В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Так сидите?` Назад
`Так сидите?`
Эксперты "МН" оценивают перспективы кабинета Фрадкова

За последнее время президент Владимир Путин несколько раз коснулся темы правительства: сначала на пресс-конференции, сказав, что "все, кому надо, на своих местах уже работают", затем на совещании с министрами, где он загадочно попросил премьера не спешить со структурной реформой кабинета. Как это понимать и что из этого следует? К разговору на эту тему "МН" пригласили экспертов, которым задали четыре вопроса.

1. Произойдут ли в этом году какие-либо кадровые или структурные перестановки в правительстве?

2. Пойдет ли правительство в ближайшее время на какие-то реформы в социально-экономической сфере?

3. Кто из министров экономического блока, на ваш взгляд, работает наиболее и наименее эффективно?

4. Какой вам видится судьба председателя правительства Михаила Фрадкова?

Андрей БУНИЧ, президент Союза предпринимателей и арендаторов России

1. Думаю, что перемены последуют - и структурные, и кадровые. К примеру, может быть изменена роль Министерства экономического развития и торговли. Возможно, оно превратится просто в рекомендательный орган. Судьба таможни, недавно переподчиненной напрямую премьеру, может ожидать и внешнеэкономический блок, и управление федеральным имуществом. Возможны изменения и в Министерстве финансов - как структурные, так и кадровые - на уровне заместителей министров. Может быть усилена роль федеральных агентств и перераспределены полномочия министров, которые их курируют. В сегменте, связанном с национальными проектами, также возможны изменения: нынешний аппарат не соответствует поставленным глобальным задачам. Все эти перемены возможны весной - дальше в них уже не будет смысла.

2. Хотелось бы, чтобы правительство совершало революционные шаги. Сейчас как раз есть возможность для того, чтобы провести быстрые реформы, которые дадут ощутимые результаты уже в следующем году: можно использовать выгодную мировую ценовую конъюнктуру для структурных изменений в экономике и обеспечения будущего прорыва. Такой прорыв возможен в рамках предвыборной кампании, если кто-то решит использовать правительство как фундамент для президентства: это было бы очень желательно. Что касается социальной составляющей, то нацпроекты - это уже шажок к ней и к изменению в целом бюджетной политики, когда ресурсные доходы направляются на обеспечение всего общества, а не только узкой группы людей. Но это происходит достаточно вяло.

3. Сложно говорить в категориях "эффективно-неэффективно" о работе таких министров, как Кудрин или Греф. Своей косностью и инерционностью они очень сильно тормозят развитие нашей экономики. Все серьезные изменения блокируются под видом того, что необходимо сбережение средств на черный день. Отсутствует какая-то серьезная стратегия прорыва. С такими установками было бы неплохо работать в какой-нибудь развивающейся стране типа Сенегала - там стерилизация денежной массы была бы главным достижением. А в России при ее возможностях это не то, чем надо заниматься.

4. Пока еще рано списывать премьера. Почему-то все сошлись на том, что будет реализован вариант с заменой Фрадкова. Но это абсолютно гипотетическое допущение. Он может остаться председателем, устроив на какое-то время враждующие кланы, поскольку не имеет особых политических амбиций и ни с кем не портит отношений. На резкие шаги он не способен.

Григорий ТОМЧИН, президентВсероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий

1. Структура правительства не может быть постоянной, она должна жить - особенно если страна развивается. Но создание или ликвидация новых органов не сильно повлияют на повседневную жизнь. Поскольку в нашей стране - и сейчас это определилось уже точно - правительство является техническим органом. Всю власть осуществляет президент, а правительство лишь исполняет - и получается очень много перекосов. Надо понять, что до появления нового президента революционных кадровых изменений не будет. В то же время министры сами по себе сильные фигуры и смена каждого - это некое изменение политики, которого до выборов президента, думаю, не будет: предпосылок нет.

2. Правительству в выборном году работать будет очень тяжело. Потому что все политические силы будут подбивать его к популистским мерам. Так что если оно и будет предпринимать какие-то кардинальные шаги, то только чтобы не так поддаваться этим провокациям. Не дай бог послушают "Справедливую Россию", которая хочет приравнять пенсии к потребительской корзине, - и кризис неминуем, даже при высоких ценах на нефть. В социальной сфере дай бог реализовать нацпроекты. При этом следует учитывать, что снижение цены на нефть ниже 39 долларов за баррель ведет к кризису. А в связи с последними обещаниями, которые уже превратились в обязательства государства перед народом (увеличение пенсий и зарплат, пособий, нацпроекты), эта угроза создает более рисковую жизнь.

