В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблемы региональных СМИ обсудили в Вологде Назад
Проблемы региональных СМИ обсудили в Вологде
"Правительство Вологды исключительно бережно и нежно относится к СМИ", - заявил губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев в ходе всероссийского совещания редакторов районных и городских газет, которое прошло на днях в Вологде, городе резных палисадов и тончайших кружев. В заседании, которое организовало Федеральное Агентство РФ по печати и массовым коммуникациям при поддержке "МедиаСоюза" и правительства Вологодской области приняли участие более 120 редакторов из городских и районных СМИ страны. В их числе оказался и корреспондент брянской областной газеты "БК Факт", участник проекта "Медиакратия" Татьяна Виноградова.

Каждое утро губернатора Позгалева начинается с обсуждения новостей. Глава области публично признался, что "читает все оппозиционные газеты, и никогда ни одна из них не была унижена". Возможно, поэтому Вологодская область занимает четвертое место в России по степени свободы слова, предоставляемой СМИ. Вице-президент "МедиаСоюза" Елена Зелинская по-доброму назвала это явление "разгулом гласности", который несколько месяцев назад привлек к вологодской прессе пристальное внимание общественности в связи с карикатурным скандалом.

Однако именно благодаря этому "разгулу" местом проведения всероссийского совещания редакторов был выбран областной центр области - город Вологда. Дабы на наглядном примере показать другим регионам, как нужно работать власти, находить общий язык со СМИ, чтобы область стала самодостаточной и не зависела от федерального бюджета. По данным Правительства Вологодской области только 17% вологжан считают себя бедными, а остальные относят себя к категории со средним и высоким достатком, тогда как пять лет назад картина выглядела с точностью до наоборот. Стоит отметить и следующий, вполне объективный фактор - уровень свободы слова находится в прямой пропорциональности от уровня развития и достатка региона.

И в реализации национальных проектов, и в осуществлении реформы местного самоуправления Вологодская область добилась определенных успехов, поэтому значительную часть времени на совещании посвятили выступлению руководителей исполнительной власти области, чтобы они поделились впечатляющими результатами и опытом работы с журналистами. Ведь, по словам губернатора области, вологодская пресса занимает далеко не последнее место в ходе воплощения в жизнь национальных проектов и 131-ого закона. В 2005 году на поддержку вологодских СМИ бюджетом области выделен 61 миллион рублей. На протяжении полутора лет работает система грантов, и только три газеты из 60-ти не получили ничего, "прославившись" в правительственных кругах как "филькина грамота".

Большой интерес и горячую дискуссию вызвало у редакторов региональных СМИ выступление руководителя Федерального Агентства РФ по печати и массовым коммуникациям Михаила Сеславинского, лейтмотивом которого стало обсуждение материальной поддержки муниципальных газет на федеральном уровне. Дело в том, что всем руководителям муниципальных и районных газет, так или иначе, пришлось столкнуться с проблемой финансирования после 1 января 2005 года, когда вступил в силу закон о монетизации льгот. В итоге 2 тысячи газет оказались без экономической поддержки. Как рассказал Михаил Сеславинский, в 2006 году федеральные власти пересмотрели этот вопрос, и в России началась новая программа финансирования региональной прессы, под которую выделен серьезный объем средств: с 47-ми миллионов увеличен до 150-ти.

Теперь всякое СМИ с любой организационной формой и тематикой сможет получить государственную субсидию на конкурсной основе. Более подробную информацию о тендере можно получить на сайте Федерального Агентства, но вот лишь несколько тем для обязательного участия в конкурсе, которые озвучил в своем выступлении Михаил Сеславинский:

1) Освещение хода и вопросов реализации национальных проектов. Однако, как заметил Михаил Вадимович, здесь нужны не шаблонные материалы, а статьи, наглядно демонстрирующие журналистское мастерство, чтобы "этот материал читал не только пишущий журналист и редактор, но в первую очередь - человек, гражданин".
2) Материалы, посвященные укреплению здоровья нации и здоровому образу жизни
3) Пропаганда семейных ценностей, борьба с беспризорностью
4) Безопасность на дорогах
5) Популяризация военной службы

Все эти темы поднимаются в каждой газете, а теперь при грамотном и ответственном подходе региональные СМИ смогут неплохо на этом заработать.

