В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис ВИНОГРАДОВ: `Образование - это не сфера обслуживания!` Назад
Борис ВИНОГРАДОВ: `Образование - это не сфера обслуживания!`
Интервью по просьбе журнала "Наша власть: дела и лица"

- Борис Алексеевич, я знаю, что Вы подготовили для рассмотрения в Государственной Думе пакет законопроектов по образованию. Означает ли это то, что Вас не устраивает национальный проект по образованию в том виде, в котором он сейчас существует?

- Мои законопроекты с национальным проектом впрямую не связаны. Но поскольку Вы затронули эту тему, выскажу свое мнение. Сама идея образовательного национального проекта трудно ощущается, он похож на текущую работу министерства. Приведу примеры того, что я понимаю под национальным проектом. Например, был национальный проект, который заключался в том, что СССР надо было создать для своей защиты атомную бомбу. Были крупная проблема, крупный проект, крупная личность - Курчатов, и задача была выполнена. Был крупный национальный проект - создание ракетно-космического щита страны. Тоже крупная задача, крупная личность - Королев, крупный проект. Вот здесь я этих трех составляющих вообще не вижу. Не называть же национальным проектом доплату учителям за классное руководство! Это позорные долги государства перед учителями, а не проект!

В школе, на мой взгляд, главная и первая проблема - это крайне низкий социальный статус учителя. К примеру, в г. Тынде на БАМе учительница получает базовую ставку с северными доплатами 3 600, а за двухкомнатную квартиру нужно платить 4 200 рублей! Мы в Москве платим гораздо меньше. Я приезжаю туда как депутат, от меня требуют объяснений, а я сказать ничего не могу, потому что объяснить это невозможно. Мы унизили учителя уже тем, что отнесли его профессию к сфере услуг. Надо приравнять по зарплате и пенсиям учителей к госчиновникам. Какая глупость назвать образование сферой обслуживания! Это же сфера духа, воспитания патриота и гражданина! Я недавно прочитал, что когда учителям Санкт-Петербурга задали вопрос: что вы будете делать, когда получите грант в 100 тысяч рублей по национальному проекту, то 77 % ответило, что они немедленно уйдут из школы. Поэтому необходимо сначала поднять учителям зарплату до 20 тысяч, а потом раздавать гранты лучшим из них...

Во-вторых, низкая материальная база школ, в-третьих, содержание самого образования, сохранение лучших традиций - вот ключевые проблемы... Нельзя отрицать свое прошлое, выпускать школьные учебники, по которым непонятно, кто победил во Второй мировой войне, и называть это вариативностью. Возьмите, к примеру, США. Там в школьных учебниках вы вряд ли найдете множество упоминаний о том, как белые мигранты несли "просвещение" в массы коренного населения: за скальп ребенка платили 2 доллара, за скальп женщины - 3, мужчины - 5. Вряд ли найдете и широкое обсуждение проблемы рабства в Америке. Там стараются воспитать у ребенка позитивное отношение к истории своей страны. А мы же порой раздеваем себя догола, занимаемся самоуничижением, хотя история нашей страны великая и трагичная. Совсем дезориентировали наших детей, не давая им положительных примеров.

- Вы разделяете беспокойство Министерства образования в отношении "отставших от жизни стандартов"? Действительно ли российское образование не отвечает требованиям времени?

- Относительно "отставших от жизни стандартов" - тут надо четко разобраться, о чем идет речь. Школа должна решать основную задачу - формирование высококультурного гражданина и патриота. И стандарты должны быть направлены на решение именно этой задачи. Это главный стандарт, все остальное - стандарты, наращиваемые на базу. Если школа не воспитает гражданина и патриота своей страны - все остальное уже не нужно. Все остальное будет называться толерантностью, а в моем понимании толерантность - это безразличие. Вот смотрите, казалось бы просто: я предлагаю Закон об образовании дополнить пунктом, касающимся "формирования у граждан РФ естественного восприятия национальной культуры, чувства родины"... Этого же нет в законе! Нам надо воспитывать не просто гражданина и патриота - но высококультурного человека, потому что бескультурный патриот опасен для общества - националист дешевого пошива. Национализм же должен быть просвещенным, творческим патриотизмом. Если этого нет - тогда приходит нацизм... Нынешняя система дает преподавателю безграничные возможности выбора. Что в итоге? Мой внук в Москве учился на одни пятерки, вернулся домой, в Санкт-Петербург, а там не совпадают школьные программы, он стал получать тройки. Поэтому в стране должен быть комплект стабильных программ и учебников. Или, например, офицер служит на Дальнем Востоке, потом его переводят сюда, в Москву. Как ему перевести сына в московский вуз? Там он учился бесплатно, а здесь мест нет... И другая проблема - предметы по одной и той же специальности не совпадают. Недавно позвонил мне знакомый. Он с громадным трудом перевел сына-отличника из дальневосточного в московский вуз по той же специальности. Он сказал, что 9 предметов не совпадают по объемам - это после первого же курса! Страна разорвана, причем не только тарифами, но и фактическим отсутствием единого образовательного пространства...

