В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Барзыкин: `курорты Кубани становятся все более востребованными` Назад
Юрий Барзыкин: `курорты Кубани становятся все более востребованными`
Юрий Барзыкин совсем еще недавно в должности вице-губернатора возглавлял курортно-туристическую отрасль Краснодарского края. Сейчас он -- депутат высшего законодательного органа страны - Государственной Думы. Но и теперь не отошел от решения проблем курортно-рекреационного комплекса. В Думе он является заместителем председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, который и формирует законодательную базу этой сферы экономики.

На днях Юрий Барзыкин в очередной раз пришел в Сочи. Да-да, именно так --пришел! В составе группы он совершил пятидневный пеший туристический поход через Кавказский хребет с выходом на Красную Поляну. Сразу после этого наш корреспондент взял у него интервью.

-- Юрий Александрович, что, на ваш взгляд, стало главным в туристическом сезоне этого года, какие новые веяния появились в развитии отрасли?

-- Думаю, что это востребованность и возросший интерес к российским курортам и, прежде всего, к курортам Азово-Черноморского побережья Краснодарского края. Все больше россиян связывают проведение своего отдыха, в том числе семейного, а также лечения и оздоровления, с посещением отечественных курортов. Это не случайно и вызвано объективными обстоятельствами.

Прежде всего сказывается работа, которую провели непосредственно в городах-курортах и субъектах Российской Федерации, а также и изменения в лучшую сторону в государственной политике России. И важнейшей вехой в этом плане стало проведение впервые в истории Президиума Государственного Совета при Президенте Российской Федерации по вопросу состояния дел в курортно-рекреационной сфере -- ранее только в ЦК партии принимали подобные решения по развитию курортов. Руководителем рабочей группы по подготовке Президиума был губернатор Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев. Он же и докладывал там эти вопросы. Я был представителем рабочей группы, и мы также готовили материалы, касающиеся всех аспектов деятельности курортно-рекреационной сферы, инфраструктуры, механизмов ее развития, законодательной базы -- всего того, что в целом составляет элементы государственной политики. Знаменательно, что именно Краснодарский край был выбран для подготовки и в дальнейшем, я уверен, реализации решений Государственного Совета. На Кубани накоплен большой опыт практических дел в этой отрасли.

-- Можно ли говорить в связи с этим, что развитию курортной отрасли придается государственное значение?

-- Сегодня надо прямо говорить о том, что курорты -- это такая же житница, такая же нива, особенно для Краснодарского края, как и аграрный сектор. Они являются мощным экономическим базисом для развития экономики в целом городов-курортов. По сути, эта сфера связана со всеми другими отраслями -- торговлей, транспортом, развитием культуры. Сочинским университетом туризма и курортного дела было подсчитано, что около 30 отраслей в той или иной степени связаны с развитием туристско-курортного сектора. Поэтому и должна существовать государственная политика в области туризма.

Работая заместителем председателя комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, который вновь образован в четвертом созыве Государственной Думы, могу сказать, что высший законодательный орган страны рассматривает туризм как категорию экономическую, и в комитете появилась возможность способствовать развитию туризма с учетом развития экономики страны, межотраслевых интересов, предпринимательства -- всего того, что в конечном счете дает возможность реализовывать и социальную политику.

Ясно, что все мы ожидали от Президиума нового толчка в развитии отрасли. И наши надежды оправдались. Уже вышли поручения правительству от Президиума, в которых заключается целый перечень мер экономического, социального характера, стимулирующих развитие рекреационного потенциала страны в целом.

Акцент был сделан именно на курорты. Будут отработаны механизмы экономического регулирования и стимулирования работодателей, которые дают возможность отдыха и лечения для своих сотрудников, разработан комплекс мер по развитию, прежде всего, внутреннего туризма, обеспечен учет рекреационного потенциала в виде объектов собственности, недвижимости, а также в области землепользования. Сегодня мы находимся в ситуации, когда в этой сфере масса собственников, но все равно должна существовать единая политика, направленная на то, чтобы весь этот огромный потенциал служил для выполнения функции оздоровления наших граждан. И конечно же, выполнял свою экономическую функцию, то есть являлся бы на деле туриндустрией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, нельзя забывать, что это особый сектор, который без государственного внимания и поддержки не может обойтись.