3. У нас экономический блок работает в целом эффективно - и Кудрин, и Греф, и Зурабов. Просто последний, например, не делает грамотный пиар своей деятельности. Поэтому и появляются совершенно идиотские нарекания к нему. Чего еще не умеет наше правительство, так это прогнозировать, как будут исполняться его решения чиновниками низшего уровня. Например, сегодня реформа технического регулирования натыкается на явный саботаж целого ряда чиновников в Кабинете министров.

4. Фрадкову поручено быть техническим премьером - он это исполняет. Если президент после выборов 2008 года захочет продолжать руководить страной, то премьер будет технический либо будет смещен. Если же президент захочет лишь контролировать, а руководить поручит правительству (такая схема тоже возможна), тогда премьер будет другой фигурой. А сумеет Фрадков быть ею или нет, мы не знаем. В любом случае - он профессионал.

Михаил ДЕЛЯГИН,научныйруководитель Института проблем глобализации

1. О масштабных изменениях в правительстве говорят постоянно - с момента назначения Фрадкова. Не думаю, что нужно понимать слова Путина как ожидание низкого старта. Особенность президента в том, что он сначала осуществляет изменения, а потом уже о них оповещает. Если какой-то намек не дан заранее, значит, можно расслабиться. Не думаю, что до декабря будут какие-то перемены.

2. Надеюсь, что новых реформ мы не увидим - просто потому, что все реформы в нашей стране осуществляются не ради общества, а ради бюрократов и крупнейшего бизнеса. Практически все современные реформы наносили чудовищный удар либо по карманам граждан, либо по потенциалу страны. Слово "реформа" в современном русском языке приняло значение "уничтожение". И очень правильно в свое время вице-премьер Жуков потребовал от российских чиновников прекратить употреблять это слово.

Планы у правительства очень большие. Но все же надеюсь, что они будут приторможены. Потому что 2007 год - предвыборный, и злить людей не стоит. Единственное, что уже понятно: в свете присоединения к ВТО будет вестись довольно жесткая борьба с контрафактом, то есть с небогатыми людьми, которые смеют работать на компьютерах. Также будет идти пропагандистская война с коррупцией. Надеюсь, что простых людей она не затронет - как это было в период кампании по борьбе с поборами на дорогах, когда гаишники вымогали у несчастного водителя взятку, а потом тот шел под суд за взяткодательство.

3. Есть простое чиновничье понимание эффективности - это степень использования выделенных денег. В этом отношении самый неэффективный министр правительства - господин Греф. Потому что деньги, которые его министерству выделили в бюджете, были использованы только на 18%. Если же под эффективностью понимать эффективность уничтожения своей страны, то на первом месте стоит Кудрин. Борьба с инфляцией за счет замораживания денег в Стабфонде - это то самое лекарство, которое страшнее болезни. Третий персонаж - Зурабов. Несмотря на локальные улучшения, система здравоохранения продолжает разрушаться. Теперь чиновник определяет, какое лекарство должен принимать тот или иной пенсионер, а дорогие (и самые эффективные) препараты не выписываются в принципе. Зурабов сделал максимум для того, чтобы наша страна освободилась от большей части пожилого населения. Христенко, Жуков, Трутнев, Вьюгин что-то делают, так же как и Артемьев в ФАСе.

4. Фрадков - умный и чуткий царедворец. Но люди, которые занимаются выживанием, не остаются в истории. Они остаются в памяти сослуживцев. Никто из коллег Фрадкова не скажет вам о нем плохо. Это человек, который решил много очень сложных задач и который заслуженно возглавляет правительство. Но к истории это не имеет отношения. После отставки, думаю, любая крупная компания была бы рада видеть его старшим вице-президентом. Другое дело, возникнет ли у него желание трудоустраиваться. Может, просто отдохнуть захочет?

Источник: газета "Московские новости" No5 за 2007 год (09.02.2007)

viperson.ru

Док. 280818
Перв. публик.: 05.03.07
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 685

  • Бунич Андрей Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``