В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Татьяна Латышева: Воспоминание о будущем - `Вера и образование: общество, школа, семья в ХХ1 веке` и приоритетные национальные проекты Назад
Татьяна Латышева: Воспоминание о будущем - `Вера и образование: общество, школа, семья в ХХ1 веке` и приоритетные национальные проекты
Россия, как богатырь в известной русской народной сказке, находится на перекрестке путей. Смутные времена, приближавшие страну к гибели при Ельцине, вроде бы прошли, но России и её народу очень надо в настоящее время найти дорогу, ведущую к Храму.
Эта дорога должна вести к духовно-нравственному возрождению народов России, возврату к семейным ценностям, к высокой морали и нравственности, обращению к культурным традициям.
На днях Институт развития гражданского общества и местного самоуправления совместно с рядом других общественных организаций, представляющих интересы основных конфессий России, провёл круглый стол на тему: "Верующие за духовно-нравственное здоровье народов России". Прозвучавшие на нём выступления, привели меня к решению более внимательно рассмотреть и обсудить итоги не так давно прошедших в Москве очередных Рождественских образовательных чтений, так как на них обсуждались очень похожие темы, но состав участников был значительно шире и представительней. К тому же в эти дни в Москве проходит Всемирный Русский Народный Собор, на котором обсуждаются, в том числе, и темы нравственного возрождения России.
"Вера и образование: общество, школа, семья в ХХI веке" - тема юбилейных ХV Международных Рождественских образовательных чтений, которые по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходили в Москве с 28 января по 3 февраля.
Чтения проводила Московская Патриархия при участии Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова и других светских учреждений.
Среди участников форума - православные педагоги, духовенство, представители творческой интеллигенции и активисты различных общественных организаций из России, Украины, Белоруссии, Греции, Сербии, Чехии и других стран. В частности присутствовали и участвовали в дискуссии Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейший митрополит Христофор, Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, Председатель Отдела религиозного образования и катехизации архимандрит Иоанн (Экономцев), а также заместитель Председателя Совета Федерации А.П. Торшин, первый заместитель Председателя Государственной Думы Л.К. Слиска, министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко, министр культуры и массовых коммуникаций РФ А.С. Соколов, президент Российской академии образования Н. Никандров, заместитель Генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцев, мэр г. Москвы Ю.М. Лужков, губернатор Московской области Б.В. Громов и другие представители государственных органов и общественных организаций, российские и зарубежные иерархи.
Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем приветствии к участникам Чтений отметил, что "За прошедшие годы... форум приобрел весомый авторитет не только в России, но и за ее пределами, стал значимым событием в церковно-общественной жизни. Отрадно, что вы поднимаете наиболее актуальные, волнующее наше общество темы, - проблемы образования, просвещения, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, традиционных нравственных ценностей. Несомненно, это те сферы, где необходимо расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций".
Председатель комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Первый вице-премьер Правительства России Д. А. Медведев также приветствовал участников Чтений и, в частности, подчеркнул, что "для консолидации общества в первую очередь необходимо уважение к традициям. В этом большую помощь может оказать многовековой опыт церкви на основе нравственных ориентиров. Именно поэтому постоянно растёт взаимодействие церкви и государства".
Тема взаимодействия государственных, общественных и религиозных организаций стала лейтмотивом всех без исключения выступлений на открытии Рождественских чтений.
Целью Международных Рождественский Образовательных Чтений, которые уже 15-й год проводятся в России, является развитие православного образования, духовно-нравственного просвещения общества, осмысления проблем науки и культуры с точки зрения православного миропонимания, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования. Сегодня их тематика охватывает практически все стороны современной церковной и общественной жизни.
Церемонию открытия в зале Государственного Кремлевского дворца возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В своем выступлении Святейший Патриарх Алексий отметил, что Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви: периода приобретения свободы проповеди веры. "Именно благодаря Чтениям началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения", - сказал Святейший Патриарх.
От состояния образования зависит будущее страны и народа. Но в наше время образование все больше приобретает меркантильный характер, становится товаром.
Всегда считалось, что воспитание - дело семейное. Но современная семья утратила свое главное предназначение "Малой церкви", где муж и жена связаны взаимной любовью. Утратой института семьи порождены проблемы беспризорности при живых родителях. Тысячи детей ютятся в приютах и Детских домах.
