В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Н.А.Цветкова радиостанции `Эхо Москвы` Назад
Интервью Н.А.Цветкова радиостанции `Эхо Москвы`
Президент Инвестиционно-банковской группы "НИКойл" Н.А.Цветков рассказывает об итогах российско-германского форума "Петербургский диалог", в работе которого он принимал участие.

О. БЫЧКОВА - Добрый день!

Н. ЦВЕТКОВ - Здравствуйте!

О. БЫЧКОВА -Итак, Вы были в Питере на этом форуме. Центральная тема, которая там обсуждалась - это инвестиционный климат в России, насколько можно судить по сообщениям информационных агентств, по прессе. По Вашим собственным ощущениям, как оценить степень оптимизма германских и западных инвесторов, если считать по 5-балльной шкале?

Н. ЦВЕТКОВ - Я думаю, что 2 с плюсом.

О. БЫЧКОВА - А плюс откуда взялся?

Н. ЦВЕТКОВ - То, что такая представительная делегация и с российской стороны, и с германской стороны, во-первых, сели за один круглый стол для того, чтобы попытаться найти решение о том, по какому пути вообще дальше двигать сотрудничество между Россией и Германией, во-первых. И второе - то, что идея такого форума исходит от руководителей 2 стран, а значит, они будут создавать условия для того, чтобы такое решение было найдено, думаю, что это плюс.

О. БЫЧКОВА - Еще один вопрос, касающийся личных ощущений и оценок. Вот, сели за стол переговоров российские и германские предприниматели, обсуждали проблемы, в том числе и инвестиций. В общем, не первый раз такое уже происходит. И в резолюции, как я читала в сообщениях информационных агентств, формальной резолюции этого форума говорится, что такого рода диалог - это лучший способ освободится от предрассудков и стереотипов. Как Вам кажется, как бы Вы эти предрассудки и стереотипы обозначили? Как со стороны западных инвесторов, так и со стороны российских?

Н. ЦВЕТКОВ - Главный стереотип, который по итогам наших встреч не только с немецким бизнесом, но и встречи в США - мы также проводили конференцию недавно по инвестиционной привлекательности России в Нью-Йорке, встречи с бизнесом Англии, Франции, Голландии, он показывает, что в 90-е годы, до 1997 года, может быть, до середины 1998 года был стереотип такого общего восприятия России. России как один общий бизнес. Если говорить о фондовом рынке, где мы активно работаем, то ценная бумага, на которой написано "Российская Федерация", уже считалось, что это страна, которая должна иметь хорошие перспективы. Но знаете, все стереотипы опирались, прежде всего, на то, что поддерживались процессы ухода России от старой жизни, от социализма. Сейчас этот стереотип после 1998 года рухнул, а новый еще не сформировался, с одной стороны. А с другой стороны, отношение к России сейчас, как к стране с переходной экономикой - развивающейся стране, практика показывает, имеет главным приоритетом то, чтобы далеко не разбежались и быстро не догнали. Это что касается иностранных инвесторов.

О. БЫЧКОВА - Вопрос от Петра Сергеевича на пейджер: "Были ли приняты конкретные решения на "Петербургском диалоге", или все ограничилось обсуждением? И какое продолжение может иметь этот форум?"

Н. ЦВЕТКОВ - Я принимал участие в секции "Бизнес и экономика", естественно. На круглых столах, когда собирались все секции: и специалисты от науки, и специалисты СМИ, образования, экономики и бизнеса - там больше, конечно, подводились итоги. Что касается непосредственно работы на секции бизнеса и экономики, то, вы знаете, дискуссия была очень жаркой, я бы так сказал. Есть все-таки разные восприятия ситуации нашим бизнесом и бизнесом, и условиями ведения бизнеса в России немецкими бизнесменами.

О. БЫЧКОВА - Это была жаркая дискуссия между российскими и немецкими бизнесменами?

Н. ЦВЕТКОВ - Именно так она и была.

О. БЫЧКОВА - А в чем была жаркость? Почему, в чем не соглашались так сильно?

