В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Барзыкин: `Реализация как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства` Назад
Юрий Барзыкин: `Реализация как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства`
Юрий Барзыкин, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму: "Реализация как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства"

- Какова оценка руководством страны состояния туристической отрасли и курортного комплекса страны?

- Наши курорты пока уступают западным по уровню сервиса и развитию инфраструктуры. Поэтому необходимо формирование четкой последовательной единой государственной политики в этой сфере, направленной на реализацию как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства по отношению к своим гражданам.

Россия обладает огромным и уникальным потенциалом. При научно обоснованном, эффективном его использовании, учитывая российские традиции и международный опыт, наши курорты смогут на современном уровне удовлетворять потребности российских, а также зарубежных граждан. А пока наши соотечественники, отправляясь на отдых за рубеж, вывозят и тратят суммы, по объему сравнимые с "нелегальным вывозом капитала", о котором так много говорят. Поэтому необходимо и в России предоставить возможность российским гражданам потратить средства на отечественных курортах и в других туристических центрах страны.

Должен сказать, что повышается интерес к этой отрасли и со стороны предпринимателей. Хотя проблема количественного роста и качественного совершенствования, в том числе и средств размещения на курортах и в других туристских центрах пока остается актуальной. В этих условиях государство должно совершенствовать существующие и разрабатывать новые механизмы поддержки туристского бизнеса. Уже сейчас курортно-туристский комплекс - одна из динамично развивающихся отраслей российской экономики, хотя по сравнению с другими государствами мира она пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджете страны.

Все больше регионов, руководство которых считает курорты и туризм важнейшими направлениями социально-экономического развития, локомотивом для других отраслей. Это, например, Калининградская, Московская, Ленинградская, Псковская области, не говоря о Краснодарском крае, где курортно-туристский комплекс является одним из важнейших источников доходов наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Для туризма в России нет неперспективных регионов. В каждом возможно развитие как культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, так и этнографического, агротуризма, экологического, приключенческого туризма. Нужен только профессиональный комплексный подход и желание со стороны руководства регионов заниматься развитием этой сферы.

- В чем заключаются главные проблемы, сдерживающие динамичное развитие рынка туристских и курортных услуг в стране?

- Курортно-туристская сфера - это многоотраслевой комплекс, поэтому и большинство его проблем находится на стыке разных отраслей, а их решение - вопрос межведомственных согласований. Эти проблемы были определены и рассмотрены на заседании рабочей группы при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму с представителями почти всех комитетов Госдумы в рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета.

Наиболее важными признаны следующие: низкая платежеспособность массового отдыхающего, одновременно постоянный рост цен на российский турпродукт, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, а также высокая стоимость проезда на курорты, и, как следствие, сезонность загрузки учреждений курортно-туристского комплекса.

Создание конкурентоспособных курортно-туристских услуг и развитие отрасли в целом сдерживают и другие важные проблемы. Абсолютное большинство руководителей регионов, к которым мы обратились при подготовке доклада рабочей группы президиума Госсовета и получили соответствующие предложения по развитию курортно-рекреационного комплекса, считают, что необходима отраслевая структура управления с единым федеральным органом, курирующим вопросы курортов и туризма. Ведь существуют вопросы, которые без федерального уровня и комплексного подхода к курортно-туристской сфере решить невозможно.

Развитие отрасли сдерживает и отсутствие единой системы информационного обеспечения, современной системы статистики, соответствующей международным требованиям, которая учитывала бы и мультипликативный эффект от туристской деятельности, недостаточная реклама рекреационных возможностей российских курортов.

Важны также подготовка и повышение квалификации кадров на необходимом уровне и в нужном объеме, в том числе и руководящих работников, менеджеров высшего звена. Крайне необходимо проведение научно-исследовательских работ, маркетинговых исследований в области российского и мирового туризма, составление прогнозов развития отрасли.

Существует и целый ряд других проблем. Это необходимость упорядочения сертификации и стандартизации, классификация средств размещения, высокая доля государственного сектора в курортно-туристском комплексе, упрощение визовых формальностей, обеспечение безопасности туризма и многие другие.

Без программно-целевого метода управления отраслью и ее финансирования эти проблемы не решить. Таким образом, не менее важной является разработка и реализация федеральных, региональных целевых программ развития курортно-туристского комплекса. Многие регионы создают такие программы, но они не имеют скоординированного характера. А на общегосударственном уровне по федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации", сроки реализации которой рассчитаны на 1995-2005 гг., финансирование прекращено. Если обратиться к международному опыту, то в Италии, например, действует трехлетняя национальная программа продвижения туризма, существуют годовые планы по ее выполнению. На Украине разработана государственная программа развития туризма в стране на 2002-2010 гг. В России целесообразно возобновить финансирование федеральной программы по развитию туризма, наполнив ее новым экономическим содержанием.

