В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Государственная дума должна учитывать интересы субъектов Назад
Государственная дума должна учитывать интересы субъектов
Лето пора отпусков. Отправилась на каникулы и Государственная Дума Российской Федерации. О том, как российские парламентарии поработали в этом году, мы решили расспросить депутата Госдумы Виталия Басыгысова .
В этом году начал действовать 122-й закон, самый спорный за последнее время, который изменил систему взаимоотношений государства и так называемых льготников. Как мы и предполагали, закон не был встречен с воодушевлением, и хотя все понимали, что пора в сфере льгот наводить порядок, по стране прокатилось протестное движение. Прежде всего, оно касалось лишения бесплатного проезда на городском транспорте. К сегодняшнему дню практически везде этот вопрос решен: выделяются либо денежные компенсации, либо социальный проезд. Правительство было вынуждено отступить, в результате оно не добилось главной своей цели сократить расходы. Напротив, вместо 180 миллиардов рублей льготникам будет выплачен 301 миллиард. Так что нет худа без добра.
Еще один спорный вопрос разграничение полномочий между федеральным центром, субъектами и органами местного самоуправления. Около 40 депутатов Государственной Думы выступили с предложением не спешить с переходом к местному самоуправлению на поселенческом уровне и перенести начало действия закона с 1 января 2006 на 2008 год, чтобы было время нормально подготовить людей, законодательную базу в субъектах и муниципальных образованиях, тем более что даже в федеральном законодательстве есть неясности. Но они не нашли поддержки ни в Государственной Думе, ни в правительстве России.
Конечно, введение МСУ оживит жизнь в муниципальных образованиях, которые сегодня несколько отстранены от принятия политических и управленческих решений, даже касающихся их собственной судьбы. Ведь это очень важно: самим решать свою судьбу, не зависеть от государства даже в мелочах. Жаль, что из-за спешки идея местного самоуправления может быть дискредитирована. Нужно вернуть субъектам часть забранных полномочий, потому что бесправные регионы не могут нормально развиваться и быть сильными.
В 122-м ФЗ нас больше интересовала социальная часть, удалось отстоять гарантии северянам, и мы продолжаем курировать этот вопрос. Но сложности все равно возникают. Так, Министерство здравоохранения и социального развития и Пенсионный фонд России незаконно и неправомерно связали бесплатный проезд неработающих пенсионеров только с оплатой проезда по путевкам на санаторно-курортное лечение. Это неправильно, так как далеко не все неработающие пенсионеры могут себе позволить приобрести путевки, но если бы проезд оплачивался, имели бы возможность съездить к родственникам или друзьям, живущим в других регионах, просто отдохнуть. Есть нюансы и с начислением надбавок молодым людям, только начинающим работать на Севере. Но есть и плюсы. Лучше стало лекарственное обеспечение, так как раньше эта система не была отрегулирована.
Весной депутаты занимались отлаживанием налоговой системы в части акцизов и НДС.
Эти законы были приняты в прошлом, 2004 году, а в этом началась их реализация. Какие законопроекты рассматривали депутаты Госдумы в этом году?
Мы работаем над целым блоком законов о доступном жилье. Сегодня банковская система не обеспечивает долгосрочного кредитования, потому что 20% годовых за кредит на приобретение жилья не устраивают людей. Важно преодолеть бюрократию и коррупцию в этой сфере, монополию строительных организаций, мошенничество. Продолжается совершенствование 27-ми федеральных законов в этой области.
Следующий блок касается новой экономической политики, создания свободных экономических зон. Были проанализированы серьезные упущения в существовавших ранее зонах. Этот законопроект уже принят в первом чтении, думаю, осенью процесс будет завершен. Зоны не будут такими большими, как раньше: 10 кв. км для производственных предприятий и 2 кв. км для научно-внедренческих учреждений. Правительство могло бы помочь в привлечении иностранных инвесторов в российские научные разработки. Хотя этот закон будет ориентирован на депрессивные территории, думаю, его можно будет применять и в некоторых районах нашей республики.
