В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Семенихин: Единый госэкзамен - шаг вперед или два шага назад? Куда катится образование в России... Назад
Игорь Семенихин: Единый госэкзамен - шаг вперед или два шага назад? Куда катится образование в России...
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" и федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части проведения единого государственного экзамена", принятый Государственной думой 26 января 2007г. и одобренный Советом Федерации 2 февраля 2007г. Об этом 12 февраля сообщила пресс-служба главы государства.
Согласно закону, срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ устанавливается до 31 декабря года, следующего за годом его получения. Это позволит абитуриентам поступать в вузы с результатами сданного ЕГЭ в течение двух лет. Дальше экзамен придется сдать заново. В дальнейшем предоставляется право вновь сдавать экзамен в период проведения госаттестации.
Право поступать в вузы вне конкурса предоставляется детям-сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидами I и II групп; участникам боевых действий; победителям и призерам всероссийских олимпиад школьников, если специальность вуза соответствует профилю олимпиады; детям военнослужащих, погибших при исполнении своих обязанностей, а также чемпионам Олимпийских игр.
Согласно закону, ЕГЭ совмещает в себе государственную (итоговую) аттестацию выпускников 11 классов и вступительных экзаменов для поступления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего образования.
Предусматривается, что ЕГЭ проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с госорганами управления образованием и советом ректоров субъектов РФ. Для этого в регионах создается государственная экзаменационная комиссия, в состав которой на паритетных началах включаются представители общего и профессионального образования.
При этом устанавливается, что при поступлении на обучение по специальностям, требующим определенных творческих, психологических и физических способностей, наряду с результатами единого госэкзамена могут проводиться дополнительные вступительные экзамены. Отдельным вузам также может быть предоставлено право проведения дополнительного экзамена профильной направленности, в том числе по предмету, по которому проводился единый госэкзамен.
Министр науки и образования России Андрей Фурсенко уверен, что единый государственный экзамен (ЕГЭ) в России заработает, и призывает "не демонизировать" его.
"Слухи о категорическом неприятии ЕГЭ в России сильно преувеличены", - заявил министр, отвечая на вопрос РИА Новости.
По словам министра, значительное количество людей, которые выступают против такой формы оценки знаний школьников, знакомы с ней лишь понаслышке. "То есть мы сами создаем какие-то мифы, а потом начинаем с ними бороться", - сказал Фурсенко.
Вместе с тем, он признал, что при реальном внедрении ЕГЭ проблемы возникают: кроме психологических аспектов, это еще и качество самих заданий.
"Я могу сказать, что сегодня по ряду предметов претензий к качеству контрольно-измерительных материалов не существует. Это касается точных наук: математики, физики, химии, русского языка", - заверил глава Минобрнауки.

Сложнее, по его мнению, обстоит дело с гуманитарными предметами. "Тут действительно существует проблема: как, например, проверить знания по истории. История же - это все-таки не одни даты, это возможность и умение анализировать", - сказал министр.
По мнению Фурсенко, сейчас, после принятия закона, появилась возможность совершенствовать эти материалы, привлекая специалистов средней и высшей школы. "Когда люди перестали уже заниматься исключительно борьбой и поняли, что процесс неотвратим, они занялись подготовкой этих материалов", - с удовлетворением констатировал министр.
Вместе с тем, он разъяснил что ЕГЭ не означает автоматического введения тестовой системы. Скорее это единый подход для всей страны в проведении письменного экзамена, который должны проверять люди, которые не связаны напрямую ни с конкретной школой, ни с вузом.

