В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Афанасьев: `Москвичи устанавливают такие зарплаты, каких здесь не платит никто` Назад
Александр Афанасьев: `Москвичи устанавливают такие зарплаты, каких здесь не платит никто`
Так охарактеризовал противостояние московских и питерских аптечных сетей на рынке северной столицы депутат государственной Думы РФ Александр Афанасьев , по совместительству - владелец крупнейшей в городе на Неве аптечной сети "Фармакор" и с недавних пор ресторатор, в интервью, опубликованном в 145 газеты "Ведомости" от 9 августа этого года. С разрешения издателя мы публикуем это интервью без сокращений.- Сейчас компания "Фармакор" управляет примерно 200 торговыми точками, если считать находящиеся в процессе регистрации. Для ритейла это довольно много. Как компании удалось построить такую сеть?- Все началось в 1990 году. По образованию я провизор, именно это и сыграло свою роль в том, что "Фармакор" занялся фармацией. Компания была основана как оптовая фирма, а в 1996 году мы решили, что нам нужна собственная розница.- На чем основывалось ваше решение?- Руководство тогдашних госаптек закупало товар, руководствуясь не такими критериями, как цена и качество, а другими, немаркетинговыми, факторами. Мы же были уверены, что наше предложение интереснее, качественнее и дешевле, чем у конкурентов, поэтому и создали собственную розничную сеть. Первая аптека была открыта на Тимуровской улице в декабре 1996 года.- С какими сложностями вы столкнулись, развивая розницу?- Самым сложным было и остается решение вопросов с поиском новых помещений. У нас целый отдел этим занимается. Новых площадей в городе строится мало, поэтому подходящую недвижимость ищем везде: присматриваем магазины на вторичном рынке, участвуем в проектах строительных компаний, частично строим сами.- А какова сейчас ваша рентабельность?- Если говорить о цифрах, то корректно сказать, что сейчас у нас рентабельность составляет 6-12 процентов. Это больше, чем у многих других, - сетевой бизнес позволяет минимизировать расходы.- В следующем году вы планируете открыть 60 новых точек. Что для вас сейчас более важно: освоение центра города или периферии?- Главное, чтобы аптека была востребована и прибыльна. Основное направление у нас сейчас - региональное развитие. Речь, конечно, не идет о Дальнем Востоке или Сахалине, это неудобно с точки зрения логистики. Пока мы занимаемся территорией, прилегающей к Петербургу.- Москву вы тоже относите к регионам, которые прилегают к Петербургу?- Да, конечно.- И когда там могут открыться первые аптеки "Фармакора"?- Когда представится для этого хорошая возможность. Например, через покупку 8 процентов или для начала хотя бы 5 процентов московского рынка. Это не обязательно должна быть аптечная сеть, речь может идти о сети из магазинов, которые можно перепрофилировать под аптеки.- Московские сети очень интересуются петербургским рынком. Почему, на ваш взгляд, они так медленно здесь развиваются?- Потому что компании создавались на продажу, они просто надувают обороты.- Если они надувают обороты, им было бы интересно открыть еще 10-20 точек, чтобы надуть обороты еще больше. Но они же этого не делают. Что им не удается?- Москвичи смотрят те помещения в городе, от которых отказались все петербургские игроки. Они платят такие деньги, которые не согласны платить петербуржцы. И устанавливают зарплаты сотрудникам такие, каких здесь не платит никто. Те, кто делает компанию на продажу, хотят любой ценой показать, что компания развивается.- Вы оцениваете свою долю на рынке Петербурга в 35 процентов, а в 2006 г. хотите довести ее до 45 процентов. За счет чего может произойти такой рывок?- На рынке сейчас происходят серьезные изменения. Многие аптеки, не выдерживая конкуренции, закрываются (в том числе государственные, пострадавшие от монетизации льгот). Некоторые меняют формат, уходя с лекарственного рынка. Эта ниша пустовать не будет, и займут ее прежде всего ведущие сети.- Вы сказали, что многие аптеки меняют формат, уходит с аптечного рынка. С другой стороны, некоторые игроки аптечного рынка критикуют "Фармакор", считая, что компания зря игнорирует формат аптек с открытой выкладкой. Почему вы не хотите развивать открытую выкладку?- Я знаю пару сетей, которые убыточны из-за того, что работают в этом формате. Некорректно было бы их называть. Мы не отказываемся от формата открытых форм продаж, просто считаем, что нельзя полностью переходить на него.