В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Капиталы утекают за рубеж вместе с нашими туристами Назад
Капиталы утекают за рубеж вместе с нашими туристами
Юрий БАРЗЫКИН, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

В разгар сезона отпусков в городе-курорте Геленджике прошло заседание президиума Госсовета по развитию курортно-туристского потенциала России. В рабочую группу по подготовке президиума Госсовета входили и представители думского Комитета по эко-номи ческой политике, предпринимательству и туризму. За комментариями корреспондент "Парламентской газеты" обратилась к заместителю председателя комитета, руководителю подкомитета по развитию рынка туристских услуг, члену фракции "Единая Россия" Юрию Барзыкину. Юрий Александрович был председателем городского Собрания города Сочи двух созывов, два года проработал заместителем главы администрации Краснодарского края по развитию Азово-Черноморского побережья, санаторно-курортному комплексу и туризму. А в прошлом году Юрию Барзыкину была вручена "Национальная туристская премия "Туристический Олимп" - за личный вклад в развитие туризма в России.

- Юрий Александрович, на Госсовете в Геленджике было признано: отечественный туризм у нас развит недостаточно, но у него огромный потенциал.

Что, на ваш взгляд, необходимо для того, чтобы наша страна стала притягательной для туристов?

- Ключ к развитию туризма и курортной сферы - в комплексном подходе. А потому в нашу рабочую группу по подготовке к президиуму Госсовета вошли представители разных комитетов Госдумы. Они приняли участие в обсуждении финансовых проблем, транспортного обеспечения, природопользования, лечебных ресурсов, а также организационноправовых вопросов.

В большинстве стран, таких как Франция, Испания, Италия, Египет, Тунис и многие другие, курортная и туристская сферы неразделимы, они регулируются на государственном уровне единым федеральным органом. На Украине создана Государственная туристическая администрация, которая занимается в том числе и вопросами государственного регулирования курортной сферы. В Китае туристическими делами ведает управление при Госсовете.

В России курортно-туристическими сферами ведает Министерство здравоохранения и социального развития, однако туризмом занимается Федеральное агентство по физи ческой культуре, спорту и туризму, а курортами - соответствующий департамент. То есть единого органа нет. А значит, нет и конкретно ответственного за разработку законодательных предложений по курортнотуристской отрасли, неизвестно кто должен обеспечивать в ней государственное регулирование по всем направлениям. В этом отношении некоторые регионы уже опередили Центр, в ходе практической деятельности осознав, что необходим единый орган руководства, позволяющий осуществлять государственное регулирование в отрасли по всем направлениям. Пример тому - департамент по развитию курортов и туризма в Краснодарском крае, своей деятельностью способствующий осуществлению комплексного подхода к существующим проблемам.

Основной задачей государства в лице федеральных органов и на уровне субъектов РФ на сегодняшний день является создание условий для предпринимательской деятельности.

Ведь всем известно, что туризм - это одна из наиболее прибыльных, динамично развивающихся экономических сфер, в которой вложенные средства быстро окупаются.

Так что предпринимателей, решивших заняться туристическим бизнесом, при определенной поддержке государства, в том числе и законодательной, непременно должен ждать успех.

- Но пока что, как говорилось и на Госсовете, нередко россияне предпочитают отечественным курортам зарубежные. Как изменить сложившуюся ситуацию?

- В нашей стране нет территорий, которые бы не вызывали интерес туристов, и наших, и иностранных, а отечественный этнокультурный потенциал просто не имеет аналогов в мире. И в то же время, не секрет, многие наши граждане просто не знают о существовании красивейших мест в нашей необъятной России, куда можно поехать и отдохнуть.

Иные люди не знают даже о красотах того края, где они живут. Так что начинать надо с развития рекламнопропагандистской деятельности.

Субъектам Федерации необходимо выпускать свои каталоги, участвовать во всероссийских и международных туристических выставках-ярмарках.

Там, где есть интерес к сфере туризма на уровне руководства регионов или глав администраций городов, они сразу становятся заметными на туристической карте.

Конечно, реклама своего региона - задача хозяйствующих субъектов, а вот создание имиджевой рекламы России в целом - это уже задача федерального уровня. Мы знаем, как много средств тратится на это в Турции, Греции или Испании, в этих странах туристическая деятельность пользуется государственной поддержкой. Не надо забывать об этом и нашему государству.

В первую очередь, думаю, должно быть увеличено бюджетное финансирование отрасли, и, конечно же, необходимо расширить участие страны в международных выставках и ярмарках. Неплохо бы устраивать и свои национальные выставки, которых на сегодняшний день у нас недостаточно. По прогнозам Всемирной туристской организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристи ческой инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год и получать значительные валютные поступления.

- Но, наверное, дело не только в рекламе. На наших курортах цены как в Тунисе, а вот сервис, что ни говорите, гораздо хуже.

- Чем больше будет поток отдыхающих, а следовательно, и объем денежного оборота, тем ниже будут цены. Влияет на стоимость и продолжительность курортного сезона - сегодня он длится два с половиной месяца. Но чем больше будет сезон, тем меньше стоимость путевки. Поскольку большинство здравниц работают весь год, то с наступлением лета цены поднимаются, чтобы компенсировать убытки "мертвого сезона". Можно ли эту ситуацию изменить? Да, можно.

Только для этого опять же необходимо участие государства. Например, сезон можно несколько "растянуть ", как это предложил сделать губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв: в северных регионах перенести начало учебного года с 1 сентября на 1 октября. На курортах в этом случае подольше оставались бы и дети, и их родители.

Такой эксперимент мы уже проводили два года назад. Тогда мы обратились в Министерство образования, где нам было выдано такое разрешение. Письма с уведомлением о таком разрешении были отправлены в 26 субъектов Федерации.