Н. ЦВЕТКОВ - Стереотип отношения к России как к одной бизнес-компании, мне кажется, все-таки у немецкого бизнеса остался. И они не выделяют те компании, которые выполнили нормально все свои обязательства в 1998 году, я имею в виду предпринимательский бизнес, частный сектор, от компаний, которые "попали", грубо говоря, и вместе с собой утянули на дно и банкротство, и западный бизнес. Есть такое объединенное отношение к России, что там все плохо сейчас, там все плохое. Наша задача как раз была в том, чтобы переубедить, что в России существуют очаги очень устойчивого бизнеса, которые давно работают на рынке и выполняют все свои обязательства.

О. БЫЧКОВА - Если назвать их?

Н. ЦВЕТКОВ - Думаю, в первую очередь, это реорганизованные государственные финансовые институты, я за них просто говорю - это и "Сбербанк", "Внешэкономбанк", "Внешторгбанк", которые как акционерные общества сегодня заботятся не только о том, чтобы поддерживать государственные программы, но и заботятся о том, чтобы их капитализация была выше, и прибыль была больше, это раз. И, во-вторых, они поддерживают приоритеты либеральных реформ, финансируют направления либеральных реформ, которые устанавливаются правительством и президентом - это первое. И второе, я бы отнес к таким компаниям, честно говоря, и свою инвестиционно-банковскую группу, нашу группу, которая то же самое, работая с 1993 года на рынке, сейчас мы уже 8 лет празднуем, для нас действительно праздник, т.е. мы прошли и "черный вторник", и 1998 год, и выполнили тоже все наши обязательства. На конференции принимали участие и другие структуры, представители нашего бизнеса - предприятия энергетики, промышленности, они тоже выполняли все свои обязательства, и т.д. Пока такой стереотип я не думаю, что нам удалось преодолеть.

О. БЫЧКОВА - Вот как раз для вас есть такой простенький вопрос от Анны Алексеевны на пейджере: "Когда потеплеет инвестиционный климат в России?"

Н. ЦВЕТКОВ - Хороший, мягкий вопрос. Самое главное, чтобы от такого потепления нам снова не приходилось раздеваться как в 1998 году, когда он в 1997 году был настолько теплый и жаркий, что в августе все разделись. Если говорить серьезно, то, наверное, сейчас главным вопросом, от которого зависит потепление отношения к России - это как Россия рассчитается с долгами Парижскому и Лондонскому клубу. Нам предстоят очень тяжелые и большие расчеты в 2002 и в 2003 годах. Сейчас есть много разных высказываний, и, к сожалению, людей, которые представляют власть, о том, что как бы есть возможность обсуждать, платить или не платить. Немецкий бизнес и политика показали сейчас нам на форуме, что они даже обсуждать этого не собираются.

О. БЫЧКОВА - Платить и все.

Н. ЦВЕТКОВ - Да, платите и все. До тех пор, пока у России не будет единой позиции, это раз, второе - четкого плана действий вплоть до финансового плана расчетов, или, по крайней мере, обоснования источников, откуда мы будем платить эти долги - это два. И третье - одним из главных вопросов, который мы рассматривали, и материалов, с которыми мы знакомились на этом форуме при подготовке дискуссии экономики и бизнеса - это был анализ союза немецкой экономики об условиях и препятствиях ведения инвестиционного бизнеса в России. Там было написано, что очень России нужна административная реформа, это раз, и реформа, которая бы показала, что мы можем не только обозначать, что мы можем делать и говорить об этом, но и совершать реальные шаги.

О. БЫЧКОВА - Но о реформах ведь говорят очень много. Все время говорят о том, что нужно сделать то, другое, нужно привести в порядок законодательство, нужно обеспечить гарантии инвесторам и инвестициям. И очень много правильных слов всегда говорится. Вот сегодня, буквально, премьер-министр Касьянов тоже выступал перед банкирами и говорил, что нужно реформировать банковскую систему быстрее, нужно переходить на международную систему бухгалтерского учета, международные принципы корпоративного управления. Все эти правильные слова говорятся буквально каждый день. Вопрос в том, как, наконец, сделать, чтобы все эти слова быстрее превращались в какие-то реальные вещи.