В СМИ на наших сограждан обрушивается поток негативной информации. Молодые люди призывного возраста уклоняются от службы в Армии. А ведь служба Отечеству, готовность " отдать жизнь за други своя", традиционно считалась почетным гражданским и нравственным долгом. От духовного состояния солдата, в конечном счете, зависит безопасность государства. В Армии защитники Отечества должны иметь духовную пасторскую поддержку.
Русская Православная Церковь противостоит вражде. Большинство граждан России православные (90% новорожденных детей в регионах крещены в православии). Преподавание основ духовно-нравственной культуры в школах - самое действенное средство против экстремистских предрассудков.
Вот почему роль церкви так важна в нынешнее время. Это эпоха возрождения Русской Православной Церкви. По всей Руси открылись тысячи Храмов и сотни Монастырей, за последние двадцать лет помолодел в среднем на 20 лет и верующий человек (средний возраст - 44 года), вырос интеллектуальный и общеобразовательный уровень православных верующих. "Церковь с честью преодолевает трагедии ушедшего века и будет стоять непоколебимой твердыней"- заверил Патриарх,- " будущее наших детей - будущее государства в наших руках". Святейших Патриарх предложил учредить должность Уполномоченного по правам детей при Президенте РФ, как это есть в Европейском содружестве.
Пасторское слово - следовать указаниям совести - сильный призыв ко всем нам.
В рамках церемонии открытия XV Рождественских чтений состоялось награждение премиями "За нравственный подвиг учителя".
Премии вручали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Г.С. Полтавченко-представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.
Лауреатами премии стали: первой степени - учитель истории Рецицкой средней школы Брянской области О.М. Петровская; второй степени - учитель музыки и мировой художественной литературы гимназии 15 О.В. Лебедева и учителя воскресной школы Сухинеческого Дома детского творчества Калужской области С.А. Панов.
Святейший Патриарх Алексий пожелал успеха лауреатам конкурса "За нравственный подвиг учителя" и подчеркнул, что премия, призванная стимулировать и поддерживать труд преподавателей, будет вручаться ежегодно.

Все выступавшие на открытии Рождественских образовательных чтений - от Святейшего Патриарха всея Руси и представителей духовенства до государственных чиновников высокого ранга и школьных учителей, по разным направлениям жизнедеятельности общества были едины в понимании основ целостности государства и благополучия его граждан. Институты гражданского общества, Церковь и Власть должны быть соратниками, или, как говорят в духовной традиции, - "соработниками" в деле образования и воспитания подрастающего поколения. И особенно это "соработничество" важно в современных условиях состояния общества и тенденции в его дальнейшем развитии в масштабах, далеко не ограниченных территорией одной России.
Архиепископ Христофор, Предстоятель братской поместной автокефальной церкви Чешских земель и Словакии, говорил на форуме о гонениях на святую церковь во многих странах Европы. Попытки "построить рай на земле без Бога - век духовной нищеты". На пороге 3-го тысячелетия человечество столкнулось с глобализацией. Возникла опасность, которая несет агрессивный натиск, это идеология постхристианского общества, в основе которой идеология потребления, кризис экологический и социальный.
Перед церковью и обществом возникли одинаковые проблемы. Объединяющая задача для всех прогрессивных духовных сил осмыслить проблемы воспитания подрастающего поколения в условиях глобализации, скоординировать усилия церковных, общественных структур в деле образования, обмениваться опытом преподавателей религиозных основ православной культуры. В этих условиях велико значение серьезной миссионерской работы. "Из всех конфессий в Чехии и Словакии увеличивается только количество православных"- отметил Архиепископ. В Чехии детей обучают по желанию родителей, в Словакии - факультативно за счет государственного бюджетного финансирования.
О взаимодействии Церкви, школы, семьи и государства в другой стране, ставшей для нас в одночасье "близким зарубежьем", рассказал Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Он поделился опытом преодоления проблемных ситуаций в ключевой сфере для развития государства- воспитания ребенка. Вопрос плодотворного взаимодействия семьи и школы, сохранения нравственного здоровья социума приоритетный и для России. На постсоветском пространстве разрушены уклады производственных отношений и быта; семья, как естественная среда формирования ребенка, занимается не воспитанием, а выращиванием. Сами родители, выросшие в 20 веке, отчуждены от традиций православной церкви, а ведь известна библейская истина: "Человек познается в детях своих".