"Я думаю, что такой подход будет поддержан. Не надо ЕГЭ демонизировать. Давайте попробуем посмотреть на него с позитивной точки зрения, с учетом опыта других стран, что можно сделать. Абсолютно уверен, что такие возможности будут найдены", - подчеркнул Фурсенко. По его убеждению, "абсолютно обязательным экзаменом должен быть русский язык". "Это государственный язык, и абсолютно ясно, что экзамен должен быть единым для всей России и все школьники должны его сдавать", - указал он.
Министр напомнил, что сейчас идут очень большие споры по поводу обязательности единого государственного экзамена по математике с аргументами как "за", так и "против". Отметив, что не хотел бы вступать в дискуссию, он все же дал понять, что считает математику основополагающей наукой и базовым предметом для школьников. "Как будет проверяться знание математики - это еще серьезный вопрос, который еще обсуждается", - заключил он.
Фурсенко также призвал учеников и их родителей не стремиться к преждевременному превращению в узких специалистов. "Жизнь - она же меняется, и что понадобится человеку через пять лет, никто не знает. Школа - это как раз то место, где ты получаешь общие знания, и не надо этим пренебрегать, потому что потом это может аукнуться гораздо тяжелее", - сказал он.
Глава Минобрнауки заверил, что ряду вузов - творческих, спортивных - будут оставлены возможности проводить отдельные вступительные испытания. "Это абсолютно допустимая вещь, если эти требования по испытаниям будут едиными для всех и они будут таковы, если на них нельзя будет "натаскать" с помощью репетиторов", - пояснил он.

Также в рамках принятия закона об ЕГЭ были существенно расширены возможности приема ребят в вузы по результатам олимпиад. "Единственное справедливое требование - чтобы это было доступно для всех, независимо от места жительства", - сказал Фурсенко.
Правительство готово поддерживать это и с финансовой точки зрения, чтобы обеспечить доступность дистанционных методов образования и участия школьников в подобного рода олимпиадах.
Одновременно, по данным Фурсенко, из-за демографического спада идет сокращение числа школьников и абитуриентов. "Если в 1998 году в школах России училось 22 миллиона ребят, то сейчас их менее 15 миллионов, а к 2008 году будет 13 миллионов", - сказал министр.

Что же означает подписание закона о едином госэкзамене, по мнению критиков?

Как считает, Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических и философских наук, профессор, академик РАЕН, "конечная цель ЕГЭ - оглупление русской нации, низведение её до уровня бессловесного стада. Один из инструментов этой диверсии и есть единый госэкзамен"...

Сейчас мы слышим от чиновников Минобрнауки: не нужно-де драматизировать... Ну, подумаешь, заменили устные и письменные экзамены тестированием выпускников. Вреда не будет. На каждый вопрос - несколько вариантов ответов. Надо только поставить "галочку" против правильного. Зато сколько удобств. Выпускные экзамены одновременно являются приёмными в вуз. Набрал 100 баллов, отослал сертификат в понравившийся институт - и ты уже студент. Все довольны: и выпускники, и учителя, и преподаватели вузов.
"Позвольте всё же возразить, - отвечает С.Комков. - "Единый госэкзамен" насаждается в виде эксперимента с 2001 года. Каковы же его результаты? Что он дал средней и высшей школе? Какую пользу принёс? В какие, наконец, средства обошёлся нашему налогоплательщику? Ни на один из этих вопросов ответа, увы, нет.
Первый миф. Нам говорят: единый госэкзамен исключает из процесса приёма студентов охочие до взяток приёмные комиссии. А значит, искореняет взяточничество. Но бороться с вузовской коррупцией - задача совсем других органов. А так вы соглашаетесь, что мздоимцы остаются на местах, только придумали средство лишить их подношений.
Однако "эксперимент" показал: коррупция не только не изживается, она поднимается на качественно новый уровень. В 2006 году мы получили массу сигналов о том, как сдавали ЕГЭ в ряде российских школ. Там помещения классов поделили на "платные" и "бесплатные" места. На одних усадили ребят, чьи родители отвалили мзду за высокие баллы, на другие - детей неимущих или просто честных родителей.
А в соседней аудитории группа специально подобранных учителей начинала выполнять задания, как только распечатывался пакет с экзаменационными вопросами. Потом ответы тихонечко раздавали "платникам". Тем оставалось только проставить в нужных местах "галочки" в бланках и получить заветные 95-98 баллов. Известны уже и тарифы: так, по заявлениям учителей и родителей, за выполнение 100-балльного экзамена надо было выложить примерно 2000 долларов.
Второй миф. Мол, теперь паренёк или девочка из самой отдалённой юрты или аймака может поступить в самый престижный московский вуз. Трудно, конечно, ждать подобной сердобольности от министра Фурсенко, который проводит курс на коммерциализацию высшего образования, массовое закрытие сельских школ и сокращение в вузах бюджетных мест.
Нет, сказками да баснями маскируют новую коррупционную сеть: теперь у институтов, получающих со всех уголков страны сотни сертификатов "отличников", появился соблазн сдирать с родителей желающего поступить "вступительный взнос". И не придерёшься! Пойди узнай, почему отдали предпочтение мальчику из Урюпинска, а не девочке из Жердевки. Зато нетрудно предположить, что часть поборов уходит в министерство.
Но даже если допустить, что юношу или девушку со 100-балльным сертификатом из сельской глубинки зачислили в вуз, они ведь должны в Москве на что-то существовать. Родители им помогать не смогут. Стипендии хватит на то, чтобы два-три раза сытно пообедать. Общежитий нет, а из каких доходов платить за комнату или вскладчину за квартиру? Ведь это несколько тысяч рублей в месяц. Но ещё нужны деньги на еду, одежду, книги, транспорт и т.п. Вот почему часть "отличников" начинает сразу переводиться на заочное отделение"...

