В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МЫСЛИ ВСЛУХ Назад
МЫСЛИ ВСЛУХ

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
О СЕМИ СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ И ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ
ТИХОНОВ: ВЧЕРА И ЗАВТРА
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ РУССКОЙ СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ
ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
СКОРО АВГУСТ...
КОМУ ВЕРИТЬ БЕДНОМУ УЧИТЕЛЮ?
ПОЭТЫ ТЮТЧЕВСКОЙ ПОРЫ И "ПИСАТЕЛИ" ЕЛЬЦИНСКОЙ ЭПОХИ
НАТЯНУТАЯ НИТЬ
КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ-ИСТОРИИ ЦЕНЕН?
ВОСЛЕД ДОСТОЕВСКОМУ
ЧЕМ МЕТОДИСТ ХУЖЕ ПОЛИТОЛОГА?
ПЕЧАЛЬНЫЕ ДУМЫ ПИТЕРА ЛАВЕЛЯ
ТОТ ГОРОД, И ЮНОСТЬ, И ЛЕТО...





ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
В каждой школе есть талантливые учителя, в каждом районе - талантливые директора школ, в каждой области - талантливые заведующие районо... В стране много талантов. А много ли у них поклонников? Да, тоже, наверное, немало: ученики, родители, коллеги... Только государство почти десять лет равнодушно взирало на тех, кого должно было любить со всей страстью души, - на учителей.
Впрочем, было ли оно, государство, в эти годы? Сложный вопрос. С одной стороны - ордена да звания учителям раздавало, бюджет утверждало и само же куда-то его расходовало, требовало вариативности образования и многообразия учебников, боролось с осколками "деформированного тоталитаризмом учительского сознания"... У всего с этой стороны есть имена: то бывший президент указ какой подпишет, то министр образования с замами (а их, министров и замов, сменилось за эти годы столько, что и не упомнишь) что-то провозгласят, то продвинутые мастера "борьбы со скрытым коммунизмом" нечто важное изрекут, чтобы учитель напрягся и быстрее перестраивался... С другой стороны, вчерашнее государство с абсолютным презрением к учительскому труду платило грошовое жалованье (да и то Христа ради), не давая с гордостью за свой труд смотреть в глаза детям в школе и дома... Лишало учителя возможности отдохнуть да подлечиться в отпуске и не в отпуске. Еще и удивлялось: чего это учителя бастуют, культурные вроде люди?.. Но все, что государство делало с этой, другой стороны, было безлично, безымянно, скрыто от лишнего глаза и уха, но реально... И оттого казалось порой, что и не государство это, а так, "поручик Киже".
...На дворе - новый, 2003 год. С каким настроением входим в него, дорогие коллеги? Думается, что несмотря на все несуразности и огорчения жизни, на все проблемы школы и общества нашего, есть лучик надежды. Надежды на то, что государство, в конце концов, превратится из виртуального в реальное, что оно, как ученик коррекционного класса, в конце концов поймет, что, не занимаясь всерьез экономикой и социальной сферой, в том числе российской школой, оно обречено стать в лучшем случае Сингапуром, а в худшем - последовать вослед Атлантиде...
В году новом что-то может измениться: ведь не раз и не два верховная власть в году предыдущем делала нам такие знаки внимания, которые вполне можно расценить за признание в симпатии, если не больше...
Ну что же, пусть в 2003 году будет у российского учительства еще один поклонник - родное государство. Поклонник, приятный своей неожиданностью. Хотелось бы верить, что с серьезными намерениями.
Январь 2003 г.
О СЕМИ СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ И ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Замечательный педагог Евгений Ямбург поведал такую историю: "Недавно один генерал мне с гордостью сказал, показывая на пацанов с тонкими шейками: "Ямбург, посмотри, как помолодели Герои Советского Союза!" Мне стало страшно. Я ему говорю: "Гордиться-то здесь нечем на самом деле". Вспомнил Вертинского: "Я не знаю кому и зачем это нужно. Кто послал этих мальчиков недрожащей рукой..."".
...Наша жизнь последнего десятилетия - сплошной калейдоскоп неправдоподобных галлюцинаций. Была огромная страна - и нет ее. Была государственная собственность, а вместо этого - откуда-то взявшиеся "олигархи", рассовавшие наиболее лакомые куски этой собственности по карманам своих пиджаков от Армани. Была тишина в родимом Отечестве, а теперь грохочут пушки, идут "ковровые" бомбардировки и "зачистки", а госпиталя забиты нашими мальчиками-солдатами с тонкими шеями да мирными ребятишками с оторванными конечностями...
Бодрое и "совершенно демократическое" телевидение все эти годы норовит показать обывателю как можно больше раненых ребят, взрывающихся в воздухе вертолетов с десятками десантников, убеждая нас, что это не патология, а норма, которая-де называется правдивой информацией и которая, увы, уже у многих не вызывает ни содрогания, ни шока...
Во всем этом шизофреническом "бульоне" который год "варятся"-растут наши дети. Они приходят в школу, и учитель должен на примере положительного героя воспитывать в них доброе отношение к человеку, рассказывать о семи смертных грехах и вечных ценностях, успокаивать их сердца и лечить души. Сегодня и вправду школа - очаг нормальности в этом море безумия.
За такой труд учителям надо давать ордена так же часто, как на фронте: они каждодневно ведут бой за психическое и интеллектуальное здоровье детей, за то, чтобы ребенок верил в свою страну, верил в то, что тяжкая болезнь окружающего его общества - излечима. Работу учителя сегодня трудно переоценить. "Если не будет восстановлена иерархия ценностей, опирающихся на святыни, то никакая экономика не спасет нас", - заключил тот свой рассказ про мальчишек-героев Евгений Ямбург.
"Сердце отдаю детям" - говорил В. А. Сухомлинский. Сегодня учителей, готовых отдать свое сердце детям, на просторах нашей, все еще такой необъятной Родины, немало. О них мы будем рассказывать из номера в номер, видя в этом собственный посильный вклад в лечение нашего больного сегодня Отечества.
Февраль 2003 г.