В Крыму уже накоплен позитивный опыт взаимодействия религиозных и светских организаций, а главное организуются епархиальные родительские комитеты. 70-80% семей сами приходят в храмы на венчание, крещение детей. Светский характер образования законодательно не атеистический. В Крыму утверждена министерством образования программа "Основы православной культуры Крыма", программа получила бюджетное финансирование для подготовки православных педагогов. 156 учителей уже получили соответствующие дипломы. Священнослужители Епархии сотрудничают с администрацией учебных заведений, закреплены за школами и совместно с учителями проводят т.н. "нравственный час". В школах проводятся утренники в честь религиозных праздников, совершаются паломнические поездки по святым местам. В Крымской Епархии открыты "Сектор по связям с вооруженными силами" - школьники посещают воинские части вместе со священнослужителями, и сектор "Техники религиозной безопасности" - антисектантское направление, организуются летние лагеря у святых мест.
Изучение православной культуры не привело к этно-религиозной агрессии. Совсем наоборот - незнание собственных основ православной культуры приводит к национальным конфликтам. Православная культура - урок любви к Богу. В Крыму по примеру православных стали изучать в татарских школах основы культуры ислама
    Из какой бы страны, республики, региона не выступали участники Форума, всех объединила православная вера, желание служить ближнему своему, воспитать достойных людей и потому все они были едины в главном: время требует незамедлительной консолидации всех здоровых сил общества для самосохранения и оздоровления. Общая задача семьи, школы церкви - вырастить гражданина, патриота, человека.
О воспитании образованного гражданина Великой России, об укреплении семьи, говорил и Митрополит Коломенский и Боровский Климентий. Россия нуждается в одухотворенных гражданах, воспитанных на нравственно-духовных традициях, что "с лихвой компенсирует природные ресурсы", на которых пока держится экономика страны. Настало время нового мировоззрения. Основа его - укрепление семьи, борьба против насилия и жестокости через расширение "соработничества" государства с Церковью.
Митрополит Климентий обратился с призывом к Государству объединить усилия в пропаганде основ духовности и нравственности в школе, главная цель которой - образование и воспитание. Опасно бытующее утверждение, что средняя школа должна служить образованию в условиях рыночной экономики. Образование, в т.ч. дополнительно образование, должно быть доступно для всех, а не только для тех семей, где родители могут его оплачивать. Ученик, не имеющий определенных занятий вне школы, должен оставаться в школе на продленный день на дополнительные занятия для его творческого и трудового развития. Ведь, как известно, "праздность- мать пороков".
Разрушительны и порочны некоторые дисциплины и методы обучения, практикующиеся в средних школах, например, теория материального происхождения жизни на земле, раннее половое воспитание.
Но Россия сильна своей культурой и духовностью. Средняя школа как базовая должна дать навыки саморазвития, воспитать достойную личность, заложить систему духовных ценностей. России как никогда необходима школа воспитания просвещенной, интеллектуально-нравственной личности. Но нравственность без духовных корней не возможна, воспитание должно основываться на ценностях евангельской морали, духовная культура и этика должны стать основой образования.
Предлагаемая некоторыми общественными деятелями замена основ православной культуры на преподавание истории религии не обоснована. Ссылаясь на проблемы меньшинства в России, они забывают, что и у большинства есть право защищать свою духовную культуру. В США, например, нет уроков религии, а в Бельгии и Германии они обязательны. России надо идти своим духовным путем. Как говорил великий сын России М.В. Ломоносов: "Наука и религия - две сестры, и одна без другой жить не может. Бог дает нам разум".
Учитель в школе всегда был нравственным авторитетом. Духовно-нравственный потенциал русских учителей еще достаточно высок, его нельзя потерять.
Но как сохранить то, что еще имеем, и вернуть утраченное? Только обратившись к многовековому опыту предков, из поколения в поколение сохранявших в народе все лучшее, здоровое, созидательное. 1000 лет жизнь русского народа в семье была пронизана традициями православия.
Своими размышлениями о традициях и современности в обществе в целом, в школе и семье поделился на Форуме Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Вот наиболее важное и интересное из его выступления:
"Почти в течение тысячелетия жизнь Российского народа была проникнута традициями православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности. Однако, власть, господствовавшая в нашей стране практически на протяжении всего ХХ века, начала свое правление с гонений на веру и ревностного разрушения религиозных традиций. Потом правители поняли, что общество не может в своей жизни обойтись без традиционных устоев как важнейшей опоры своей жизнедеятельности. Известны попытки искусственного формирования советских традиций, которые по большей части не привились. В результате сегодня мы наблюдаем разрыв связей между поколениями, ценностный кризис и крушение идеалов. Место веры часто занимает духовное безразличие, любовь и жертвенность подавляются своекорыстием.