- Каковы первоочередные задачи государственного регулирования отрасли?

- Решение проблем развития курортно-туристской отрасли возможно только при комплексном государственном подходе, предусматривающем меры организационного, правового, экономического, социального характера. Под организационными и правовыми понимается создание эффективной отраслевой структуры управления и законодательной базы, подготовка и переподготовка кадров и др.

Экономическое регулирование предусматривает реализацию федеральных, региональных и отраслевых программ, а также по предложению нашего комитета - разработку особых экономических механизмов с целью привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для развития инфраструктуры курортных регионов.
Социальные меры - это и адресные программы, предусмотренные в социальном пакете для льготных категорий граждан. В настоящее время на санаторно-курортное обслуживание льготников отводится около 1,7 млрд рублей, а после запланированной замены льгот на денежные компенсации эта цифра возрастет до 11 млрд рублей. К социальным задачам мы относим и стимулирование работодателей в предоставлении отдыха и лечения сотрудников.

Наш комитет предлагает также создать в Российской Федерации единую систему информационного обеспечения и рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национального турпродукта. Важна также реклама здорового образа жизни, в том числе некоммерческая реклама лечения на курортах. Крайне необходимо формирование современной системы статистики, соответствующей международным требованиям.

- Как выглядит законодательная составляющая в развитии туризма и курортов в России?

- Законодательная база, регулирующая курортно-туристскую сферу, устарела и требует совершенствования. При нашем комитете создана рабочая группа по вопросам развития рынка туристских услуг, в которую вошли представители различных комитетов Госдумы, поскольку туристская деятельность регулируется различными разделами права: международным, транспортным, таможенным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т. д.

На заседании рабочей группы Комитета проанализированы возможности решения правовых проблем через внесение изменений и дополнений в действующий закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и другие федеральные законы. Планируется также подготовка нового проекта закона о туризме.
Эти изменения и дополнения касаются недостаточной гражданско-правовой защиты прав и интересов туристов, отсутствия подробных положений о порядке заключения, исполнения и прекращения договора оказания услуг по туристскому обслуживанию, о правах и обязанностях сторон по договору. Необходимо внесение в законодательство механизмов финансового обеспечения ответственности туристских организаций или финансовых гарантий, защиты прав услуг в сфере клубного отдыха и т.д.

Требует правового решения и отсутствие четкого разграничения полномочий в области государственного регулирования этой сферы между Российской Федерацией и субъектами РФ.
И это далеко не полный перечень правовых проблем, которые определены нашим комитетом.

- Какие меры в ближайшее время последуют по выполнению решений заседания Госсовета РФ?

- Нашим комитетом был внесен пакет предложений для формирования решений президиума Госсовета РФ. Они касаются вопросов первостепенной важности.

При разработке программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды будут предусмотрены меры по развитию санаторно-курортной сферы и туризма в качестве приоритетных направлений. Это совершенствование законодательства, регулирующего курортно-туристскую сферу, разработка национальной программы развития курортно-туристского комплекса России, совершенствование системы управления курортно-туристским комплексом России, поддержка въездного и внутреннего туризма. Необходимо также сохранение и развитие потенциала курортно-туристской сферы и формирование системы современных конкурентоспособных курортных комплексов, в том числе с использованием механизмов особого экономического регулирования, для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций с целью развития инфраструктуры курортов.

Предусмотрены меры стимулирования работодателей, расходующих средства на санаторно-курортное лечение и отдых своих работников на территории Российской Федерации, обеспечение социальных гарантий государства по удовлетворению потребностей в санаторно-курортном обеспечении ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров и других льготных категорий граждан, разработка критериев формирования государственного заказа на санаторно-курортное лечение и установления предельной стоимости социальных путевок, сертификация, стандартизация, классификация средств размещения, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для курортно-туристского комплекса Российской Федерации. Предлагается создание в стране единой системы информационного обеспечения, в том числе статистического, рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национальной марки курортов России как на внутреннем, так и на международном уровне. Намечена подготовка проекта соглашения о сотрудничестве в области развития туризма и санаторно-курортной сферы между государствами - участниками Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина) и другими странами СНГ.

Материалы подготовили Елена БОРИСОВА, Юрий МЕШКОВ

www.tourbus.ru

15.09.04 г.


Док. 281751
Опублик.: 07.03.07
Число обращений: 287

  • Барзыкин Юрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``