Что же касается нацпроекта по образованию, то в 2000-м году Президентом страны интернетизация сельских школ уже объявлялась как приоритетная программа... и была провалена. 15 тысяч "тарелок" закупили, половина из них, видимо, сгнила за ненадобностью, а из остальных 90 % не работают. Представляете, сколько денег "распилили"? Не зря же сегодня власть в первую очередь обеспокоена тем, как бы все не разворовали...

И сейчас не вижу общей стратегии развития: все какие-то щипки, кусочки... Да если и не разворуют, все равно деньги могут вылететь в трубу. Можно решить проблему Интернета в школах, для этого не обязательно "тарелки" ставить. Есть много вариантов технических решений. Важнейшим же является современное содержание Интернет-образования, а не просто отсканировать учебники и вывесить их на портале.

Ко мне недавно обратились главы муниципальных образований Амурской области, которая начала исполнять131 федеральный закон о местном самоуправлении. Им передали 30 полномочий, на которые выделили на год аж 21 подушевой рубль. Они отказываются, возвращают полномочия назад, а сельские котельные отдают школам - управляйте. А у нас рапортуют: процесс с законом пошел. Кого мы обманываем? Направил я А.Л. Кудрину депутатский запрос, в котором прошу министра объяснить, как исполнять такие полномочия без перераспределения налогооблагаемой базы между центром и территориями в пользу регионов. Думаю, что власть подзабыла, что, кроме Москвы, есть еще и Россия. И принцип "спасение утопающих - дело рук самих утопающих" здесь вряд ли пройдет. Люди в регионах могут напомнить об ответственности центра и очень жестко сделать это. Думаю, что мы единственная страна, в которой граждане, мягко говоря, не очень любят свою столицу.

Я еще 5 лет тому назад предлагал: давайте не будем никого обманывать, будем реально вводить в строй школы "под ключ" с самым современным оборудованием. Начнем с Дальнего Востока. Не будем делать быстро и плохо, не отрапортуем мы Президенту, зато сделаем медленно и хорошо, примерно за 10 - 12 лет. Начиная со школ Дальнего Востока и заканчивая школами Калининграда. Можно и быстрее, если богатые регионы оснастят школы без федеральной поддержки. Проект назывался "Индустрия образования". Что это такое? Во всех школах страны оборудуются современные кабинеты физики, биологии, информатики, химии, Интернет и т.д. Таблица Менделеева - электронная, а не подклеенная скотчем. И такой проект оснащения в то время, по моим подсчетам, стоил в среднем 30 тысяч долларов на школу. Но делать такой проект надо в тех школах, в которых туалеты не дистанционные во дворах...Мы его, кстати, реализовали в качестве пилотного в некоторых школах Орловской области...Дальше - современная школьная мебель, школьное питание, школьная форма, школьный ранец. Почему школьная форма? Потому что на детях сейчас особенно видна социальная расслоенность населения. Есть яркие и красивые модели школьной формы. Ребенка из бедной семьи надо обеспечить бесплатно школьной формой, учебниками, школьным ранцем, школьным питанием. Мы считали возможным применить систему своеобразного лизинга: школу сдают "под ключ" в рамках федеральной программы, а потом в течение 5 лет местное самоуправление рассчитывается. Поэтому и срок исполнения программы значительный, так как нужна возвратность средств. И по результатам работы мы видим, в каком регионе местное самоуправление хорошо работает, беспокоится за детей. А что мы видим сейчас? Одна задача - быстрее отрапортовать.

Мы, группа депутатов, написали письмо Д.А. Медведеву: давайте будем делать школы "под ключ", начиная с Дальнего Востока. Если сегодня в Амурской области из 302 сельских школ более 160 без водопровода и с туалетом на улице - а в области зима длится 8 месяцев, морозы до минус 40, - и школьники бегают в такой туалет, ну о каких компьютерах, о каком Интернете можно говорить? На Дальнем Востоке 3 200 школ, вот эти школы нормально отремонтировать и оборудовать "под ключ" за 2-3 года можно. Параллельно начинать такую же работу в Сибири и т.д.

Подобный подход применить и к социальному статусу учителя, начиная настоящее повышение зарплаты с Дальнего Востока. Тогда будет видна четкая политика государства. Ведь российский Дальний Восток вымирает и выезжает! Давайте сформируем политику по образованию. Повысим на Дальнем Востоке зарплату учителям в 5 раз. Там 3 тысячи школ, а в стране 66 тысяч школ - кто чихнет, какая инфляция, которой нас так пугают? Туда люди поедут, и те, которые сейчас там, оттуда не сбегут. Вот тогда политика будет, а не просто растаскивание денег. Я политики в национальном проекте по образованию, да и не только в нем, прямо скажу, не вижу, одни разговоры, а политики нет...

