушила. Она поступила так, как имела право поступить. То есть, формальных претензий к МГТС нет.

Но вот, с моей точки зрения, которую разделяют и другие, включая Мининформсвязи, МГТС следовало бы поэтапно увеличивать свои тарифы до максимальных значений, как это сделали другие компании. Можно было бы поступить и по-другому: например, установить обязательные тарифы на максимальном уровне, но при этом предложить еще и несколько других тарифов для того, чтобы у людей был больший выбор. Тем более, у компании была и возможность, и время, чтобы разработать такие тарифы. Но МГТС не сделала ни того, ни другого, "подставив" себя под критику, в то время как другие компании применили или один или другой вариант или оба сразу. В частности, целесообразно было бы разработать хотя бы социальный тариф и для Москвы, как это сделали в Сибири.

Вопрос: Еще один вопрос, который представляет интерес не столько для широкой публики, сколько для отраслевых профессионалов.

Как известно, сейчас операторы местной телефонной связи получают от операторов дальней связи специальную дополнительную плату за каждый междугородный и международный звонок, поступивший из сети местной связи - так называемую компенсационную надбавку. Это сделано, чтобы устранить дисбаланс между высокой прибыльностью услуг дальней связи и низкой прибыльностью услуг местной связи. Планировалось, что после полного введения новой системы тарифов на местную связь это дисбаланс будет устранен и необходимость в компенсационной надбавке отпадет к концу 2008 г. Теперь, когда большинство компаний установили новые тарифы на местную связь ниже предельных значений, удастся ли отменить эту надбавку, как планировалось, в конце 2008 г?

Ответ: Пока не до конца понятно, как все же абоненты сделают свой выбор, какова будет окончательная структура выбранных ими тарифных планов. Но все же, по моему мнению, планы по отмене компенсационной надбавки будут осуществлены.

01.03.2007
http://www.prime-tass.ru/news/print.asp?id=620&ct=interviews

Док. 282022
Перв. публик.: 01.03.07
Последн. ред.: 07.03.07
Число обращений: 275

  • Горбачев Владимир Лукич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``