В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лесной кодекс: за и против Назад
Лесной кодекс: за и против
26 мая Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию провел в Архангельске выездной семинар-совещание "Аспекты совершенствования лесного законодательства в части регулирования деятельности лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий Российской Федерации на примере предприятий Архангельской области".
В центре обсуждения депутатов и представителей лесной промышленности был проект Лесного кодекса, внесенный в Государственную Думу Правительством РФ и принятый в первом чтении 26 апреля. Место заседания было определено ролью лесной промышленности в структуре экономики Архангельской области и наработанным опытом архангельских органов управления в сфере лесопользования.
В настоящее время отношения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Со времени введения его в действие накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. Анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормы Лесного кодекса недостаточно эффективны либо имеют внутренние несоответствия между собой. Учитывая, что в указанный период значительному изменению подверглись смежные с лесной отрасли законодательства, также регулирующие лесные отношения, возникла необходимость согласования норм Лесного кодекса РФ с нормами федеральных законов, принятых после введения его в действие.
Разработка новой редакции Лесного кодекса РФ вызвана необходимостью оперативного отражения в лесном законодательстве произошедших в последние годы изменений социально-экономической ситуации в стране, обеспечения согласованного и эффективного государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов, необходимостью создания благоприятного климата для осуществления рационального использования лесных ресурсов в условиях наметившегося экономического роста.
Основными элементами лесного законодательства, модифицируемыми в новой редакции Лесного кодекса, являются: объекты правового регулирования, права пользования лесными участками, формы собственности на лесные участки, регулирование рационального лесопользования и лесоводства, система государственного управления лесами.
Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков. Объектами регулируемых отношений в проекте являются леса, произрастающие на землях любых категорий, определенные как природный объект, неотделимо связанный с землей, участки земель лесного фонда как объект недвижимости, права пользования ими. Субъектами регулируемых проектом отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
В законопроекте осуществлено последовательное разграничение собственности на лесной фонд, предусматривается юридическое закрепление леса за собственником земельного участка. По мнению разработчиков проекта кодекса, реализация указанных положений позволит обеспечить рациональное лесопользование и воспроизводство лесов, повысит эффективность использования лесных ресурсов и будет способствовать притоку инвестиций в лесной сектор экономики.
Основным элементом указанной системы является договор аренды лесных участков, заключаемый на срок до 99 лет в основном по результатам аукциона. Лесные участки предоставляются в аренду для осуществления всех видов лесопользования, кроме запрещенных. Предусмотрено целевое предоставление лесных участков для научно-исследовательских, образовательных целей и учреждений системы исполнения уголовных наказаний. Для удовлетворения потребностей граждан в дровах для отопления предусмотрен договор продажи деревьев на сруб.
Для ограничения излишнего администрирования и вмешательства государства в деятельность лесопользователей после предоставления лесных участков в пользование в законопроекте существенно изменены нормы, регулирующие осуществление лесопользования. Все условия пользования лесным участком определяются до выставления его на аукцион. Особенности лесопользования для лесов различных групп и категорий защитности установлены непосредственно в законопроекте. Предусмотрен переход на заявительный порядок осуществления лесопользования (лесная декларация), исключены не работающие на практике положения о лицензировании деятельности по использованию лесного фонда, а также об обязательной сертификации лесных ресурсов, за исключением лесов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Основной объем регулятивных и контрольных полномочий в отношении управления лесным фондом концентрируется на федеральном уровне. Функции соб-ственника земель лесного фонда осуществляются органами государственной власти в порядке, установленном федеральными законами.
Проект закона предусматривает изъятие из сферы ведения органов государственного управления функции ведения лесного хозяйства. Обязанности по ведению лесного хозяйства возлагаются на арендаторов, доверительных управляющих лесных участков и их собственников. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по управлению лесным фондом организует ведение лесного хозяйства лишь на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, не переданных в аренду и доверительное управление гражданам и юридическим лицам, с возложением на них обязанности вести лесное хозяйство.