В то же время нельзя сказать, что современное общество является совершенно безтрадиционным, поскольку никакая культура не в состоянии существовать, если не располагает традиционным компонентом. Однако если в стабильных обществах прошлого традиция выступала в качестве скрепляющего, консервативного, гармонизирующего фактора, противостоящего хаотическому началу в культуре, то в наши дни она скорее рассматривается многими как своего рода архаичный, почти маргинальный фактор. Между тем традиция - это не музейное богатство, а жизненная сила, пронизывающая современность и помогающая пролагать путь к будущему...
Мы являемся свидетелями того, как духовное сеяние сегодняшнего дня не падает на каменистую почву, но приносит плоды
От веков древних традиции сохранялись в семье, человеческом союзе, зиждущемся на любви. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви, имеющей главою Христа. Святой апостол Павел говорит, что "почитать свою семью и воздавать должное родителям... угодно Богу" . Ныне же наблюдается прискорбная деградация этого важнейшего общественного института. Во многих случаях семья оказывается закрытой для внешнего воздействия, а люди, страдающие от горя, остаются беспомощными в сложившихся обстоятельствах. В отношениях между родителями и детьми имеется отчуждение. Катастрофически растет число разводов. Для многих создание семьи вообще кажется необязательным. Страдают дети, воспитанием которых не хотят заниматься, предоставляя их бездушному воздействию компьютера и телевизора. Деградировала культура общения между людьми...
Церковь поэтапно, разными путями вводит людей в свою сокровищницу, постепенно раскрывая жизненность и силу веры и благочестия.
Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, гражданам дать осознать смысл соборного труда на благо любимого Отечества, всем людям помочь понять, что главный источник жизни - в Боге...
Связующим звеном между обществом и семьей призвана быть школа.
На протяжении многих веков школа на Руси не только распространяла знания, но и была учительницей основ Православия. С течением времени стремление к накоплению информации стало вытеснять из школы воспитательные функции, что к сегодняшнему дню достигло поистине удручающих масштабов...
Все большую роль в развитии сферы образования играет и наша Церковь, располагающая для этого постоянно возрастающими ресурсами. Ведь на сегодня в Русской Православной Церкви более 27 тысяч приходов. И практически при каждой церкви имеется воскресная школа...
Современная православная педагогика, ориентируясь на преподавание необходимых знаний о вере, стремится быть более жизненной, обучая детей, и так обремененных огромным объемом информации, через самые разнообразные формы деятельности: паломничества, разного рода кружки, развивающие творческое начало личности и т.д. Особое внимание уделяется изучению православных традиций. Издаются программы, учебные пособия, различные материалы в помощь учителю. В целом делается большое общее дело духовного просвещения и катехизации.
В 2001 году Московская епархия заключила договор о сотрудничестве с Министерством образования Московской области. Создан Координационный совет по взаимодействию. Были отобраны программы, по которым проводятся уроки факультатива "Основы Православной культуры". Наладился процесс подготовки светских преподавателей в нескольких вузах Московской области. В результате на сегодня этот предмет преподается в 85% средних учебных заведений, а также в ряде вузов и колледжей Подмосковья.
Церковь сегодня должна заботиться о просвещении и взрослых. Дети порой оказываются более воцерковленными и информированными, чем их родители. А ведь ребенок значительную часть времени находится в семье, и нам необходимо помочь достижению духовного единства между отцами и детьми. Для этого в Подмосковье при многих храмах создаются школы и лектории для взрослых. На общеепархиальном уровне мы ежегодно участвуем в проводимом Министерством образования Правительства Московской области в нескольких городах весеннем родительском собрании, которое уже превратилось в традиционный Пасхальный фестиваль.
К представителям всех поколений обращено и широкое празднование в России Дней славянской письменности и культуры. В этом году общероссийским центром торжеств станет древняя подмосковная Коломна. Программа предполагает участие и детей, и взрослых. Обращение к духовному наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, к достоянию отечественной традиции имеет огромное воспитательное значение.