Всю весну депутаты занимались Водным и Лесным кодексами и Законом "О недрах". Проходили парламентские слушания, "круглые столы", выездные заседания в регионах, чтобы изучить мнение специалистов и позицию субъектов. Это очень сложные законы. Разработчики считают, что их принятие поможет привлечь иностранных инвесторов. Причем сегодня предусмотрены только аукционы, а значит, у нас появится частная собственность на лес, право на разработку месторождений и т.д. Некоторые называют это приватизацией недровых богатств. Переход на частные аукционы пагубен для местных производителей. Наши небольшие старательские артели или лесхозы не смогут конкурировать ни с иностранным капиталом, ни с нашими олигархами, а значит, они будут выброшены из этого процесса. Потому необходимо проведение конкурсов, причем на разных уровнях. В Федерации на них могут выставляться крупные месторождения, в субъектах средние, а в муниципальных образованиях строительные материалы, лес и т.д.
А высказывают свое мнение по поводу этих законодательных актов сами субъекты?
Лесной и Водный кодексы поступили в Думу раньше, чем Закон "О недрах", уже получены отзывы субъектов. По закону законопроект принимается, если его поддерживают более двух третей субъектов, и если треть с ним не согласна, он отправляется на доработку. К сожалению, у субъектов не хватает мужества открыто высказать свою позицию, сказать "нет". Так, по Лесному кодексу поступило всего 10 отрицательных отзывов, а это значит, что он может быть принят в предложенном варианте. Боюсь, что это может случиться и с Законом "О недрах".
Хотя законопроекты обсуждались в комитетах, в правительстве многие наши мнения не учтены. Теперь дело за Государственной Думой.
Что скажут депутаты?
Наш комитет поддерживает точку зрения субъектов. Мы за то, чтобы проводились не только аукционы, но и конкурсы; за учет эффективности использования недровых богатств; за изменение системы налогообложения добычи, что позволило бы оградить от хищнической добычи на наиболее богатых и легкодобываемых месторождениях. Мы за полномочия субъектов в этом вопросе и за поощрение геологоразведочных работ.
В этом году принят Закон "О выборах в Государственную Думу", который тоже напрямую затрагивает интересы регионов.
Изменился сам порядок выборов. Теперь не будет одномандатников, депутаты будут избираться только по партийным спискам. Так что некоторые регионы могут вообще остаться без своих депутатов в Госдуме. Считается, что начнется борьба крупных политических партий, и это освежит саму избирательную систему. Но одномандатники связаны со своими избирателями и представляют интересы субъекта, если же выборы будут проходить только по партийным спискам, то депутаты будут учитывать прежде всего интересы своей партии.
Еще один нашумевший законопроект касается реформы образования.
Что говорить, сегодняшнее состояние образования, здравоохранения никого не устраивает. Коренного улучшения требует материально-техническая база этих отраслей, нужно реальное финансирование, а не по остаточному принципу. Но я считаю, что нельзя отказываться от всего сразу, от наработок, проверенных временем. Любую систему, если ее не финансировать, можно довести до ручки. Изменения нужно вносить, чтобы они улучшили систему. Если же вся реформа сведется к тому, что образование и здравоохранение будут платными, это не реформа.
Совсем недавно в республику приезжал председатель Правления пенсионного фонда России Г.Батанов. Каковы результаты этого визита?
Сколько бы мы ни рассказывали в Москве, как живется на Севере, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому сам приезд Батанова, налаживание рабочих контактов уже реальный результат. С бывшим руководством данного ведомства этого не удавалось сделать. Убежден, что выездное заседание Пенсионного фонда России поможет улучшить материальное положение, будет проанализировано пенсионное положение северян. Возникают идеи дальнейшей совместной работы, как можно его совершенствовать. Ведь речь идет не только о повышении пенсии, но и о работе департамента, уровне сбора пенсионных платежей. Продолжается работа с коэффициентами. Так что польза от визита несомненна.

Якутия, г. Якутск

20 Июля 2005 г.




Док. 282014
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 252

  • Басыгысов Виталий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``