ТИХОНОВ: ВЧЕРА И ЗАВТРА
Только что страна отметила 75-летие Вячеслава Тихонова, воистину народного артиста, кумира нескольких поколений. Самого интеллигентного и красивого учителя в истории отечественного кинематографа.
На "Доживем до понедельника" ходили так же, как в свое время ходили на "Чапаева", - десятки раз. Сколько юных учительниц, приходя на работу в школу, надеялись, что рядом с ними окажется такой коллега: умный, благородный и... неженатый! Превратив свой персонаж в киноэталон учительской культуры, Тихонов вместе со Станиславом Ростоцким совершили тихую революцию в отечественной школе: Мельникову стали подражать многие, входившие в учительскую гордой походкой "сильной половины" человечества... В пединституты пошли мальчики.
Чем потряс всех образ учителя истории Мельникова? Да тем, что на фоне знакомой всем фигуры учительницы словесности (изумительно точно сыгранной Ниной Меньшиковой), вкалывающей "на нервах" от зари до зари, софистки, ретроградки, одинокой, несчастной и омертвляющей школу, Мельников олицетворял собою надежду на то, что школа станет живой и духовной...
Много лет прошло с выхода фильма на экран, а тоска по духовной школе никуда не ушла. Более того, на фоне бед нашего общества в последние десятилетия она стала еще острее. Тому немало причин: углубляющийся социально-экономический кризис, дикий взрыв имущественной и социальной дифференциации, деградация общественной морали, этики и культуры, ослабление воспитательных функций семьи...
Открытость и демократичность общества обернулись "открытостью" кровавых межэтнических конфликтов; засильем блатной песни, пошлой шутки, циничного комментария на телевидении и радио; доступностью порнографии в Интернете и скабрезных журналов в любом киоске; бесконечными потоками пива, перекочевавшего с ошалелой рекламы в желудки наших детей. Пришли наркотики. Теперь у нас все, "как у людей".
Все это вошло в жизнь наших детей, пришло в класс. Конфликт духовного с бездуховным в современной школе приобрел такие масштабы и формы, что и не снились героям Вячеслава Тихонова и Нины Меньшиковой.
Март 2003 г.



Док. 281739
Перв. публик.: 07.03.07
Последн. ред.: 09.03.07
Число обращений: 704

  • Котов Сергей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``