Особую роль в нашей образовательной деятельности, в том числе и в ее воспитательном аспекте, имеют Рождественские чтения. Первоначально этот форум проводился только в Москве как международный, однако с течением времени инициатива была подхвачена и на местах, во многих епархиях. Например, в Московской епархии уже в четвертый раз прошли Подмосковные образовательные Рождественские чтения, организованные при непосредственном участии Министерства образования Московской области. Надо заметить, что на уровне многих благочиннических округов такие встречи проходили и ранее. В нашей практике созывается не отдельная конференция с узким кругом участников, а наступает целый период в жизни региона. После торжественного открытия на протяжении двух-трех недель во всех муниципальных образованиях проходят конференции, семинары, круглые столы, разного рода конкурсы, концерты. Мы стремимся создать единое культурно-образовательное пространство и привлечь к максимально широкому участию в нем и взрослых, и детей. Тематика, которой мы уделяем особое внимание, - это любовь к родному краю, труд на благо Отечества, забота о возрождении России. В конце этого года на Пятых Подмосковных Рождественских чтениях мы сосредоточим свое внимание на теме "На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения". Торжественное закрытие чтений, проходящее при неизменном участии губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, ежегодно собирает на стадионах несколько тысяч участников.
Из приведенных примеров виден размах церковно-школьного взаимодействия в Подмосковье. Все это невозможно было бы сделать руками одних священнослужителей. Им помогают тысячи мирян, в первую очередь православных педагогов, а их поддерживает великое множество родителей.
Духовно-нравственное воспитание на основе Православия помогает формированию у ребенка верного понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма, вводит в мир отечественной православной традиции.
Вера Православная долго была гонима, а подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время надежды. И как цветущее древо жизни дети России, которым мы свободно можем говорить о Боге и о любви к ближнему.
"...мы находимся в самом начале долгого и кропотливого труда по духовно нравственному возрождению нашего Отечества. Немаловажное значение в исцелении современного мира имеет возрождение православной традиции. И здесь нам важно помнить учение святого апостола Павла, который, говоря о традиции как о предании, предостерегал от слепого следования преданиям человеческим и от неумеренности в этом деле, что может отдалить нас от Господа . Он призывал твердо держаться учения Церкви".
Митрополит Смоленский Кирилл особое внимание уделил религиозному воспитанию молодежи в эпоху постмодерна - такое определение дал он нашему времени. Для постмодерна характерно в целом отсутствие идеологии. Каждый человек решает сам, что ему надо. Появляются новые ориентиры - мода на стиль жизни, следование стандартам поведенческим и эстетическим, чаще всего разрушительным. Эти программы (в первую очередь - через СМИ) формируют стереотипы, иллюзии виртуального мира. Даже смерть - для развлечения. Реклама порождает в душе потребительские чувства. Масскульт опасен потому, что более привлекателен, чем идеология
В 18-19вв. идеологии вытесняли религии. Но идеологии не могут удовлетворять человека, потому, что никакая идеология не может заменить его божественную природу. Человек-это венец творения Всевышнего. Свобода и нравственность от Бога. Идеология не может объединить свободу и нравственность. Идеи Свободы насаждаются либерализмом, а нравственности - тоталитаризмом. Но не всякая свобода может быть добродетельна, как и не всякая нравственность целостной и последовательной.
Свыше 60% населения в стране связывает себя с православием интуитивно, исходя из национальных традиций, культуры, истории.
Единственная сила, способная заполнить вакуум в неокрепшей душе, сформировать мировоззрение гражданина, человека это религиозное образование. Религиозное образование - организованная система образования для формирования мировоззрения молодежи. Школа должна научить ребенка преодолевать соблазны постмодерна.
Необходим целостный подход к религиозному образованию, это: выработка практических навыков благочестия, веры, знания навыков церковной жизни; формирование церковного мировоззрения, реализация в человеке Божьего образа.
Нравственный кризис может быть преодолен только путем консолидации здоровых общественных сил. Формирование свободы и нравственности у молодежи - это борьба за будущее России и всего человеческого рода.
О наметившейся консолидации общества в области образования продолжил в своем выступлении управляющий делами Московской Патриархии Отец Иоанн Экономцев .
На Рождественских чтениях в 2002 году Патриарх выступил с инициативой включить в школьное образование православные предметы.
30 Епархий заключили типовые договора с областными администрациями в области образования. Более чем в 50 регионах России проводится обучение православию. В России при храмах открыто 4600 воскресных школ. Продолжают воцерковляться представители Российской науки.
Баланс во взаимоотношениях Церкви и Государства- залог стабильности Государства. Ныне нет и не может быть школы без воспитания. Еще ощущается тенденция разрушающей атеистической идеологии, которые проявляются в т.ч. и в противостоянии преподаванию в школах основ православия. А взамен предлагается знакомство с основными мировыми религиями, что возможно лишь с атеистической точки зрения.
Бездуховное Общество обречено на деградацию, церковь должна дать новое дыхание подлинной культуре и искусству.
Древняя Русь - тело России, Душу вдохнуло христианство.