Однако перенос начала учебного года массовым явлением не стал, поскольку на уровне только субъектов Федерации подобные процессы происходят сложно. Такие вопросы должны решаться на федеральном уровне.

Еще один фактор, влияющий на стоимость путевок, - трансфер (то есть перевозка), на который сейчас отдыхающие тоже тратят немало денег. Путь к российскому курорту для семей с детьми обходится чуть ли не дороже самой путевки. Правда, некоторые положительные сдвиги в этой области уже есть. Например, на курортах Черноморского побережья удалось заметно снизить стоимость турпакета благодаря связям предприятий курортно-туристской отрасли с перевозчиками.

И все-таки должен признать, что сегодня цены на наших курортах, в пансионатах и здравницах действительно высоки, я бы даже сказал - завышены. Уж больно велико искушение у некоторых тамошних работников сорвать куш в летний сезон, а затем хоть трава не расти.

При этом много лучшего оставляют желать и сервис, и питание, и инфраструктура.

Все это отпугивает россиян и увеличивает приток туристов на зарубежные направления.

Поэтому государство должно контролировать рынок, допускать на него только добросовестных предпринимателей.

- Согласитесь, что снизить цену на путевки можно, возможности для этого существуют, и немалые. А вот как повысить уровень сервиса?

- В нашей стране уже появились пятизвездочные гостиницы, которые соответствуют зарубежному уровню. Стало больше возможностей для отдыха и развлечений, в частности, построены многочисленные лунопарки, аквапарки, аналоги "Диснейленда". Тем не менее проблема улучшения сервиса - самая болезненная. Многие руководители не хотят понимать, что для обслуживания отдыхающих людей в штате курортно-туристических учреждений должны быть квалифицированнейшие специалисты, а не случайные "тети Ани и тети Маши". И этих специалистов, эти кадры надо готовить, обучать. А государству необходимо контролировать профессиональный уровень образования работников туристической отрасли.

У нас же на сегодняшний день не лицензируется даже экскурсионная деятельность. Выучит та или иная девушка наизусть определенный текст и бормочет его с утра до вечера сменяющимся группам туристов.

А что в том тексте, о чем она рассказывает, никто из ответственных специалистов не поинтересовался. А если работают непрофессионалы, ничего хорошего ожидать от них нельзя. Есть примеры, когда существует добровольная аттестация гидов, например в Краснодарском крае. Деятельность экскурсоводов могут контролировать саморегулируемые организации, одновременно защищающие корпоративные интересы на данной территории. Ни в Риме, ни в Париже, ни в Барселоне вы не попадете в ситуацию, когда человек "с улицы" проводит экскурсию.

У всех тамошних экскурсоводов висит на груди значок, свидетельствующий о том, что перед вами специалист, который входит в профессиональное сообщество, его деятельность лицензируется.

Уже хорошо, что сегодня в сфере курортно-туристического бизнеса все стали понимать: приезжие - это мелкие инвесторы, которые вкладывают средства в развитие территории.

Следовательно, надо сделать все, чтобы, приехав единожды, гости вновь возвращались на знакомые курорты. Ведь наши граждане, отправляясь отдыхать за рубеж, вывозят и тратят суммы, сравнимые с "утечкой капиталов". Поэтому нужно предоставить россиянам возможность потратить свои средства на Родине. Чтобы и им в удовольствие, и стране на пользу.

Мы постоянно говорим о том, что на наших курортах все должно быть на международном уровне, а это значит, что уровень обслуживания должен быть высочайший.

Да, сейчас основный поток отдыхающих в наших санаториях, на курортах - россияне, и так будет еще долгое время. Но не надо забывать, что многие наши сограждане побывали за границей, на себе ощутили высокое качество приема и обслуживания на курортах зарубежья, и они уже не хотят платить деньги за наш "ненавязчивый сервис ". Заманить их к себе, обслужить по высшему классу - вот задача отечественной курортно-туристической индустрии.

При разработке нашим комитетом законопроектов о туристической сфере мы исходим из того, что в России должна быть наконец сформирована концепция развития туризма и государственная политика в этой области. Туризм ведь выполняет не только оздоровительно-познавательные функции, он приносит ощутимый вклад в развитие экономики, затрагивая более 30 смежных отраслей. За быстроразвивающейся туристической сферой будущее.

И то, что этот вопрос стал предметом рассмотрения на самом высоком государственном уровне под руководством Президента, вселяет уверенность, что будущее у отечественного курортно-туристского комплекса есть.

- В законе по замене льгот денежными выплатами предусмотрен так называемый "социальный пакет", в который входит и предоставление бесплатного санаторно-курортного лечения.

Как скажется это на санаторнокурортном секторе?

- Под "социальный пакет", о котором шло столько споров, Правительство выделило на курортное лечение для взрослого населения до 11 миллиардов рублей. Для сравнения: сегодня эта сумма составляет 1 миллиард 700 миллионов.

Значит, не только реализуется право на лечение, но и загружаются отдыхающими санаторно-курортные учреждения, в том числе и в межсезонье. Возрождается в ином виде госзаказ. Раньше около 70 процентов всех реализуемых путевок на санаторно-курортное лечение оплачивалось за счет средств Фонда социального страхования.

На заседании Госсовета министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов сказал об увеличении количества путевок в пору низкого спроса для льготников примерно на 1 миллион, что поспособствует решению проблемы сезонности.

Так что закон по замене льгот денежными компенсациями способствует и развитию курортной сферы. К тому же решается и сформулированная Президентом задача - сохранение здоровья нации.

Парламентская газета. Москва

17 августа 2004 г.



Док. 281760
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 284

  • Барзыкин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``