В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью К.Титова радиостации `Эхо Москвы` Назад
Интервью К.Титова радиостации `Эхо Москвы`
- Актуальна ли тема борьбы с коррупцией для России?

К.А.Титов: Конечно. Она и раньше была актуальна. Способы и методы борьбы с коррупцией известны во всем мире - как, например, создание условий для работы чиновника любого ранга, государственного, муниципального, таких, чтобы он этими условиями дорожил. Мы здесь подразумеваем хорошую зарплату, хорошую пенсию. Второй шаг, на который государство тоже должно решиться, - как можно меньше оно, то есть государство, должно влиять на экономические процессы и особенно на хозяйствующие субъекты, в том числе и относящиеся к оборонному комплексу. А когда чиновник сидит за столом совета директоров коммерческого предприятия и пакет государства там даже не блокирующий, - это не влияние государства, а личная подпитка чиновника.

- Получается, что государству выгодно наличие коррупции с тем, чтобы в ходе борьбы с ней решать какие-то свои подковерные интересы?

К.А.Титов: Государству невыгодна коррупция, а вот чиновникам - да. Ведь государство - это все мы, это народ России. Несколько лет назад я был в США, речь шла об инвестициях, причем мы обещали инвесторам льготы. Но ведь они все понимают - открывают дело в России, и начинаются непонятные для всего мира непрозрачные процедуры с точки зрения мирового аудита. Кто сюда пойдет? Никто не пойдет! И мне помощник Госсекретаря США прямо сказал: "Константин Алекссевич, мы готовы инвестировать в Самарскую область, мы знаем об успехах региона. Но вы готовы принять комиссию Госдепартамента по антикоррупционной деятельности?" Я сказал: да, готовы. Сегодня эта комиссия работает, мы учим людей, некоторые чиновники пострадали, так как были уличены в тех или иных правонарушениях. Сейчас вместе с этой комиссией с 16 по 25 сентября мы проводим антикоррупционную неделю. Я должен сказать, что инвестиционный климат серьезно улучшился, у нас достаточно высокий уровень зарубежных инвестиций - один из самых высоких в стране.

- Вам пришел вопрос из Интернета: не сможете ли Вы обнародовать потом результаты этой акции?

К.А.Титов: 25 сентября заканчивается эта неделя, потом комиссия будет подводить итоги, и, я думаю, дней через десять мы обнародуем результаты. Но рейтинги мы публикуем и сейчас. К сожалению, самые коррумпированные сегодня, как считает народ, силовые структуры - милиция, ГАИ. Присутствуют и муниципальные службы, и областная администрация, которая занимает, как правило, с 5 по 10 место.

- Что касается интереса генеральной прокуратуры к хозяйственной деятельности областной администрации. Чем он вызван?

К.А.Титов: Мы хозяйственной деятельностью не занимаемся, мы являемся исполнителями бюджета. Чем вызван интерес - вопрос не ко мне. Процедуры эти длятся достаточно долго. К примеру, АвтоВАЗ уже все процессы судебные выиграл. Я вообще не понимаю, как можно все суды выиграть, а потом дело начинать сначала. Получается, что суд не убедил прокуратуру. Тогда возникает вопрос: а где последняя инстанция? Если говорить об администрации, то последние три года мы регулярно принимаем комиссии областной и генеральной прокуратуры. Вчерашнее интервью гражданина Колесникова, заместителя генерального прокурора, не первое. Мы реагируем спокойно, на все вопросы, которые нам задают, мы отвечаем, какие просят документы - мы предоставляем. Сами обращаемся в суд за защитой, чаще всего получается так, что суд на нашей стороне. В своем интервью, кстати, Колесников говорит о том, что его не удовлетворяют решения суда. Меня тоже, может быть, не удовлетворяют, но это - решения суда.

- А что Вы можете ответить на те вопросы, которые задаются Вам?