Прокомментировать проект Лесного кодекса мы попросили члена Комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию, нашего депутата Виталия Басыгысова .
Виталий Николаевич, на какой стадии находится рассмотрение проекта нового Лесного кодекса?
В настоящее время идет подготовка поправок к проекту кодекса, принятому в первом чтении. Срок внесения поправок - до 9 июля. Комитет по природным ресурсам и природопользованию счел возможным рекомендовать Государственной Думе принять проект в первом чтении с условием того, что ко второму чтению будет учтен ряд замечаний и предложений. Тем не менее, я счел целесообразным проголосовать против проекта кодекса как не удовлетворяющего потребностям регионов и противоречащего реалиям экономической жизни государства.
Какие пункты вызывают наибольшую вашу критику?
Я категорический противник централизации всего управления лесным хозяйством в федеральном центре. Права субъектов РФ и муниципальных образований в первоначальном проекте четко не прописаны. По моему мнению, необходимо включить в проект отдельную главу о разделении полномочий в области лесных отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, при этом предусмотреть механизм делегирования полномочий субъектам РФ функций государственного управления лесным фондом.
Другой принципиальный вопрос, который необходимо решить в ходе работы над проектом, это вопрос собственности. Практически предлагается ввести частную собственность на леса. Этот вопрос должен быть проработан детально. И вызывает сомнения оправданность включения иностранных физических и юридических лиц в число участников лесных отношений.
Главным нововведением проекта является заявительный порядок, а не разрешительный. Думаю, что это может привести к ослаблению государственного контроля, различным злоупотреблениям.
Ваше мнение о предлагаемой системе аукционов?
Проект предлагает заключать договоры аренды лесных участков сроком до 99 лет в основном по результатам аукциона. Мы же считаем, что, во-первых, необходимо предусмотреть не только аукционы, но также и конкурсы с инвестиционными условиями. Аукционы целесообразно проводить в тех местах, где есть развитая инфраструктура и достаточный бюджет. На тех же территориях, где слабая инфраструктура и маломощные бюджеты, все-таки необходимо передавать участки в аренду на конкурсах с инвестусловиями. Кроме того, очень перспективной видится разработка лесов на концессионных условиях. Для малого бизнеса, предприятий с ограниченными финансовыми ресурсами в целях поддержки местного населения также необходимо разработать особые механизмы.
Участники совещания в Архангельске считают, и я полностью разделяю это мнение, что 99 лет, установленных для аренды лесных участков, - это нереальный срок. Через 100 лет, может быть, вообще леса не будет при таких условиях лесопользования. Поэтому необходимо дополнительно предусмотреть экономическую ответственность лесопользователей.
Для рядовых граждан будет ли иметь последствия введение в действие Лесного кодекса?
Для избирателей первостепенную важность имеет решение вопроса доступа граждан к лесопользованию: возможность охотиться, собирать дары леса. В предлагаемой редакции введены очень жесткие ограничения в угоду крупным лесопользователям. Условия доступа граждан должны быть уточнены, ограничения на пребывание граждан в лесах, по нашему мнению, должны быть отменены с введением норм об их ответственности.
Виталий Николаевич, какие еще поправки к законопроекту разрабатываются?
Свою задачу я вижу в том, чтобы включить в проект отдельную главу, посвященную вопросам законодательного регулирования особенностей лесопользования при осуществлении недропользования, строительства и эксплуатации объектов производства и транспортной инфраструктуры, предусмотреть механизм перевода лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, включая добычу полезных ископаемых. Данный пункт имеет огромную важность, особенно для старателей, добывающих золото на россыпных месторождениях. В настоящее время в результате изменений Правительством РФ условий перевода лесных земель в нелесные добыча золота может стать практически нерентабельной.
При разработке нового лесного законодательства нельзя забывать об интересах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока при осуществлении ими традиционного природопользования в лесах, предусмотрев специальный механизм обеспечения их интересов.
И, конечно же, финансовый аспект: при введении кодекса субъекты Федерации потеряют часть доходов, необходимо рассмотреть вопрос компенсации выпадающих доходов субъектов Российской Федерации при введении новой системы платежей за пользование лесным фондом.

Якутия, г. Якутск

16 Июня 2005 г.



Док. 282015
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 306

  • Басыгысов Виталий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``