В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Персона грата`: Евгений Бушмин Назад
`Персона грата`: Евгений Бушмин
Через неделю в Совете Федерации будет рассмотрен бюджет на 2007 год. Каким получился главный финансовый документ страны? Об этом - беседа Виталия Ушканова с председателем Комитета Совета Федерации по бюджету Евгением Бушминым.

- Бюджет на будущий год сенаторы должны рассмотреть в конце следующей недели, но уже известно, что ваш комитет проект одобрил. Только ли потому, что правительство сумело учесть многие замечания и предложения сенаторов?

Бушмин: Никогда не было так, чтобы все предложения Совета Федерации были поддержаны правительством и внесены в бюджет. Всегда существовали вопросы, по которым у нас есть разногласия. Главное - набрана критическая масса отрицательного или нет. Были годы, когда мы чуть подходили к этому и принимали бюджет 90 с небольшим голосов. Сейчас ситуация лучше. Наверное, потому, что деньги есть. Большее количество претензий удовлетворяется. 2 года подряд бюджет принимался 120 голосами. Думаю, в этом году будет примерно так же.

- В чем, на ваш взгляд, главное достоинство бюджета?

Бушмин: В полном удовлетворении потребностей национальных проектов. Заявить о проекте - это одно, а дать достаточно денег для реализации - другое. Сейчас деньги даны. Но здесь возникает другой вопрос: будут ли они израсходованы так, как надо. Главное - довести деньги до тех, кому они нужны. По жилью для молодых семей, например, первые деньги пошли в октябре 2006 года, а должны были пойти в феврале.

- Проекты бюджета в России обсуждаются публично. Эта практика полезна?

Бушмин: Да, очень. Бюджет - документ публичный. Он должен обсуждаться. И чем больше он будет обсуждаться, тем лучше. Я помню первый бюджет - бюджет 1994 года. Мы приняли его в июне 1994 года. Ясно, что времени на его исполнение не было. Первый бюджет вообще пришел на двух страничках. Тогда говорить о публичном обсуждении не приходилось. Сейчас ситуация другая. Все 5 тысяч страниц бюджета мы обсуждаем.

- В 2007 году планируется ввести новую систему расчета тех денежных вливаний, на которые могут рассчитывать регионы. В чем новизна?

Бушмин: Главное - чтобы под каждое полномочие, которое получает регион, он получал и деньги из федерального бюджета. Причем хотелось бы, чтобы этих денег было достаточно для исполнения полномочий. Раньше, передавая полномочия, федерация не передавала денег, а предлагала регионам искать их у себя в бюджетах и доходах. В последние годы, когда в федеральном бюджете появились деньги, он дает их регионам. И теперь мы обсуждаем другую проблему: достаточно ли этих денег.

У нас несправедливая система межбюджетных отношений. Хотя бы потому, что пишет ее федеральный центр. А если вы пишите, то себя не обидите. Надо, чтобы регионы были самодостаточны, а никакие межбюджетные отношения не решают этой проблемы. Они подтягивают отстающих и отрезают у регионов, которые вырвались вперед. Это не метод, чтобы сделать регионы самодостаточными. Даже если мы придумаем очень красивые межбюджетные отношения, они все равно нас не устроят, потому что когда разница в обеспечении регионов в 80 раз, привести ее к единице невозможно. Поэтому кроме финансовых надо использовать и государственные инструменты. Сейчас субъекты федерации объединяются, и это тоже работает на межбюджетные отношения. Бюджетная обеспеченность Эвенкии и Красноярского края, например, очень сильно отличаются. Теперь через единый бюджет мы получаем субъект, который будет единой позицией на поле межбюджетных отношений.

- Какие налоги вы считаете возможным оставить в ведении центра, а какие можно и нужно отдать на муниципальный и региональный уровни?

Бушмин: Прежде надо избавить муниципальные и региональные налоги от федеральных льготников. Вплоть до Минобороны. Почему федеральный бюджет не платит за Министерство обороны? Ведь мы же сделали это по имуществу. Лучше давать деньги федерального бюджета через налоги, чем через трансферты. Это признано всеми, но пока трудноисполнимо.

- А вот этот затянувшийся спор по поводу НДС и налога с продаж?..

Бушмин: Это хороший спор. Сейчас главное не торопиться. Мы столько наломали дров...

- Чего наломали? Мне доводилось читать, что налоговая реформа едва ли не одна из немногих, которые состоялась и практически завершена.

Бушмин: За два года после завершения реформы вышло 45 законов, которые вносят изменения в Налоговый кодекс. Более 1000 поправок за два года...

- На недавнем заседании правительства вице-премьер Дмитрий Медведев сказал, что нужно создать при президенте совет по налоговому законодательству, куда включить не только ученых, но и финансовых экспертов. Это действительно необходимый шаг?

Бушмин: Чем больше общественного обсуждения, чем реже мы будем менять налоговую систему. Я за орган, который будет лишним звеном в обсуждении и поставит заслон скороспелым изменениям в налоговом законодательстве. Меня только волнует, чтобы этот совет не был завален мелкими делами. Вот вопрос замены НДС налогом с продаж - важный, серьезный. Такие и должен обсуждать подобный совет.

29.11.06 10:30 Радио России

Док. 281127
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 358

  • Бушмин Евгений Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``