-- Какие вопросы необходимо решить прежде всего?

-- В России, и в частности в Краснодарском крае, разработаны уникальные лечебные методики, которые не уступают зарубежным аналогам. Только в последние годы их внедрено больше ста. И они абсолютно конкурентоспособны, даже на мировом рынке, потому что в пять-шесть раз по своей стоимости дешевле. Лечение и оздоровление людей -- это тот продукт, который дает нам возможность конкурировать с кем угодно. Конечно, это не снимает с нас обязанность наводить порядок в сервисе, средствах размещения -- и это было отдельной темой на заседаниях Президиума. Можно построить пятизвездочный отель, но если при этом не будет необходимой инфрастуктуры -- тепло-, водо-, газоснабжения, дорог, то, конечно, он не будет востребован. В этом направлении должны разрабатываться программы регионального развития. Кстати, такая программа развития курортно-туристического сектора в Краснодарском крае принята. И опыт, который здесь наработан, может быть распространен в целом по стране. Развитие инфраструктуры -- это, короче говоря, тот ключ, который приведет к развитию всей отрасли. Сюда же надо отнести аэропорты, морские порты, железнодорожные вокзалы, пути сообщения, то есть все, что дает возможность нашим гостям прибыть к нам и провести здесь время.

Безусловно, надо расширять сферу услуг. Справедливо заметил Президент, что мы всего на 20 процентов используем имеющийся потенциал. Пока мы предоставляем довольно скудную культурную и экскурсионную программу. Нет у нас даже сертификации экскурсионной деятельности. В крае есть добровольная аттестация, а в целом в России даже этого нет. Везде в мире эта работа подлежит жесткому регулированию. Гид обязательно надевает значок профессиональной принадлежности, и только он может проводить экскурсии. Более того, по ряду положений Всемирной торговой организации, куда мы собираемся вступать, заниматься такой деятельностью могут только граждане страны, к тому же имеющие соответствующий образовательный статус.

Я думаю, что все изменения и дополнения, которые сделаны в поручениях правительству, должны лечь в основу изменения законодательства, регулирующего отношения в туристской и курортной сфере.

Главное, что поняли все, кто работает в курортной сфере, -- это то, что без внимания государства они не остаются.

Скажу для примера, что мы запросили более 20 республик, краев, областей по предложениям на Президиум Госсовета, и даже в том, что были таким образом налажены контакты с органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации, уже есть конкретная практическая польза.

-- Многих туристов и отдыхающих отпугивают высокие цены на наших курортах. Что можно сделать, чтобы отдых был доступным?

-- Были исследованы проблемы, которые делают наш продукт дороже, чем за рубежом. На транспортную составляющую приходился от 30 до 60 процентов стоимости туров. Путевка иногда стоит дешевле, чем переезд. Бывает, что человек получает льготную путевку, а воспользоваться ей не может из-за дороговизны переезда. Когда мы принимали недавно в Госдуме пакет по замене льгот денежными компенсациями, был сохранен льготный переезд к месту лечения и отдыха. Мало того, если в этом году госзаказ на лечение на курортах составляет один миллиард семьсот тысяч рублей, то в следующем году будет около одиннадцати миллиардов. Безусловно, от этого курортные регионы выигрывают. Многократно возрастают возможности принятия гостей.

Но необходимо связать воедино места размещения, перевозчика и, конечно, туроператора. Опыт такой уже есть. Взять хотя бы комплекс "Дагомыс". Договоры с регионами Сибири, Урала позволяют этому предприятию снижать стоимость пакета до 50 процентов. Важно, чтобы к этому опыту подключались и государственные органы. Кое-что мы уже можем делать. Например, в сезон отпусков увеличиваем количество вагонов в южном направлении, вводится гибкая система тарифов на авиаперевозки. К сожалению, сегодня государственное регулирование тарифов очень ограничено, и устанавливать определенную планку в этом смысле сложно, потому что растут цены на энергоносители. Но чем больше будет поток отдыхающих, чем теснее взаимодействие между средствами размещения и теми, кто реализует турпакеты, тем проще понизить цены. Здесь все, как видим, взаимосвязано. Нужно только, чтобы каждый занимался своим делом профессионально. Государство со своей стороны в состоянии не допускать спекулятивных продаж, когда задираются цены в "высокий" сезон и на этом пытаются получить сверхприбыль.