Н. ЦВЕТКОВ - Наверное, нужно провести и, насколько мне известно, г-н Греф об этом говорит очень активно, опять же, ссылаясь на поддержку на всех уровнях власти, нужно провести правовые нормы и административную реформу в России быстрее, чтобы те программы, те изменения, которые должны изменить условия ведения бизнеса в России, в основном, инвестиционного климата, проходили быстрее. Из тех проблем, которые называются теми же иностранными инвесторами - это неожиданное изменение правовых норм в России, это вольности в административной практике, это определение административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым у государства пока еще нет законов или регулирующих норм ведения бизнеса. Вот, наверное, те главные проблемы, которые мешают сегодня слова привести к реальным шагам.

О. БЫЧКОВА - Есть, наверное, конкретные шаги. Я знаю, что инвестиционно-банковская группа "Никойл" участвует в этой операции по переходу на международную систему бухгалтерского учета. Работает?

Н. ЦВЕТКОВ - Вы знаете, мне кажется, что сейчас нужно те принципы, которые обозначают иностранные наши партнеры и коллеги, нам внимательно анализировать и настраивать под них и наш бизнес. А правительству, наверное, создавать условия и внимательно прислушиваться к этим замечаниям, которые нам говорят. И совершать конкретные шаги. Что касается прозрачности бизнеса и прозрачности бизнеса банковского, инвестиционного, корпоративного бизнеса, то это один из главных вопросов, которые стоит сегодня перед российским бизнесом. Риск, которого сегодня боятся многие бизнесмены иностранные, риск слабого корпоративного управления, слабой корпоративной культуры в российских предприятиях, особенно они боятся, когда такой риск есть у крупных промышленных предприятий или крупных финансовых учреждений, заставляет прозрачность бизнеса ставить на одну из приоритетных задач любой организации. В том числе это относится и к "Никойлу". Мы уже 4 года ведем бизнес в условиях международных стандартов, и мы на себе отрабатываем многие вопросы, связанные с международной системы отчетности. Коммерческий, банковский бизнес в нашей группе активно тоже сейчас развивается, является сейчас участником пилотного проекта Центробанка РФ в вопросах как раз внедрения международных стандартов учета.

О. БЫЧКОВА - Сразу вопрос на пейджер от Иванова: "Можно ли взять у вас кредит?"

Н. ЦВЕТКОВ - Лучше разместить депозит. Если говорить серьезно, то можно взять кредит. Мы работаем с физическими лицами, если вопрос касается физического лица, но рассматриваем кредитные заявки от 100 тыс. долларов.

О. БЫЧКОВА - Мы несколько минут назад остановились на очень интересной теме перехода российской экономики, российских компаний на международный стандарт. Вы начали рассказывать о том, что "Никойл" участвует в переводе на международную систему бухгалтерского учета. Вот, как это все работает? Вы говорите, вы 4 года уже работаете по международному стандарту в этой области. Как это совмещается со стандартами российскими? У вас, что, должна быть двойная бухгалтерия: на Запад - международная, в Россию - российская?

Н. ЦВЕТКОВ - Даже тройная, учитывая, что международные стандарты уже отработаны, российские стандарты тоже уже отработаны. Мы ведем учет в двойных стандартах - как участники пилотного проекта Центробанка, мы должны отрабатывать технологии новых российских стандартов, адаптированных под международные. А это де факто работа уже по тройным стандартам.

О. БЫЧКОВА - Каковы перспективы этого пилотного проекта? Сколько компаний в нем участвует? И на какой срок он рассчитан?

Н. ЦВЕТКОВ - Участвует 5-6 банков. Есть огромная надежда, что эта программа может быть завершена в течение 1,5-2 лет, а вообще-то, конечно, чем быстрее, тем лучше. Здесь зависит много от оперативности принятия, в том числе, административных и профессиональных решений в нашем Центробанке, в департаменте бухгалтерского учета ЦБ. И, конечно, зависит во многом от активности коммерческих банков, которые участвуют в этой программе. Их 5-6.

О. БЫЧКОВА - Вопрос от Игоря Соболева: "Может ли обходиться бизнес без гарантий государства? Какие нужны гарантии инвесторам, кроме государственных?"