К.А.Титов: Во-первых, мне Колесников никаких вопросов не задавал, и мне не на что отвечать. А на те вопросы, которые задавали следователи генпрокуратуры, я четко ответил. Мне задавались вопросы по убийству моего коллеги, начальника Облагропромснаба, человека, которого администрация утвердила на эту должность, - Шевченко. Два раза был разговор, то, что я знал, я рассказал. Если они считают, что этого недостаточно, я готов еще раз ответить.

- Наиболее часто задаваемые Вам вопросы?

К.А.Титов: Пока других нет вопросов.

- Ответы получаются и уходят в никуда?

К.А.Титов: Я хорошо знаю систему работы. Если я скажу, что мне больше ответить нечего, так меня начнут обвинять в том, что я уклоняюсь и не помогаю следствию.

- Как Вы понимаете фразу "мы все перевернем в Самарской области"?

К.А.Титов: А что там переворачивать? Нефть в соответствии с законом разрабатывается по открытому тендеру.

- Сообщение на пейджер. При наличии судебной ответственности за нарушение должностных инструкций любой чиновник будет работать честно за любую зарплату или он может уйти?

К.А.Титов: Если он чувствует, что содержание чиновника недостаточно, ему лучше сразу уйти. У нас были уголовные дела, когда брали прямо в кабинетах при получении взятки. Не надо надеяться, что граждане будут их кормить.

- Вы сказали, что не знаете, в чем смысл вопросов, задаваемых Вам прокуратурой. Но наверняка можете предположить причины?

К.А.Титов: Я думаю, причина и повод - это конфликт нашего департамента по строительству и архитектуре с нашей местной прокуратурой. Департамент выигрывает все выдвинутые против руководителя департамента иски, а прокуратура пытается защитить честь мундира.

- Зам. генерального прокурора не хочет своих давать в обиду, так?

К.А.Титов: Наверное, так. Мы ведь все предоставляем и во всех процессах участвуем. Если докажут вину - будем принимать меры. Но есть позиция презумпции невиновности. Нельзя же обвинять тогда, когда вина не доказана. Это суд определяет. Ведь не сам руководитель департамента строит дороги и не сам принимает работу. Почему обвиняется именно он? Мне так же, как и вам, непонятно, почему работа прокуратуры становится такой публичной? Они апеллируют к общественному мнению или оказывают давление на суд? Мне эти действия прокуратуры непонятны. Они публичные политики или они профессиональные работники?

- Что касается Ваших соображений о том, что прокурор Колесников занимается не своим делом. Можно подробнее?

К.А.Титов: У него есть руководители, есть закон, который определяет, чем он должен заниматься. Мое личное мнение - не надо громких заявлений, надо просто работать, а истину должен определять суд. Есть экономические преступления, которые расследует налоговая полиция, ОБЭП. И если прокуратура сомневается в их профессионализме, то зачем тогда снова возобновлять дела и привлекать их к работе?

- Как Вы воспринимаете обвинения генпрокуратуры в адрес Березовского и Патаркацишвили?

К.А.Титов: Это все тянется с 1994 года. Березовский известен в стране, мое отношение к нему и моя критика тоже хорошо известны. Но он-то все суды выиграл. Тут мы должны признать: или у нас правовое поле дает возможность так действовать, или непрофессионально ведется следствие.

- Деятельность прокуратуры наносит вред области?

К.А.Титов: Конечно. Хотя бы помножим стоимость работы одного работника департамента на то, что он отрывается на подготовку документов. Не все нам нравится. Например, родственник областного прокурора является природоохранным прокурором и предъявляет иски к современнейшему предприятию, а к чадящему асфальтовому заводу претензий нет.

- И Вы готовы сидеть и ждать?

К.А.Титов: Мы не сидим и не ждем, мы судимся, и часть исков уже выиграли. Я должен действовать, в отличие от многих, в правовом поле.

- Сколько это может продолжаться?

К.А.Титов: По сегодняшнему законодательству - до бесконечности.