Архиепископ Верейский Евгений. "Церковь всегда находится в оппозиции к миру сему". Духовная академия подписала договор с МГУ. Социальная задача подготовки священнослужителей способна повлиять на жизнь общества.98% от всех родившихся в Белгородской области - крестили в православии. В области более 26 тысяч приходов, на один приход-500 человек. В церковь пришло среднее и молодое поколение.
Дьякон Андрей Кураев. Основа культурологи и православия- эту тему разрабатывали еще в советские времена ученые классики Лихачев,Лосев,В.Иванов,Аверинцев и др. Это рассказ как устроена нервная система у православных христиан. Различия между народами - различия между сценариями - базовые культурные сценарии Чтобы не было межнациональных конфликтов, надо рассказать всем о своих культурных различиях-задача просвещения. 12% школьников Москвы- азербайджанцы. Объяснить внутреннюю логику православного мира. Ребенок должен узнать православный мир, чтобы у него был выбор. Дробление детей по национальному признаку не хорошо, надо говорить на языке культурологи. Есть свои поводы для радости и скорби для тела и для души - свои. Министерство по делам туризма Турции запустило рекламный ролик, где по мозаичному полу с ликом Христа кружится в танце турецкий юноша в национальных одеждах. "Если бы Путиным был я , я обязал бы мигрантов сдавать 3 экзамена: язык, закон, православную коультуру". И наука, и религия должны приводить к Богу. Господь дает нам закон всемирного тяготения, а наука пытается его разгадать".
Иерей Александр Добродеев, заведующий сектором Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями в своем выступлении обратился в недалекую историю России - в 19 век. Темпы роста населения в 19 веке составляли 1,5%, а в Центральной России - 1,8%, и были выше, чем в мусульманских окраинах Империи. Если люди нравственно и физически здоровы, то они смогут обеспечить рост численности населения. Известный русский ученый - химик Д. Менделеев был 17 ребенком в семье, что не помешало ему достигнуть высот не только в химической науке, но он интересовался, в частности, демографией. По прогнозам Д.Менделеева в наше время в России должно проживать 590 млн.чел. (142 млн. живет).
Иерей Александр определил революцию как террор власти и привел в качестве примера решение заседания ЦК ВКП(б) о полном истреблении казачества на Дону , где действовали карательные отряды расказачивания. В результате население Дона сократилось наполовину. Уничтожалось духовенство. Учащиеся должны знать свою настоящую историю.
Великая Отечественная война нанесла удар по демографии, но после войны был рост рождаемости. В народе после победы над фашизмом были патриотические настроения (позже патриотизм заменили словом "шовинизм"). В 56 году в СССР был принят закон, разрешающий аборты, миллионы людей вышли из лагерей. А в 46-57гг. за решеткой побывало больше людей, чем за сталинский период времени. С 1992 года смертность в России уже превысила рождаемость. Так, в 1907 году было 49 человек на тысячу, в 1997г.- 9 человек на тысячу, за 100 лет рождаемость в России упала более чем в 5 раз. Мы не досчитываемся молодежи. Для воспроизводства населения должно быть 23 ребенка на 10 семей, а у нас рождается 12 детей на 10 семей, т.е. 70% от нормы. Скоро некому будет служить в армии и Россия рискует сойти с исторической арены, как это было с Римской или Византийской империями.
В начале 20 века в Косово только 25% были албанцы, а сегодня 90%, т.к. в сербской семье рождалось, как правило, 1-2 ребенка, а у Албанцев - 7 детей. И это тоже должны знать подростки. Современное образование в настоящее время пребывает в кризисе. Мы изучаем развитие общества, а в реальности "сильный" человек берет власть. Учебники должны правдиво освещать историю.
Игумен Георгий Шестун - настоятель храма им. Сергея Радонежского из Самары поднял тему воспитания детей из семей т.н. "национальных меньшинств" в семье и школе на основе православных традиций.
Ребенок приходит из небытия в семью, которой часто нет в полном смысле слова. Родители заняты всем, кроме воспитания собственных детей. Надо вернуть родителей в семью. Школа должна воспитывать в детях будущих отца и мать. Традиция объединяет и необходимо соединить традиции семьи, школы, общества. Вне традиции человек личностью стать не может. Ребенок естественным образом должен освоить свою национальную культуру в семье, но потом ребенок из семьи т.н. "национального меньшинства" попадает в широком смысле в православную цивилизацию. Школа должна ввести ребенка в эту цивилизацию, дать ребенку новые знания православной культуры независимо от национальности, возможность выучить еще один язык-русский. Самый простой уровень приобретения знаний о России - краеведческий. Православная культура намного шире, она не всегда создавалась верующими людьми, но они были частью православной цивилизации. Православная культура - ДНК православной цивилизации ее генная основа.