Коснулся Михаил Сеславинский и больного для многих областных и муниципальных газет проблемы финансирования местных СМИ из регионального бюджета. Как заметил руководитель Агентства, деньги местными властями выделяются чаще по принципу "свой-чужой", то есть своим - все, а другим - ничего, вплоть до изымания льгот. Здесь еще раз Михаил Вадимович не мог не упомянуть примерный опыт работы Вологодской области. К слову сказать, Нижегородская область так же внесла изменения в устав: правительство региона не имеет права самовольно снимать редактора, не учитывая интересы редакционного коллектива. Что это жест доброй воли или первая ласточка, нам предстоит еще выяснить. Но то, что это один из первых и важных шагов на пути к развитию демократии и свободе слова, Михаил Сеславинский уверен точно.

Вполне конкретные деловые предложения для руководителей региональной прессы прозвучали из уст Ядвиги Юферовой, заместителя главного редактора "Российской газеты". Она от лица всей редколлегии разрешила использовать материалы сайта "РГ" в местных изданиях, так как у этой федеральной газеты есть уникальная возможность достучаться до первого лица. Несмотря на то, что "РГ" считается правительственной, Ядвига Бронислававна рассказала, что журналистам приходится изрядно потрудиться, чтобы "не стать соловьями генштаба". 90% газета зарабатывает сама, а государственная дотация составляет лишь 10% при всем том, что редактор "РГ" получил жесткую установку свыше: "делать качественную, интересную и конкурентноспособную газету".

Руководитель пресс-службы Общественной Палаты РФ Марина Рыклина так же выступила со словом к редакторам. Она печально отозвалась по поводу отношения региональных газет к деятельности ОП: как ни странно, основная масса прессы стоит в оппозиции к самому гражданскому проявлению нынешней России - общественной палате. А посему она призвала местные издания к активному сотрудничеству, дабы совместно следовать одной важной задаче - "поднятию удельного веса третьего сектора - гражданского общества - в прессе".

По итогам совещания редакторами газет была составлена и принята резолюция , которая будет направлена в Правительство РФ, в МедиаСоюз, Общественную палату и Агентство по печати и массовым коммуникациям для дальнейшего решения проблем региональных СМИ на более высоком уровне.

РЕЗОЛЮЦИЯ
1. С учетом норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" следует выстроить равноправные взаимоотношения газет и органов местного самоуправления на договорной основе, позволяющие СМИ вести максимально объективную информационную политику.

2. В целях соблюдения равных условий для всех СМИ (независимо от формы собственности издания) размещать муниципальные информационные заказы исключительно на конкурсной основе.


3. Обеспечить участие профессиональных медиаобъединений в работе конкурсных комиссий по присуждению государственных грантов на поддержку СМИ. Увеличить общую сумму федеральных государственных грантов до одного миллиарда рублей в 2007 году, расширив количество номинаций.

4. Правительству Российской федерации для решения кадровой проблемы в районных и городских газетах рассмотреть возможность финансирования программы подготовки и переподготовки кадров региональных, городских и районных газет.


5. Правительству Российской Федерации обратить внимание на проблему невозврата долгов реорганизованных управлений Федеральной почтовой связи редакциям региональных и городских газет и способствовать ее решению.

6. Не допустить монополизации прав на индивидуальные почтовые ящики, в частности, их передачи ФГУП "Почта России". Обеспечить возможность равного доступа к ним участника рынка информационных услуг.


7. Поддержать инициативу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Общероссийской общественной организации работников СМИ "МедиаСоюз" по ежегодному проведению Всероссийского совещания редакторов СМИ.

23.05.06 12:47 Медиакратия

Док. 281124
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 353

  • Сеславинский Михаил Вадимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``