В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О пенсии думай смолоду! Назад
О пенсии думай смолоду!
Между прочим, во всем цивилизованном мире люди именно так и поступают. Приходя устраиваться на работу, сначала интересуются заработком, потом гарантиями пенсионного обеспечения и лишь потом спрашивают о своих обязанностях. А выйдя на заслуженный отдых, бодрые, жизнерадостные старички не ковыряются на своих садовых участках, а путешествуют по миру.
Старость же российских граждан в большинстве своем выглядит довольно жалко.
Можно ли хоть как-то ситуацию изменить? В состоянии ли это сделать сам будущий пенсионер? Об этом шел разговор на заседании "круглого стола" "Обязательное пенсионное страхование и дополнительное пенсионное обеспечение - эффективный инструмент социальной политики предприятия".
Пенсия ныне работающих людей- напрямую зависит от порядочности их работодателей. Потому что гарантия пенсионного обеспечения - это не запись в трудовой книжке, как было когда-то, а наличие средств на индивидуальном страховом счете работника. Уверены ли вы, что ваш работодатель все оформил добросовестно и правильно и перечисляемые им страховые взносы в Пенсионный фонд разносятся по индивидуальным лицевым счетам? Как узнать? Да просто прийти в случае сомнения в районное отделение фонда и поинтересоваться, а что у меня там на счете?
Но даже если взять за основу, что работаете вы в приличном месте, где вся бухгалтерия "белая" и положенные взносы регулярно поступают на ваш персонифицированный счет, достаточно ли там накопится? Хватит ли этого на достойную старость?
Бывший управляющий отделением ПФР по Саратовской области, а ныне депутат Госдумы Анатолий Бабошкин заявил, что четыре года проводимой ныне пенсионной реформы показали невозможность в короткий срок сделать пенсию достойной. Исключение из общего правила составляют лишь пенсии государственных чиновников, которые рассчитываются по другим принципам и иным ведомством. У людей, получающих трудовые пенсии по старости, повышение жизненного уровня не произошло и не произойдет. Нет источников для его повышения - бюджет ПФР из года в год формируется с дефицитом. Те деньги, которые работодатели в качестве взносов перечисляют в ПФР, идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Сегодня десять работников кормят семь пенсионеров, и положение будет только усугубляться. Этих десять работников кормить будет практически некому - когда они выйдут на пенсию, их рабочие места займут те немногие, кто появился на свет в период демографического спада. А поскольку их пенсионные отчисления сегодня "кушают" нынешние пенсионеры, то их лицевые счета наполняют не конкретные деньги, а скорее виртуальные.
Возможность хотя бы часть этих виртуальных денег превратить в конкретные дает накопительная часть пенсии. Кстати, она подросла. В начале пенсионной реформы составляла два процента от фонда заработной платы - теперь четыре. То есть, в данный момент источником формирования государственных пенсий является налог, уплачиваемый работодателем в размере 26 процентов от начисленной заработной платы. Большая часть этих средств (20 процентов) направляется на пенсионное обеспечение и распределяется между тремя составными частями трудовой пенсии - базовой (6 процентов), страховой (10 процентов) и накопительной (4 процента).
На базовую часть пенсии имеют право все, кто проработал пять лет. Страховая часть зависит от заработной платы и стажа работы, но ее размеры ограничиваются государственными нормативами.
И только накопительная часть напрямую зависит от самого будущего пенсионера - и от его заработка, и от того, как он сумеет этими деньгами распорядиться. Эти деньги не идут на выплату текущих пенсий. На них не распространяются ограничительные механизмы государства. И потом, это те деньги, которые даже в случае смерти пенсионера возвращаются в семью, их имеют право получить наследники пенсионера. И даже будущего пенсионера.
Но не все имеют право на накопительную часть. Она выделена лишь для тех людей, кто за свою трудовую деятельность успеет ее накопить. В 2002 году, когда началась пенсионная реформа, накопительная часть была выделена из формирующихся пенсий мужчин 1953 года рождения и моложе, а женщин, соответственно, 1957 года рождения и моложе. Потом решили, что десять лет до пенсии - это очень маленький период времени, и накопить за это время все равно ничего существенного не удастся. И с 1 января 2005 года средства на "накопительный" счет перечисляются только работникам 1967 года рождения и моложе, а мужчины 1953- 1966 годов рождения и женщины 1957-1966 годов рождения исключены из этой системы.
Но три года деньги откладывались на их накопительный счет. Он не будет расти дальше, но эти "копейки" никто не отнимет. "Исключенных" граждан в пенсионной системе именуют "группой риска". И им, словно в насмешку, тоже разрешается распорядиться по своему усмотрению накопленной суммой. Ее вполне можно передать на сохранение негосударственному Пенсионному фонду. Отдать-то можно, но у людей помоложе на накопительную часть будут постоянно поступать средства, а у "группы риска" сумма остается неизменной. Захотят ли ее принять управляющие компании и НПФ?
Участвующий в работе "круглого стола" президент НПФ "Лукойл - гарант" Михаил Бережной заверил присутствующих, что и с "группой риска" их фонд работает. У фонда есть возможности, способы и механизмы приращения накопительной части пенсии даже для "группы риска".
Другой вопрос, как в стране, получившей уроки Мавроди, вообще можно доверять негосударственным фондам и компаниям? Оказывается, можно. Потому что, учтя те самые уроки прошлого и предлагая нам распорядиться накопительной частью по своему усмотрению, государство берет на себя ответственность и осуществляет над негосударственными фондами контроль через Федеральную службу по финансовым рынкам, специализированный депозитарий и Федеральную налоговую службу. Кроме того, фонды контролируются международными аудиторскими компаниями. К тому же любой вкладчик фонда через его совет может в любое время получить информацию о состоянии самого фонда и своего лицевого счета в частности. Государственный же Пенсионный фонд таким проверкам не подвергается. Договор с негосударственным фондом можно
легко расторгнуть и опять вернуться под крыло государства.
Стоит ли рисковать? Решайте сами, но имейте в виду: за прошлый год на накопительную часть пенсий, оставшихся в распоряжении государственного ПФР, наросло 4 процента (инфляция, если вы помните, превышала 11 процентов), а в негосударственных фондах прирост был и 16, и 18 процентов, и даже 22.
Управляющие компании и НПФ в печати редко себя рекламируют, но информацию о них можно получить в любом отделении Пенсионного фонда. Как правильно сделать выбор? Обращать внимание следует на то, как давно компания или фонд образованы, на их изначальный стартовый капитал и сегодняшний, сколько людей доверяют фонду, каково собственное имущество фонда, кто его учредители, их финансовое состояние, их совокупный вклад в основу фонда. Ну, прикиньте сами, если учредители фонда крупные газойли нефтедобывающие компании. То с чего бы им разоряться? Но даже если вдруг у НПФ возникнут какие-либо финансовые затруднения, то это никак не затронет пенсионные накопления граждан. Средства накопительной части пенсии обязаны находиться на отдельном счете и не могут быть использованы по долгам фонда. При наличии убытков в деятельности фонд будет отстранен от управления пенсионными накоплениями. При ликвидации фонда средства пенсионных накоплений в трехмесячный срок автоматически передаются в Пенсионный фонд России.
Таковы правила игры. Принять их или нет - наш с вами выбор. Судьбу своей накопительной части на следующий год можно решать вплоть до 31 декабря.

Марина Игнатьева.

Саратов - Столица Поволжья. Саратов

1 Ноября 2005 г.



Док. 281539
Опублик.: 06.03.07
Число обращений: 308

  • Бабошкин Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``