В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.И.Жуков: Духовно-нравственные ценности современного российского общества Назад
В.И.Жуков: Духовно-нравственные ценности современного российского общества
Уважаемый президиум!
Уважаемые коллеги!
Ваше высокопреосвященство!
Прежде всего, позвольте выразить искреннюю благодарность за те мудрые, глубокие размышления о роли нравственности, которые мы услышали, и одновременно с этим выразить восхищение тем даром апостольского красноречия, который Вы явили нам в очередной раз.
События, происходящие в нашей стране, не имеют одного измерения и не оцениваются только знаком "плюс" или знаком "минус". Все гораздо сложнее. И тем не менее, с моей точки зрения, есть две области общественной деятельности, в которых произошли позитивные изменения. Это, прежде всего, православное церковное возрождение, открывающее, говоря словами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, "новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных слоях нашего общества". Результатом православного церковного возрождения стало превращение Русской Православной Церкви в социальный институт, пользующийся большим уважением и доверием населения. Отражением духовного подъема стало принятие социального учения Русской Православной Церкви или основ ее социальной концепции.
Вторая область - это накопление и стремительное развитие социального знания, видоизменение предметного поля традиционных наук, интеграция естественнонаучных и гуманитарных направлений и, в конечном итоге, становление социальной науки и социального образования. Именно эту новую для России область знания, просвещения и воспитания представляют Академия социальных и гуманитарных наук, Институт социально-политических исследований, Московский государственный социальный университет.
Ровесник российской государственности, наш Университет основан в ноябре 1991 года. За этот короткий срок он превратился в крупнейший научный образовательный центр, ведущий подготовку специалистов для социальной сферы по 63 специальностям. На 27 факультетах в Москве, в 64 филиалах, работающих в 50 регионах нашей страны, в странах Балтии и СНГ учатся более 80 тысяч студентов, работают свыше трех тысяч преподавателей.
В своей деятельности мы исходим из того, что социальные науки, социальное образование и духовное воспитание обладают взаимными компенсирующими свойствами. Подготовка современного образованного специалиста, призванного трудиться в социальной сфере, будет неполноценной, если она основана только на рационализме доктрин и механизмах социальных технологий. Вне духовного измерения можно дать знания, но нельзя подготовить специалиста, способного понять сущность явлений, влияющих на социальное положение и состояние человека.
В непосредственной связи с этим мы рассматриваем "Основы социальной концепции" РПЦ как выдающийся документ современности. И я бы хотел обратить внимание на несколько его особенностей. Во-первых, вопреки распространяемому мнению об отстраненности Православной Церкви от науки и просвещения, социальное учение исповедует открытость миру. Церковь открыто изложила свое отношение к глобальным проблемам развивающегося мира - демографическим, экологическим и другим вызовам. Во-вторых, внесена ясность в отношения Церкви и государства, органов власти и управления, средств массовой информации, раскрыто православно-этическое содержание таких ключевых социальных понятий, как государство, права человека, экономика и политика, семья и брак, культура и образование, наука и религия.
Как крупное богословское событие следует воспринимать то обстоятельство, что предметом нового православного документа является осмысление не только вероучения, но и всего комплекса предметов социального мира. Не вызывает сомнений и необходимость связи научного знания с религиозными, духовными и нравственными ценностями, как об этом говорится в 14-м разделе документа. Церковь справедливо предостерегает человека от искушения рассматривать науку как область, совершенно независимую от нравственных принципов.
В целом, с моей точки зрения, "Основы социальной концепции" - это манифест нравственности. Социальная концепция Русской Православной Церкви является историческим документом не только для православного мира, она являет собой пример современного системного подхода к организации всей деятельности. Этот подход опережает по времени и силе воздействия практику разрозненных пасторских посланий на социальные темы. Очевидно, на документ такого содержания и значения должна последовать реакция как общества, так и государства.
Не касаясь многого, хотелось бы подчеркнуть - очевидной становится необходимость сформировать в стране православную общественность как составную и влиятельную часть российского гражданского общества, представленную во всех структурах и институтах государственной власти. Традиционное влияние христианской социальной этики на население может дополниться влиянием представителей православия на политическую власть в интересах консолидации народов, населяющих нашу страну.
С этой точки зрения "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви" можно воспринимать как социальное учение, которое позволяет преобразовывать духовные начала церковного богослужения в нормы гражданской жизни, консолидирующие общество. Полагаю, в конце прошлого столетия были допущены серьезные политические просчеты. Стремясь побыстрее приобщить страну к цивилизованному миру, органы власти легализовали деятельность организаций религиозного толка, не только игнорирующих традиции отечественной православной культуры, но и враждебных как по отношению к населению, так и по отношению к государству. На территории России в конце XX столетия были зарегистрированы 15 454 религиозных объединений 56 вероисповеданий, направлений и толков, в том числе и тоталитарные, экзотические секты и т.д.