Когда эта идея только появилась, все бросились копировать американские drugstores. Однако этот формат оказался неэффективен, в том числе и по нашему собственному опыту. Надо понимать, чем торгуют аптеки с открытой выкладкой - это не лекарства, скорее, парафармацевтика и косметика. Если говорить о российском рынке, то здесь такая форма востребована пока только в Москве. Там этот формат живет, так как у людей главный параметр - время, поэтому им выгодно покупать все в одном месте. Для Петербурга и других городов-миллионников это справедливо только отчасти.Конечно, формат имеет право на жизнь, но мы считаем классическую аптеку более выгодным форматом для развития "Фармакора". Если он нам разонравится, мы в течение полугода будем способны перевести сеть на открытую выкладку.- Каким образом сети конкурируют между собой? Конкуренция сейчас лежит в области рекламы или есть какие-то другие способы?- Это прежде всего цена, гарантия качества препарата, акции по привлечению внимания больного к тому, что именно тот препарат, который ему нужен, есть в сети. Реклама скорее вторична. Можно потратить средства на нее, а можно цены снизить на 5 процентов. Наш опыт говорит, что последнее более эффективно. Эффективны прямая рассылка, дисконтные карты для пенсионеров.- Что еще включает в себя фармацевтическая деятельность "Фармакора", кроме аптек?- Производство собственных лекарственных средств и БАДов по мировым стандартам, оптовое подразделение и все то, что способствует минимизации расходов. Например, понадобилась нам транспортная служба - создали транспортный отдел. Понадобилось собственное строительство - завели свою строительную организацию со всеми необходимыми лицензиями, которая только сейчас ведет строительство 15 объектов. С поиском недвижимости - то же самое.- Каковы доходы компании, велика ли доля розницы?- Судите сами: в 2004 году оборот составил 98 миллионов долларов, из которых 80 миллионов пришлось наоборот розничного направления. В этом году планируем оборот около 132 миллионов долларов, из которых 105 миллионов придутся на розницу.- Вы не планируете привлекать финансовых партнеров или, может быть, продать сеть?- Планов по продаже сети в настоящий момент нет. Это не означает, что мы отвергаем саму идею переговоров на эту тему. Однако обсуждаться в принципе могут только конкретные предложения, учитывающие все рыночные факторы.- Какая цена может вас заинтересовать?- Все сделки, которые в последнее время совершались на рынке в фармсекторе, были как минимум равны годовому обороту покупаемых компаний.- Это и есть та цена, которая вас устроит?- Это та цена, которая есть на рынке.- Правда, что вы вели переговоры о продаже "Фармакора"?- Да, интересуются многие... Приезжают нефтяники, представители банков, иностранцы.- Насколько известно, у вас есть и другой бизнес, кроме аптек?- Одно из новых направлений - рестораны. Хотя формально это не "Фармакор", ресторанный бизнес выделен в отдельное юридическое лицо - группу "Тритон". Объем инвестиций - около 8,5 миллиона долларов.- Вы с 1999 года являетесь депутатом Госдумы, и заниматься бизнесом вам запрещено. На кого оформлены сейчас акции "Фармакора"?- В этом вопросе все законодательные нормы соблюдены, как и во всех других аспектах деятельности нашей компании.***Справка "ФармОбоза"С именем Александра Афанасьева у отечественных СМИ связаны богатые ассоциации: его именуют не иначе, как "фармацевтический барон" или даже "король" или, на худой конец, "капитан отечественного фармрынка". В июле удачливый политик-бизнесмен отметил свое сорокалетие, В предыдущей Думе третьего созыва (1993-2003 гг.) он представляя фракцию КПРФ, в Думе теперешней - партию власти. В настоящее время Александр Михайлович занимает пост заместителя председателя Комитета по охране здоровья, руководи) подкомитетом по фармацевтической деятельности и лекарственному обеспечению Госдумы. Бизнес-структуры, связанные с А.Афанасьевым, в перестроечные годы неоднократно были замечены в конкурентных и информационных войнах, из которых, по замечанию уважаемой отраслевой газеты, юбиляр "вышел победителем".


Фармацевтическое Обозрение. Москва

16 Сентября 2005 г.




Док. 280794
Опублик.: 05.03.07
Число обращений: 372

  • Афанасьев Александр Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``