Как говорит статистика, сегодня до 60% студентов-очников вместо занятий вынуждены подрабатывать...Хорошо ли это? Если парень учится, скажем, на электронщика, но пропускает лекции и семинары, чтобы элементарно выжить, какие знания он получит? Особенно когда торгует в лотке джинсами? И потом: кто и что ждёт выпускника после окончания вуза? Очень часто - биржа труда и безработица.
Как утверждают критик ЕГЭ, тестовая форма отсеивает от вузов самых талантливых ребят, имеющих творческое воображение и нешаблонное мышление. Они-то, как правило, с тестированием справляются плохо. Не идут на махинации, не суют учителям конверты, а рассчитывают на свои способности и терпят поражение.
Но главный порок ЕГЭ - он со школьной скамьи ломает всю психологию ребят. Они уже не стремятся думать, учить, получать глубокие знания, прекрасно понимая, что на "госах" от них потребуется только умение "угадать". Да и учителя все больше нацеливаются на банальное натаскивание.
Таким образом, по мнению критиков, ЕГЭ несёт в себе самое страшное - он делает обучение и воспитание в школе совершенно ненужным, лишним. "Угадал" - и аттестат о среднем образовании у тебя в кармане. "Угадал" за деньги - и ты уже в институте.
Почему же, несмотря на несметное число минусов и отсутствие плюсов, Минобрнауки начало активно внедрять ЕГЭ, охватывая им всё новые регионы? Для многих ответ очевиден. Потому что, кроме идеологической разрушительной цели, он стал ещё и хорошей кормушкой для всех причастных к нему толкачей. Сколько за минувшие годы они ухлопали средств на "эксперимент" и сколько разворовали, никто не считал.
В последние три года только за счёт федеральной целевой программы "Развитие образования в России" на его проведение из госбюджета ежегодно выделялось примерно по 50 млн долларов. Причём часть средств, например, идёт в коммерческую структуру "КРОК инкорпорейтед". Она прославилась тем, что продаёт свои компьютерные программы с вариантами сдачи экзаменов по цене 100 тыс. долларов за диск. Представляете? Любая, самая "навороченная" программа "Майкрософт" стоит не более 10-12 тыс. долларов. Это наводит на мысль, что в цену дисков просто-напросто закладываются пресловутые "откаты", которые затем возвращаются выбравшим эту
фирму благодетелям из министерства. Теперь, как считает С.Комков, воровать будут "официально". Ведь, по сообщению замминистра Д.Ливанова, отныне "затраты из федерального бюджета на проведение ЕГЭ составят около 330 млн рублей в год". И еще каждый регион должен будет раскошеливаться на пять млн руб.