Такой результат возможен лишь в стране с размытой идеологией и "лоскутным" законодательством. Политикой, отвечающей интересам духовной консолидации общества, страна пока не располагает. В непосредственной связи с этим, по-моему, нужно поддержать усилия депутатов Государственной Думы, стремящихся создать правовые основы взаимодействия государства и общества, церкви и власти.
В соответствии со статьей 14 Конституции Российской Федерации, наша страна - светское государство. Иногда это положение воспринимается как равное удаление государства от всех существующих религий или как преобладание в гражданском обществе антирелигиозных настроений. И хотя действующая Конституция не дает оснований ни для первого, ни для второго выводов, определенная расплывчатость ряда статей Основного Закона России вызывает необходимость их существенного дополнения. Очевидно, Федеральное Собрание Российской Федерации должно принять закон, регулирующий статус и параметры деятельности традиционной для нашей страны религии. Существенными при этом являются и способность Русской Православной Церкви вести в интересах гражданской консолидации межконфессионый диалог, и возможность заключать с ведущими конфессиями страны договоры, конкретизирующие меру и степень участия традиционных религий в гармонизации межнациональных и других отношений в стране для достижения общественного согласия, социального мира и порядка.
Для российской высшей школы проблемы нравственности, поднятые нами сегодня, имеют особое значение. Для примера скажу, что студенты нашего Университета проходят практику как в государственных социальных учреждениях, так и в церковных приютах, принимают участие в конференциях, которые проводятся ректоратом и Отделом внешних церковных связей Московского патриархата. Например, в декабре прошлого года в Университете проводилась специальная сессия по изучению "Основ социальной концепции". Вместе с учеными Университета в работе конференции принимали участие и ректор Костромской духовной семинарии, и профессора богословия, в том числе известный ученый-богослов Осипов, ведущие представители нашей академической светской науки.
Совместно с представителями Русской Православной Церкви Университет открыл свое представительство, филиал в Можайской женской колонии, ведет подготовку специалистов-студентов во второй колонии Екатеринбурга по специальности "социальная педагогика".
В развитие этих и некоторых других направлений нашей деятельности мы работаем сейчас над несколькими значимыми проектами. Совместно с Отделом по делам молодежи Московской патриархии предполагается открыть на территории университетского пансионата "Руза" Федоровский молодежный городок. В период летних каникул общежития, столовые, средства транспорта, другие материальные средства и возможности Университета могут быть использованы для развития молодежного православного паломничества, в том числе и международного. Университет изучает сейчас возможность заключения договора по предложению Московского патриархата с одним из монастырей о взаимном сотрудничестве. Мы могли бы вкладывать средства в развитие этого монастыря, приобретать продукты для организации питания студентов и т.д.
Готовятся к подписанию договоры о сотрудничестве с учебным комитетом Московской патриархии, Московской духовной академией (семинарией), Костромской духовной семинарией. В рамках этих соглашений можно проводить конкурсы на лучшую студенческую работу, направлять студентов на практику, в том числе в церковные приюты, создавать молодежные центры и работать с беспризорными и безнадзорными детьми, организовывать выступления церковных хоров в университетах и университетских академических хоров в академиях и семинариях. Словом, в области воспитания простор безграничен.
Мы с большим интересом отнеслись к предложению архиепископа Костромского и Галичского владыки Александра о создании совместного образовательного учреждения по подготовке специалистов, способных профессионально работать с молодежью. Это позволит соединить в рамках молодежного социального служения и духовные, и интеллектуальные начала.
В заключение хочу подчеркнуть: сотрудничество с Русской Православной Церковью мы рассматриваем как составную часть подготовки специалистов для социальной сферы, всей системы социально-трудовых отношений. Это и понятно. С профессиональной точки зрения, социальная деятельность представляет собой служение людям. В реальной жизни социальная работа это конкретная помощь тем, чьи психологические, моральные и другие ресурсы недостаточны, материальные возможности невелики, физические - ограничены, а способности решать свои проблемы самостоятельно - неудовлетворительны.
Мы не отказывается от сотрудничества с представителями других церквей, но при всем многообразии национальных, конфессиональных и других отличий Россия - прежде всего страна православная. По Вашему образному замечанию, уважаемый владыка Кирилл, Россия - православная страна с религиозными меньшинствами. Уже в силу этого православие нельзя рассматривать ни как культурное наследие, ни как самобытную национальную идеологию, ни как обособленную форму христианства. За всем этим, в конечном итоге, кроется угроза единству - и не только Русской Православной Церкви. Все, кто хотел бы видеть Россию слабым и зависимым государством, стремятся внести раскол в ряды православия, и потому нам понятны слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II: "Вместе с Церковью возродится и Россия. Духовно воскреснут народы всех стран, на территории которых наша Церковь совершает служение Богу и людям".

ЖУКОВ В.И.

вице-президент АСиГН,
ректор Московского государственного социального университета,
доктор исторических наук, профессор

Док. 281989
Перв. публик.: 07.03.07
Последн. ред.: 17.03.09
Число обращений: 952

  • Жуков Василий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``