Конечно же, надо приложить все усилия для достройки международного аэропорта в Адлере, развития аэропорта в Геленджике и многих других объектов транспортного обслуживания.

-- А почему местом проведения Президиума Госсовета стал Геленджик?

-- Мы являемся свидетелями того, что монополия федерального курорта Сочи на лидерство поколебалась. Сегодня ярко, зримо и ощутимо заявляют о себе не только Геленджик, но и Анапа, Туапсинский район, на туристских картах появилось прекрасное место -- Апшеронский район со своим Гуамским ущельем, платом Лагонаки и возможностью развития горного туризма. Все эти места взаимосвязаны, и мы должны радоваться тому, что весь курортный комплекс края развивается в целом. На следующем этапе мы должны развить прибрежное судоходство, чтобы, как в прежние времена, быстроходные "Кометы" переносили нас не только в морские курортные города края, но и в Крым. Такие проекты уже есть, и я знаю, что главы городов очень заинтересованы в них. Должна быть связь маршрутов, при которой потоки туристов будут, например, направляться из горных районов -- Апшеронского и Мостовского -- в сторону моря. Интеграция и связи дают возможность нарастить поток туристов, а значит, и больше людей занять в производстве и сфере услуг. Соответственно, и больше получить отчислений в доходную часть бюджета.

Конечно же, при этом Сочи отнюдь не теряет своего статуса и значения летней столицы. Здесь в летнее время проходят на самом высоком уровне правительственные встречи, весь потенциал значительно выше, чем у остальных курортов. Но это и обязывает город ко многому. Здесь ведь и кузница кадров -- университет туризма и курортного дела.

-- Но и в Сочи не сидят сложа руки. Сегодня город развивается значительно быстрее, чем еще несколько лет назад.

-- Я практически каждую педелю прилетаю либо в краевой центр, либо в Сочи. О том какие изменения здесь происходят, следовательно, знаю не понаслышке. В Сочи стало чище на улицах -- это сразу заметно. Для курортного города это крайне важно.

Больше порядка и дисциплины в органах управления, в администрации. Я думаю, что в городе сейчас есть полное понимание необходимость развивать инфраструктуру предоставления услуг. Я вижу, что начали ремонтировать дороги, в том числе -- на гору Большой Ахун. О многом говорит происходящий сейчас ремонт Зимнего театра, реконструкция набережных. Это уже шаг к тому, чтобы люди, приезжающие в город на отдых, возвращались сюда каждый год.

Но надо, чтобы как можно больше людей объединились корпоративной задачей по выведению курорта во всероссийские лидеры.

Выполняя функции всероссийского курорта, город по-прежнему должен получать соответствующие финансовые вливания из федерального бюджета. Это не просьба о милостыне, как стараются представить некоторые деятели, это элементарная плата за те функции, которые выполняет курорт. На самих сочинцев, конечно же, хватило бы и того, что они сами зарабатывают. Но город ведь принимает более миллиона гостей ежегодно и приходится волей-неволей нести затраты. Они должны быть компенсированы. Я знаю, что мэром города Виктором Колодяжным проделана большая работа совместно с администрацией края, правительством для того, чтобы в бюджете на следующий год была выделена дотация в сумме миллиарда двухсот миллионов рублей. Мы также направили соответствующее обращение к председателю правительства Михаилу Фрадкову и у себя в Думе -- Борису Грызлову. И наши труды не пропали даром, соответствующие предложения уже внесены правительством, в Думе они должны найти поддержку.

-- Для Сочи важно решить ряд стратегических вопросов, например по железной дороге, которая "съедает" более сотни километров морского побережья. Реально ли "отодвинуть" ее от пляжей?

