В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новый закон `О недрах` не отражает национальных интересов России Назад
Новый закон `О недрах` не отражает национальных интересов России
17 июля с.г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы проект федерального Закона N187513 "О недрах". Разработка новой редакции основополагающего закона в области регулирования недропользования длилась несколько лет, его концепция обсуждалась на различных уровнях. К сожалению, необходимо признать, что внесенный проект закона не учитывает наших многочисленных предложений и не соответствует потребностям и реалиям российской экономической действительности. В Комитете Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию внесенный проект обсуждает рабочая группа, членом которой я являюсь, с привлечением широкого круга экспертов, в том числе представителей государственных органов Республики Саха (Якутия).Хотелось бы обратить внимание на ряд положений проекта закона, которые, на мой взгляд, являются принципиальными при его рассмотрении. Во-первых, и этот вопрос для меня как депутата, представляющего в российском парламенте интересы Республики Саха (Якутия) и ее жителей, является принципиальным, проект закона по-новому устанавливает разделение полномочий по владению, пользованию и распоряжению недрами между федеральным центром и субъектами Федерации в нарушение Конституции РФ, гарантирующей совместное пользование недрами. Субъекты Российской Федерации по проекту закона в сфере недропользования могут выступать только от имени Российской Федерации. Нами неоднократно предлагалось разделить недра на участки федерального, регионального и местного значения с соответствующим регулированием, но в законе предусмотрены только участки недр местного значения, т.е. участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые. Из проекта закона следует, что субъекты Российской Федерации практически отстранены от ведения вопросов недропользования, в их ведении оставлены лишь вопросы, которые не будут оказывать существенного влияния на процессы недропользования на их территории. Проект закона не предусматривает защиту интересов коренных малочисленных народов Севера, осуществляющих традиционное природопользование. Земельные участки для недропользования могут быть изъяты без согласования с общинами, которым эти земли оформлены в пользование, в том числе в бессрочное. Следовательно, проект закона напрямую ущемляет права коренных малочисленных народов. По мнению многочисленных экспертов, он ориентирован на решение интересов крупных недропользователей, осуществляющих добычу углеводородного сырья нефти, газа. Интересы других недропользователей, занятых в не столь высокоприбыльных, но не менее важных видах добычи, практически не учитываются. Можно прямо сказать, что эта редакция закона подготовлена нефтяным и газовым лобби, отстаивающим свои интересы в Российской Федерации практически как государство в государстве. Проект закона ориентирован на то, что приоритет в недропользовании получают крупные предприятия с большими финансовыми ресурсами, в первую очередь транснациональные корпорации. Малые и средние компании, каких в Республике Саха (Якутия) большинство, не получат адекватных условий для развития. Месторождения с низкими запасами, истощенные месторождения также должны быть вовлечены в недропользование, малые и средние компании обеспечивают трудовыми местами значительное количество людей, тем не менее, проект закона закладывает изначальные трудности в работу их предприятий. В нем предлагается внедрение механизма проведения аукционов на право заключения договора пользования участками недр. Но предлагаемый механизм не снижает коррупционных возможностей чиновников, влияющих на результаты аукционов. Законопроект не решает вопрос создания эффективного механизма для стимулирования воспроизводства минерально-сырьевой базы. Истощенная минерально-сырьевая база в ближайшем будущем грозит экономическим кризисом, без активной геологоразведки для обеспечения прироста запасов эффективное недропользование обречено. Нормы законопроекта, предусматривающие поощрение открытия месторождения, содержат множество ограничений, что снижает эффективность поощрительных мер. И в заключение хотелось бы подчеркнуть главное: проект федерального Закона 187513 "О недрах , на мой взгляд, не отражает национальных интересов России. Проект закона направлен на сохранение экстенсивного развития российской экономики, когда заданные темпы роста достигаются за счет прироста добычи углеводородного сырья. Но в условиях, когда дополнительные доходы бюджета, связанные с ростом объемов добычи и благоприятной конъюнктурой на мировом рынке, не могут быть использованы во благо народа России, а накапливаются в Стабилизационном фонде в связи с угрозой ускорения инфляционных процессов, и когда сверхприбыли частных лиц, получивших в результате приватизации контроль над прибыльными добывающими предприятиями, направляются в основном не в экономику России, а оседают на заграничных счетах и направляются на удовлетворение личных потребностей, можно смело начинать ставить вопрос об ограничении объемов добычи нефти и газа в России. Наши дети и внуки могут остаться без недровых богатств, бездумно растраченных в наше время, нынешние темпы роста добычи в ущерб структурным изменениям в экономике могут иметь крайне негативные последствия в будущем, если доходы от этой добычи не будут направлены на глубокое реформирование российской экономики. В связи с этим одной из важнейших задач нового закона о недрах должна быть защита именно национальных интересов Российской Федерации и ее народа. Виталий БАСЫГЫСОВ , депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по природным ресурсам и природопользованию, председатель подкомитета по драгоценным металлам и драгоценным камням.

СМИ: Якутия, г. Якутск

23 Сентября 2005 г.



Док. 282011
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 278

  • Басыгысов Виталий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``