Архимандрит Костромской и Галицкий Александр, председатель синодального отдела по делам молодежи, говоря о взаимодействии РПЦ с молодым поколением, подчеркнул, что Пастыри и наставники должны постоянно повышать свой культурный уровень, но уровень культуры не определяет веру. Вера первична. А формализм в культуре не приводит к намеченной цели. Священники, пастыри и наставники должны говорить с молодежью на их языке, но не изменяя духовной традиции. Формализация убийственна для воспитания. На 1 ноября 2006 г. в России было 531 православных молодежных центра, но еще более 100 тысяч молодых людей - члены КПСС. Как вернуть традиционную народную культуру? Это немыслимо сделать без любящего взгляда на историю своего Отечества, которая, к сожалению, стала орудием лжи на уровне государственной политики.
Если воззрения представителей Церкви, выступавших на Рождественских чтениях, на основы образования и воспитания подрастающего поколения новой России понятны и осознанны их духовным служением, то убежденные солидарные высказывания представителей светских институтов власти и гражданского общества, заслуживают особого внимания, т.к. являются выражением официальной точки зрения Государства и программируют дальнейшую его политику, а также определяют приоритеты развития общества в целом.
Среди таких государственных деятелей, выступавших на юбилейных Рождественских чтениях в Москве, особенно эмоционально и бескомпромиссно высказывался Мэр Москвы М.Ю.Лужков. Кризис веры на Западе, где благословляют однополые браки, печатают учебники сексуального характера для детей, породил и в России сторонников такого просвещения. В прошлом году было массированное давление на Москву с целью провести гей-парад, который "не допустили и не допустим впредь"- заявил в своем выступлении Мэр столицы. М.Ю.Лужков также отметил "огромный позитивный смысл" того, что "в Москве 15 лет проводятся Чтения, связанные с самыми важными вопросами общества, самой тонкой сферы человеческой души и сознания. Из-за рубежа утверждают, что Россия переживает духовно-нравственный кризис. Содержание процессов в России - социально-созидательное". Но вместе с тем, наблюдаются крайне негативные явления, как то: кризис семьи, засилие массовой культуры в самых худших образцах, проявления богохульства под прикрытием свободы слова, пропагандеа однополой любви, наркомании, ксенофобии. По мнению столичного Мэра: "Необходим не либеральный пряник, а решимость, не отступим от борьбы с ксенофобией!".
Выступление Ю.М.Лужкова вызвало одобрение и поддержку Патриарха, который отметил, что Московское правительство тесно взаимодействует с церковью, Москва стоит на твердых позициях воспитания глубокого уважения ко всем конфессиям, чтобы не было межнациональной вражды, как в Кондопоге, Париже, Ираке и Афганистане. В Эстонии готовы раскопать захоронения победителей фашизма. Этим процессам надо противостоять сообща всем Миром. Алексий II указал, что " первоисточник всех бед и несчастий коренится в человеческом сердце". Современные семьи, даже крепкие, направляют все усилия на материальное благополучие. Мать должна учить ребенка основам духовной жизни. Патриарший Знак материнства вручался в конце прошлого года тем матерям, которые воспитывают нравственно здоровое поколение. Здоровая семья - ключевая ценность в обществе и Церковь способна стать на пути вымирания семьи.
Роль веры и образования, культуры семьи подчеркивали в своих выступлениях представители высших органов власти страны, в т.ч. от Совета Федерации заместитель председателя А.К. Торшин, от Государственной Думы Л.К. Слиска и другие.
Министр образования РФ А.А. Фурсенко в своем докладе сообщил, что в 2006 году образование стало национальным приоритетом. Впервые в бюджете на образование заложено 1 триллион рублей, что превышает все остальные бюджеты. Обучение плюс воспитание в школе должны отвечать запросам общества, государства. Новые государственные стандарты школьного образования будут согласовываться с религиозными учреждениями с учетом региональных этно-культурных особенностей, министерство проводит мониторинг взаимосвязи школы и религиозных институтов.
Министр указал на важность интеграции профессионального и религиозного образования в единое образовательное пространство, напомнив, что ранее министерство образования подготовило предложения по внесению изменений в законы об образовании и свободе совести, предусматривающие выдачу выпускникам религиозных учебных заведений дипломов государственного образца. Он также сообщил, что в настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензии для подготовки специалистов.