-- Надо учитывать реалии сегодняшнего дня. Когда строилась железная дорога, нужно было быстро осваивать территорию побережья. Ведь когда-то в Сочи вообще можно было добраться только пароходом из Одессы. Тогда эта ветка была оправдана. Сегодня, конечно, проектов века у нас, как и раньше, немало. Но надо понимать, сколько это будет стоить. Сейчас нам, наверное, целесообразней всего потратить деньги на достройку тоннеля на Красную Поляну. Деньги на это, кстати, выделены.

Поэтапно можно решать и вопрос переноса железнодорожной ветки. Но это займет не один год. Постановка вопроса, в принципе, правильна. Рекреационные земли надо освобождать от транспортных магистралей.

Хотя неплохо бы нам не забывать, в каком веке мы живем, и идти дальше. Сегодня в мире, кроме автомобильного и железнодорожного видов транспорта, масса новых, современных: путепроводы, монорельсы и так далее. Во многих государствах им давно уже никто не удивляется. По моему мнению, в Сочи все должно быть самое передовое, самое лучшее, а в экологическом плане -- самое безопасное.

-- И несколько слов, Юрий Александрович, о цели вашего очередного горного перехода...

-- Убежден, что нельзя сосредоточивать всех отдыхающих на узком прибрежном участке у моря. Он составляет-то всего около трех километров. Важно понимать, что и горы, леса, которыми богат край, это тоже наш мощный потенциал. А это более 90 процентов всей нашей территории. Особенно в летний период важно дать людям возможность выбрать отдых по вкусу. А можно и сочетать отдых на море с отдыхом в горах. Очень хороший в этом смысле пример возобновления туристического маршрута на гору Большой Ахун. Но это лишь малая толика того, что можно у нас сделать. Я буду говорить с главой города Сочи и о более эффективном использовании ресурсов тиссо-самшитовой рощи, которая относится к государственному биосферному заповеднику. Да и Красная Поляна не должна использоваться только в зимнее время и только как горнолыжный курорт. Она всегда была местом, куда приходили туристы после походов по Кавказскому хребту. Развивая эти виды туризма, мы обеспечим работой людей, проживающих в горной местности.

Цель наших походов -- и прошлогоднего, и нынешнего -- это не только возобновление бывших всесоюзных маршрутов, но и исследование рекреационных возможностей нашей местности. Для меня же это еще и продолжение моей профессиональной деятельности. В этом году мы выбрали более сложный маршрут из пяти переходов, около 70 километров. Двигались из поселка Псебай Мостовского района через северный склон большого Кавказского хребта, через сам хребет с выходом на южный склон к урочищу Медвежьи Ворота и на Красную Поляну. В походе участвовали представители департамента по туризму и курортам Краснодарского края, администрации Мостовского и Апшеронского районов, имеющие схожие проблемы по развитию горного и рекреационного туризма, сотрудники биосферного заповедника, преподаватели университета курортного дела и туризма -- все те, кто должен задаваться развитием ранее столь популярного горного туризма. По нашим впечатлениям, маршрут проходил просто по волшебным местам, которые, на наш взгляд, мало кто в жизни видел. Даже небо там не такое, как видим мы здесь. Мы убедились еще раз, что такие маршруты должны существовать. Но надо сделать так, чтобы не нанести урон природе.

Не раз мы натыкались на следы диких зверей, видели лежку зубров. Ко всему этому надо очень бережно относиться. Мы поняли весь комплекс проблем и имели возможность обсудить их во время переходов, теперь есть возможность подготовить практические рекомендации, Мостовский район, насколько я знаю, уже принял решение включить три маршрута в программу развития своего района. Они понимают, что первоначальные затраты с лихвой окупятся, когда люди пойдут по разработанным ими маршрутам.

В следующем году мы снова пройдем на Красную Поляну, но уже из гор Адыгеи. Я уверен, что многие мои коллеги по Госдуме захотят совершить подобные путешествия по родной земле. Нам очень важно ценить то, что мы имеем в своем распоряжении такой чудный уголок земли, нам надо научиться правильно использовать и хранить его, с тем чтобы в таком же виде передать будущим поколениям.

Кубанские новости. Краснодар.

18 сентября 2004 г.




Док. 281755
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 296

  • Барзыкин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``