В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Откровенный `неуд` Назад
Откровенный `неуд`
Российская система льгот нуждается в изменениях, но продуманных и подготовленных
Монетизация стала основной и единственной темой разговора на первом в этом году заседании Общественного Совещания при Президенте РБ, которое состоялось 26 января, под председательством Николая Курапова.
О том, как реализуется в республике Федеральный закон No 122, рассказал заместитель Премьер-министра, министр труда и социальной защиты населения Фидус Ямалтдинов. Наша газета постоянно освещает эту тему, информирует читателей о тех изменениях, которые происходят в начавшейся с 1 января 2005 года реформе как в отношении федеральных, так и региональных льготников. К тому, что уже было сказано, можно добавить следующее. На сегодняшний день из общего числа льготников к федеральному регистру относятся 326 тысяч, региональному - более 524 тысяч. Последним натуральные льготы сохранены практически в полном объеме - для этого понадобилась сумма в 2 миллиарда рублей, что в три раза больше, чем расходовалось из республиканского бюджета ранее. 93,3 процента региональных льготников получили ЕДВ за январь (80 процентов вместе с пенсиями, 20 процентов - по выбору заявителя).
Для эффективного обеспечения льготников дополнительными лекарственными средствами в республике разработан фрагмент федерального регистра. В него вошли 322 тысячи человек.
С 1 по 24 января на территории региона было выписано 28 тысяч рецептов для льготников, на 21 тысячу из которых получены лекарственные препараты. Те, кто пока не приобрел нужные лекарства, смогут сделать это в ближайшее время. Новая система обеспечения дополнительными лекарственными средствами льготных категорий граждан не будет менее выгодной, заверил министр труда и социальной защиты населения РБ. Если раньше для этого выделялось 400 миллионов рублей, то сегодня - 1 миллиард 200 миллионов. Кроме того, республика дала дополнительно на эти цели 300 миллионов из собственного бюджета.
Неплохие перспективы просматриваются в организации санаторно-курортного лечения. До реформы возможность отдохнуть по льготным путевкам имели порядка 5 тысяч человек в год, сегодня их число может стать в четыре раза больше.
Большая, если не сказать огромная, работа была проведена лечебно-профилактическими учреждениями, медико-социальными экспертизами - за полтора месяца 83 тысячи жителей республики получили статус инвалида и были переведены в категорию льготников федеральных. В текущем году эта работа будет продолжена. Только, по словам Фидуса Ямалтдинова, несколько снизятся ее темпы. Работать в режиме чрезвычайной ситуации наши медики уже не могут. Управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по РБ Фоат Хантимеров особо подчеркнул: если человек получил документы на инвалидность до 1 января 2005 года, то деньги ему выплатят, начиная именно с этой даты. Если все необходимые документы будут сданы в течение 2005 года, выплаты начнутся с даты подачи заявления, но не раньше официального получения инвалидности.
Все выступавшие в ходе заседания Общественного Совещания были едины во мнении: старая система льгот, сложившаяся в стране еще в советские времена, отжила свое и требует обновления. Достаточно сказать, что право на получение тех или иных видов льгот у нас в стране имел каждый второй житель. Громоздкая, зачастую не подкрепленная соответствующими финансовыми средствами, старая система тормозила развитие экономики, являлась кормушкой для недобросовестных чиновников, становилась причиной нецелевого использования средств, заметил в своем выступлении депутат Госдумы РФ Мансур Аюпов. Социальная реформа стране была просто необходима. И в этом ее самый большой и убедительный плюс. Однако то, в каком виде явилась она на свет, как начала свое шествие по стране, вызвало недоумение не только самих льготников - всей России. В этом смысле реформа не заслужила оценки больше, чем откровенный "неуд".
Федеральный закон No 122, последствия которого сравнивают с либерализацией цен и шоковой терапией, был подписан в августе прошлого года. Через несколько месяцев ему предстояло увидеть реальную жизнь. И это стало, пожалуй, первой ошибкой законодателей - слишком мало времени было отведено регионам для подготовки. А работы оказалось - непочатый край. Ведь Правительство страны не располагало даже списком лиц, нуждающихся в особой заботе государства. Составить федеральный и региональный регистры предстояло на местах. А это работа не одного дня. Парламентариям в субъектах Федерации необходимо было сделать главное - подготовить нормативно-правовую базу для нового закона. Например, депутаты Государственного Собрания - Курултая - РБ внесли изменения в 150 с лишним законодательных актов, чтобы расчистить дорогу социальной реформе. Последние из них принимались уже перед самым Новым годом.
А потом грянули рождественские каникулы. Вся страна отдыхала, и никто не думал о том, чем обернутся первые шаги реформы, никто не пытался спрогнозировать ситуацию. Я уже не говорю о том, что со стороны федерального центра не велось абсолютно никакой разъяснительной работы. Не было того самого диалога между властью и обществом, о необходимости которого совершенно верно говорили на заседании председатель Исполкома (Канаша) съезда чувашей РБ Георгий Шушпанов и председатель Исполкома конгресса татар Эдуард Хамитов. Уже после того, как по стране прокатилась волна митингов и демонстраций, Госдума отправила в регионы своих посланцев - разруливать ситуацию. Но сделать это необходимо было гораздо раньше.
Не совсем удачным стало время начала реформы, одной из тяжелейших в нашей стране, - в год 60-летия Победы. Не были учтены и психологические особенности старшего поколения россиян. Еще не видя реальных денег, они с первых дней нового года вынуждены были платить за транспорт. При их-то нищенской пенсии! В выступлениях многих членов Общественного Совещания звучала тревога: провал первого этапа реформы стал попыткой нанести удар по действующей власти (как федеральной, так и региональной), по Президенту Путину. Действительно, смутной обстановкой на местах сразу же попытались воспользоваться различные движения, объединения, отдельные одиозные личности, которые никак не причислишь к конструктивной оппозиции. Главной их целью стала не забота о нуждах стариков, а собственные политические амбиции. Было это, как вы знаете, и у нас в регионе.
Первый этап социальной реформы в стране, по существу, проигран. Но есть еще возможность исправить ошибки и извлечь полезные уроки. Завоевать доверие народа очень непросто, потерять - слишком легко и слишком опасно.


Тамара Пересыпкина.

Источник: Республика Башкортостан. Уфа

27 Января 2006 г.



Док. 281244
Опублик.: 06.03.07
Число обращений: 310

  • Аюпов Мансур Анварович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``