Чтобы разобраться в практической сути вопроса, я решил обратиться к опытному московскому педагогу - преподавателю Академии им. Плеханова Марине Белой. Она - кандидат физико-математических наук, не по наслышке, а на практике знает, что такое ЕГЭ...
Введение ЕГЭ, на мой взгляд, ведет к краху российской науки и образования, - считает она. - Потому что до сих пор каждый вуз имел возможность отобрать тех абитуриентов, которые имели надлежащий уровень по данному предмету. В частности, сейчас речь идет о математике. Математика - этот тот предмет, изучение которого в вузе нельзя начать с нуля, должен быть базис. В том случае, если мы будем обязаны принимать студентов по результатам единого государственного экзамена, никакой специализированной подготовки для поступления в вуз не потребуется. Ведь все сдают один экзамен! Раньше осуждали вузы за коррупцию, что для поступления надо заниматься на подготовительных курсах или с репетиторами. Да, раньше, действительно, надо было готовиться к поступлению в высшее учебное заведение, которое, в свою очередь, выставляло свою высокую планку требований. Теперь этого нет..."
По словам М.Белой, к сожалению, наша средняя школа дает очень низкий уровень знаний, который не достаточен для поступления в вузы... А теперь на "черном рынке" можно просто купить готовые результаты ЕГЭ, которые стоят где-то порядка пяти тысяч долларов.
В группе студентов, где преподает ныне М.Белая, 70% - кто сдал экзамены, 30% - кто прошел по ЕГЭ.
"Есть у меня один студент. Стоит у доски, - рассказывает М.Белая, - Ему надо было написать производную функцию Y= 2 константа. Я говорю: "Ну, чему равна производная константы?" Он молчит. Спрашиваю: "Ну, чему равна скорость изменения постоянной величины?" Молчит. Тогда говорю: "Она меняется?" Тогда он отвечает: "Да я же по ЕГЭ поступил"... "Хорошо,- говорю, - берете задачник, открываете таблицу производных, ищите, чему равна производная константы, сейчас - на моих глазах!" Он берет задачник, ищет и не может найти таблицу производных. Ему кто-то подсказывает: 43, имея в виду страницу. Студент, услышав это, гордо подходит к доске и пишет 43! Я бы никогда не посмела рассказать это, если бы у меня не было 30 студентов-свидетелей, с какими "знаниями" к нам приходят абитуриенты по ЕГЭ"....

Как считает, в этой связи, другой известный физик-математик Виктор Левадный, внедрение новой системы образования в России - дело трудное и неблагодарное.
"При ее реформировании нужно, прежде всего, учитывать человеческий фактор, - говорит он. - Новая система не свойственна российской ментальности и не соответствует нашим традициям. В России существует одна из последних сложившихся в XIX веке в Германии образовательных систем. И она разрушается. Ну, не будет у нас работать новая, как не будет, например, неподкупных гаишников, как в Америке полицейских.... Посему, из этого надо исходить".

Что ж, Россия опять, очертя голову бросилась за американизацией теперь уже образования. Многие московские педагоги, с коими я разговаривал, уповают лишь на одно: их ректорам удастся отстоять прежнюю систему хотя бы в рамках отдельных вузов, например. МГУ или Физтеха...Боюсь, западная уравниловка приведет к тому, что блатные ЕГЭшные студенты заполонят наши вузы и напрочь нивелируют уровень высшего образования. Жаль, что г-н Фурсенке и иже с ними не в абитуриуентском возрасте и не из сельской глубинки...
Глядишь, не стали был бы во главе таких опрометчивых и противоречивых реформ образования в России...
Воистину, пока Россия производит впечатление образованной державы, но будет ли производить дальше?


05.03.07.
www.nasledie.ru






Док. 280855
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 730

  • Белый Михаил Михайлович
  • Семенихин Игорь Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``