По словам А.А. Фурсенко, в большинстве регионов изучением культуры и религии "охвачены тысячи школьников, сотни школ". "Религия оказала значительное влияние на историческое и культурное развитие России", - подчеркнул министр. У школьников вырабатываются позитивные духовные ценности, появляется толерантность. Актуально развитие внешкольного дополнительного образования детей. Ведомственная Программа воспитания молодежи вне учебных процессов рассчитывает на сотрудничество с РПЦ. В т.ч. в области борьбы с наркотиками, когда учитываются наработки РПЦ в психологии воспитания школьников. Традиционные религиозные конфессии также сотрудничают с образовательными учреждениями, наблюдается положительная динамика толерантности во взаимоотношениях всех традиционных религий. А.А. Фурсенко выразил уверенность в плодотворном сотрудничестве с Русской православной церковью (РПЦ) в сфере воспитания молодежи и борьбе с нравственными пороками в современном российском обществе: "вместе с Церковью "мы добьемся успехов".
Легойда В.Р., редактор журнала "Фома", зам. декана факультета журналистики МГИМО достаточно резко высказался о полемике, имеющей место в обществе, по вопросу преподавания православной культуры: "До каких пор мы будем доказывать право на преподавание культурологического предмета - православной культуры в православной стране!?" Православное образование - созидание народа, в основе которого заветы Великого Учителя: "Потому узнают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь друг к другу". Православное образование - это обучение плюс воспитание. "Мы находимся перед вызовом практических действий", налицо конфликт поколений, когда культурный разрыв между ними сильнее, чем в предыдущих столетиях. За 15 последних лет произошла смена культурной среды путем ломки, а не эволюционным путем. Современный уклад жизни можно охарактеризовать как потребительский антропоцентризм. Скорость развития технологий подачи информации очень быстро меняется, изменились и фоновые знания современного студенчества. На смену сказкам Пушкина пришел Гарри Потер. Изменилось самосознание, исчезает привычная модель: учитель- ученик. Со слушания и послушания ученик перешел на отношения покупателя, причем того, что его развлекает. В обществе потребления высшее образование превращается не на формирование мировоззрения, а на способ получения диплома. Эта система не может не сказаться на качестве воспитательного процесса, студент не готов к линейному привычному обучению. Но если современной высшей школе такие ученики не нужны, то Богу нужны все. Церковь - единственный способ противостоять философии потребительского общества.
Все выступления, прозвучавшие на этих Чтениях, просто невозможно упомянуть в рамках этого материала - среди них были и гневные, и обличающие, и конструктивные, и рациональные. А главным результатом XI Рождественских Чтений стало принятие следующей резолюции:
    
С целью формирования государственной поддержки образовательных организаций, осуществляющих программы духовно-нравственного и религиозного образования, предлагается предпринять следующие действия:
1. Предложить Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов внести в "Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" изменения, касающиеся включения конфессионально ориентированных негосударственных общеобразовательных организаций в программу финансирования в рамках указанного национального проекта, а для этого:
1.1. Предложить ввести отдельное Направление реализации приоритетного национального проекта "Образование" - "Конфессионально ориентированные школы".
1.2. Предложить внести в "План подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2007-2008 г.г., необходимые мероприятия в поддержку конфессионально ориентированных негосударственных общеобразовательных организаций.
2. Предложить Государственной Думе рассмотреть предложения о внесении изменений в законодательство РФ об образовании с целью закрепления гарантий государственной поддержки негосударственных образовательных организаций:
- в части выделения особо поддерживаемых государством типов негосударственных образовательных организаций (по типу французских - "с признанной социальной полезностью", имеющих после получения такого статуса государственные преференции и финансирование);
- в части государственного финансирования из федерального бюджета негосударственных организаций, осуществляющих программы полноценного духовно-нравственного образования, как заведомо работающих в инновационном режиме;
3. Просить Президента РФ В.В. Путина принять Указ Президента "О мерах дополнительной государственной поддержки негосударственных образовательных организаций традиционных конфессий".
4. Создать Союз православных школ России в целях поддержки и развития православного образования в России и усиления эффективности сотрудничества властей, граждан и православных образовательных организаций.

Прекрасная резолюция.

Татьяна Латышева - сопредседатель Московского регионального отделения политической партии "Партия социальной справедливости"

07 марта 2007 года
www.pp-pss.ru
www.nasledie.ru



Док. 281861
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 1094


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``