- А что Вы можете сказать об инновационной программе для высшей школы?

- Нам говорят: выберем 20 или 30 вузов, назовем их инновационными и дадим им по 500 миллионов рублей. Но ведь инновационным вузам удочки нужно раздать и посмотреть, умеют ли они рыбку из инновационного пруда достать? Что я имею в виду? Еще Е.М. Примаков, будучи премьером, говорил, что очень неэффективно управляются госпакетами акций в акционерных обществах. Так дайте долю этих госпакетов вузам, пусть они быстрее свои инновации, научные разработки внедряют, получают свою долю дивидендов - и это пойдет на развитие вузов, на стимулирование работников. Это будет самый короткий путь - без всяких промежуточных инновационных фондов, посредников. Возьмем, к примеру, Росэнергоатом - 100 % акций в государственной собственности. Есть базовые вузы атомщиков МИФИ, РХТУ, МЭИ. Предложите этим вузам, которые инновационно активны, на 5 лет в доверительное управление часть госпакета, - например, по 5 % акций каждому - и посмотрите, эффективно ли они будут внедрять свои научные разработки, причем не только в технологиях. У них есть технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы и т.д. Мы сократим цепочку внедрения инновационных технологий, не понадобятся министерства и куча посредников. Реальные инновационные вузы проявят себя сразу. В них пойдут фирмы, но уже не как спонсоры, они будут кровно заинтересованы в результатах работы. Тогда мы и получим ту интеграцию, которая есть в Америке, когда фирмы заинтересованы в университетской науке. А сегодня нашим вузам тяжело направить на практику студентов, они никому не нужны.

- И об этом Вы тоже говорите в своих законопроектах по образованию, которые Вы вносите в Думу?

- Конечно, и не только об этом. Я предлагаю, чтобы в государственных вузах не было платных студентов вообще, чтобы они поступали по конкурсу, как раньше было. Во всех вузах, в первую очередь негосударственных, надо жестко проверить качество образования и плохие вузы безжалостно ликвидировать. Безобразие, какая девальвация дипломов идет! Предлагаю ввести в государственных вузах образовательный сбор и образовательный кредит, размером в два раза больше образовательного сбора. Если сбор 15 тыс. рублей, тогда кредит - не менее 30 тыс. рублей. Таким образом, половина кредита, т.е. 15 тыс. рублей, является добавкой к стипендии. В этой схеме государство обязано предложить выпускникам места для распределения. В случае работы выпускника по распределению оно (государство) полностью погашает образовательный кредит. Если выпускник работает по распределению - он учился бесплатно, а если выпускник идет торговать на рынок - то кредит обязан вернуть. При этом выпускнику гарантируется трудоустройство, студенту - прибавка к стипендии, вузу - дополнительные средства, стране - мобильность и единство. Тогда, закончив столичный вуз, студент поедет работать на Бурейскую ГЭС. Сейчас же на ней нет выпускников Московского энергетического, Санкт-Петербургского политехнического, Ивановского энергетического - нет ни одного выпускника центральных вузов России! Там работают лишь выпускники местных вузов. О какой академической или иной мобильности населения можно сейчас говорить? Нет ее и в помине. Как нет и единой России!

У нас не стратегия, а странная бухгалтерия... Что я имею в виду? Почему из 4,5 миллиарда, направленных в 2006 году на инвестиции по федеральной программе в высшую школу, около 2 миллиардов направляются на Москву и Санкт-Петербург, а 2,5 - на всю остальную страну, из них 160 миллионов - на все вузы Дальнего Востока. Это же колониальная политика! Гималаев в пустыне не бывает. На Западе и в США "Гималаи" - такие как Гарвард, Оксфорд, Кембридж - окружены горами: пусть поменьше, но это тоже горы, а не пустыня. Возьмите, к примеру, провинциальную одноэтажную Америку, там любой региональный вуз очень хорошо оснащен и кадрами и материально-технической базой. Там нет такого, чтобы в одном университете - нищета, а в другом - достаток...

Помню, более 10 лет тому назад депутаты Госдумы вынесли вопиющее, на мой взгляд, аморальное решение - выделить ведущим вузам дополнительные деньги на оплату коммунальных услуг. Я тогда был ректором и сказал, что это дискриминация, нельзя это делать, но меня не послушали: деньги не пахнут. Дело было зимой, во времена секвестров и дефолтов. Получилось так, что в одном вузе студенты сидели на лекциях в пальто и шапках, а в другом, по соседству, - в тепле.

Из почти сорока трудовых лет я уже более 20 лет в управлении. Прошел путь от электромонтера до заместителя министра. Более низкого уровня управленцев в стране, чем сейчас, не видел.


Журнал "Наша власть: дела и лица", март 2006 г.

Док. 281047
Перв. публик.: 05.03.07
Последн. ред.: 13.03.07
Число обращений: 564

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``