Н. ЦВЕТКОВ - Я уже говорил: первая гарантия, которая нужна сейчас инвесторам - это понятие о том, как будут реструктурированы долги, т.к. все инвестиционные проекты -это 2-3-4-5 лет и больше, поэтому на них приходится как раз расчеты по долгам 2002-2003 годов. Вторая гарантия инвесторов - то, чтобы они видели, как государство совершает реальные шаги об изменении условий ведения бизнеса. Это относится и к правовой реформе, и к организации налоговых и таможенных сборов, это относится и к вопросам корпоративного права, вопросов работы с кредиторами, законодательства о банкротстве, вопрос обеспечения при предоставлении кредитов, вопросы, связанные с валютным законодательством. И третье, что касается финансовых гарантий, то, наверное, при организации ведения проектов, приоритетных для государства, конечно, надо рассматривать варианты государственной гарантии, для того, чтобы стимулировать развитие бизнеса.

О. БЫЧКОВА - Я все-таки настаиваю на формулировке вопроса слушателя. Он спрашивает не только о государственных гарантиях. Все, что вы сейчас перечислили, связано с государством, но государство, как мы понимаем, оно не единственный игрок на этом поле. Что все-таки зависит от финансовых институтов в России для привлечения инвестиций?

Н. ЦВЕТКОВ - Очень хороший вопрос. Думаю, что российские компании ведут бизнес здесь, в России, и мы должны принимать непосредственное участие в улучшении их инвестиционного климата. Что для этого делается? Прозрачность бизнеса, и нашего, и содействие прозрачности бизнеса наших российских предприятий. Второе - это работа, связанная с увеличением инвестиционной привлекательности и нашего государства, условий ведения бизнеса здесь, и конкретных предприятий. Третье - это активное развитие финансовых технологий и поддержки малого и среднего бизнеса. Ну, и, конечно, в связи с этим, активное развитие такого направления деятельности как корпоративный консалтинг. И здесь, если говорить о нашей инвестиционно-банковской группе, то, знаете, то, что нам удалось пройти все тяжелые финансовые кризисы, прошедшие в России - это наличие у нас системы управления рисками корпоративного управления в тех проектах, в которых мы участвуем. А у нас очень много инвестиционных проектов.

О. БЫЧКОВА - "Каковы приоритетные отрасли промышленности или сельского хозяйства, куда вы могли бы предложить западным инвесторам сделать свои вложения? Елена Павловна"

Н. ЦВЕТКОВ - Нефтяная промышленность, конечно. Электроэнергетика интересна сейчас, особенно интересна на этапе реструктуризации, когда инвестиции могут иметь очень хороший выход, хорошую прибыль, т.к. цены пока низкие. Третье - это пищевая промышленность, конечно. Четвертое - инфраструктурный бизнес, например, транспортная инфраструктура. Пятое - это развитие ритейловых сетей сбыта продукции российских и импортных товаров, что может активно стимулировать в России сегодня малый и средний бизнес через наличие дополнительного инвестиционного капитала и через привлечение в Россию технологий. А малый и средний бизнес - это, как правило, держатели проектов со сроком окупаемости 2-3 года. Это маленькие генераторы, которые позволят увеличить сегодня объем рынка, бизнеса вообще у нас в России.

О. БЫЧКОВА - Вы оцениваете перспективность, говоря об этом, с точки зрения потенциала или уже имеющихся условий?

Н. ЦВЕТКОВ - Мы - российская компания, поэтому мы будем вести бизнес в тех условиях, которые существовали раньше, существуют сейчас и будут существовать дальше. Мы вынуждены это делать. И думаю, что русский бизнес во многом отличается от других тем, что у нас пока еще не отстроились, не устоялись стереотипы или какие-то модули принятия стандартных решений. Мы, как правило, придумываем наш способ ведения бизнеса и зарабатывания прибыли, исходя из конкретных условий сегодня и предполагаемых на небольшую дальнюю перспективу, имея ввиду четкое направление деятельности на ближайшие 3-5 лет.

О. БЫЧКОВА - Нашим гостем был. Николай Цветков, президент инвестиционно-банковской группы "Никойл". Спасибо!


Интервью радиостанции "Эхо Москвы"
(12 апреля 2001 года)

ВЕДУЩАЯ ЭФИРА ОЛЬГА БЫЧКОВА.



Док. 280924
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 445

  • Цветков Николай Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``