- И Вы готовы смириться?

К.А.Титов: Нет. Гражданин Колесников сказал, что его не устраивает решение суда, они сейчас поменяют состав суда, протянут до января. Надо будет - три года будут работать. Я же не могу препятствовать работе прокуратуры, а буду действовать тоже в правовом поле, как мне подсказывает закон.

- Получается, что конца у этой истории нет?

К.А.Титов: Она же тянется с 1994 года. Начинается следствие - заканчивается следствие, дело передается в суд - проигрывается. Опять начинается следствие, заканчивается, суд - опять проигрыш. Вот "песочное дело" инкриминируют Б.А.Березовскому, а это его однофамилец из Санкт-Петербурга, оно тоже проиграно. Моя позиция: если ВАЗ виноват - он будет отвечать, если нет - я всегда защищал и буду защищать трудовой коллектив АвтоВАЗа, потому что это 120 тысяч работающих. Докажите вину! Мне кажется, что это передел собственности. Кому-то не нравится, что ВАЗ и в трудные годы, и сейчас работал, превышая плановые мощности, показывая прекрасные производственные показатели - 4% бюджета страны и 22% бюджета Самарской области. Ни у кого же не получается автомобильный бизнес. Положа руку на сердце, скажем: и "Москвич" канул в лету, и еще ряд предприятий, а ВАЗ работает да еще тянет "Ижмаш-Авто". Поэтому кто-то, может быть, и желает получить эту собственность.

- А кто это? Можете предположить?

К.А.Титов: Даже не предполагаю. Мне кажется, у всех уже все есть. Мне даже предположить трудно. Хотя если есть много, может быть, хочется больше.

- Как Вы оцениваете реальные масштабы коррупции в Вашей области и в России? И не может ли быть "борьба с коррупцией" рычагом воздействия в клановых разборках ведомств?

К.А.Титов: Уровень коррупции достаточно высокий, о чем говорят и международные рейтинги. А в отношении клановых разборок - это 100 процентов.

- Как долго могут длиться пассивные обвинения?

К.А.Титов: Пока никто никого не обвинял. Часть вопросов задали, мы ответили. Пусть задают другие.

- Но Вы же занимаетесь и политикой.

К.А.Титов: Это непременное условие человека, который избран народом.

- Но в такой ситуации надо защищаться либо подавать в отставку.

К.А.Титов: Я защищаюсь, но подавать в отставку не собираюсь. Меня интересует вопрос: почему некоторые силовые ведомства начинают формировать общественное мнение? Я начинаю это рассматривать как определенный политический заказ определенных политических структур.

- Вечный вопрос - когда АвтоВАЗ начнет выпускать автомобили на уровне мировых стандартов?

К.А.Титов: Автомобиль выпускается в соответствии с теми стандартами, за которые средний покупатель России готов платить. Будем иметь возможность платить 12 тысяч долларов за машину или 18 - и это будут машины соответствующего уровня. У ВАЗа в этом отношении никаких проблем нет. Сегодня, например, выпускается "десятка"-купе примерно стоимостью 14 тысяч долларов, но рынок очень незначительный. А значительный для тех машин, которые сегодня выпускаются. Но качество-то машины с каждым годом повышается - сегодняшняя "десятка" совсем другая по сравнению с первыми автомобилями. И потом комплектация. Если сегодня мы будем брать ее со всего мира, как делают все мировые концерны, это будет очень дорогой автомобиль. И это будет потеря рабочих мест в стране. Поэтому мы берем комплектацию в стране, причем даем предприятиям, работающим с АвтоВАЗом, инвестиции для того, чтобы качество комплектующих улучшилось.

- По документам, которые запрашивает прокуратура, можно определить, что их интересует?

К.А.Титов: Пока это дорожный фонд и вексельное обращение, которое было в соответствии с законами РФ до 2001 года.

12 сентября 2002 г.



Док. 280977
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 535

  • Титов Константин Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``