В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов. `О речи Петра Мамонова` Назад
Александр Привалов. `О речи Петра Мамонова`
ачалось всё просто. Фильм "Остров" получил "Золотого орла" в нескольких номинациях, включая премию лучшему актёру. Пётр Мамонов, получая награду, произнёс, как оно и подобает, недлинную речь. А дальше произошёл зигзаг. В телеварианте церемонии эту речь урезали до нескольких фраз, но вскоре её текст был опубликован полностью (см. "Откровение Петра") - и она привлекла огромное внимание. Уже неделю она остаётся одной из самых популярных тем и живых разговоров, и на площадках Рунета.

Отчасти такое внимание объясняется, конечно, самим вырезанием речи из эфира - слова остро популярного человека, не пропущенные цензурой, интересуют публику автоматически. А это была именно цензура, не сокращение из-за нехватки времени: видевшие передачу дружно говорят, что в ней хватало длинных монологов, иногда вполне скудоумных. И цензура эта была дурацкая. Добрая половина всех разговоров о речи начинается именно с вопроса, почему её не дали в эфир. Да понятно почему. Редакторы Первого канала не решились пропустить кусок, когда Мамонов, поговорив о некоторых национальных бедах, добавляет: "А это как-то всё спокойно, это какой-то там Путин должен делать. А Путин - он маленький, худенький, чё он может? Он... он разведчик. Он там... Где мы-то с вами, где?". Нетрудно сообразить, что думают люди, купирующие такой пассаж, и о своей аудитории, и об администрации президента (и хотелось бы верить, что они дважды ошибаются). Но не в одной цензуре причина - речь всё-таки заинтересовала и сама по себе. Второй популярнейший вопрос: "А что, собственно, нового он сказал?". Да ничего он нового не сказал - в этом-то всё и дело.

Существует некоторое количество совершеннейших банальностей, которые должны непрерывно находиться в обороте - ради душевного здоровья и отдельных людей, и народа как целого. Казалось бы, нетрудно такой оборот обеспечить - не больно-то их, этих банальностей, много, - да вот беда: на их произнесение нужно иметь право, а его мало кто имеет. Когда эти простейшие вещи, относящиеся к этическим основам жизни, начинает говорить человек, права не имеющий (то есть практически любой), это в лучшем случае порождает у слушателей нестерпимую неловкость - тем большую, чем яснее слушатели понимают, что и говорить, и слушать это - надо. Пётр Мамонов на какое-то время такое право получил. Успех "Острова" и неясность (а для широкого зрителя - отсутствие) грани между главным героем этой притчи, отцом Анатолием, и исполняющим его роль артистом позволили Мамонову говорить самые простые слова, не вызывая немедленного отвращения. Вот он их и сказал - невнятно, но с видимой искренностью - и их услышали. Если в основном благодаря цензуре, то спасибо цензуре.

Повторяю: он не сказал решительно ничего нового. (Не говоря уж о том, что обе названные им цифры сильно искажены: и в Беслане погибло не десять, а сто восемьдесят шесть детей, и абортов у нас в год делают не четыре миллиона, а около двух; впрочем, сути ни то ни другое не меняет.) Да, живём мы "беспечно", плюём друг на друга, а значит, и на самих себя; это приводит к повседневным маленьким катастрофам, а со временем может привести к катастрофе национальной - где тут открытия? Что нам хорошо бы взяться за ум - разве это новость? Или для кого-то чё он может? оказалось новостью?

Хотя именно это, судя по виденным мною обсуждениям, и впрямь не все восприняли как банальность, поэтому позволю себе маленький комментарий, банальность доказывающий. Власть бывает позитивная и негативная: власть сделать, создать (в идеале - нечто хорошее) - и власть пресечь, уничтожить (нечто дурное). Государственная власть всегда и везде оснащена более негативным, чем позитивным потенциалом; государство и существует не для того, чтобы строить рай на земле, а для того, чтобы на ней не выстраивалось ада. Далее, даже до отказа напрягая свою позитивную власть (чего в нашем случае, правда, не наблюдается), государство, по очевидным причинам, может делать лишь весьма ограниченное количество полезных вещей, тогда как для нормальной человеческой жизни полезных вещей нужно довольно много. Вот, собственно, и всё. Что народ, желающий жить разумной и достойной жизнью, должен строить эту жизнь сам, ибо никакое на свете начальство такой жизни ему построить не может, есть абсолютный трюизм.

К сожалению, таких простых и важных вещей сегодня публично говорить некому. (По-хорошему, и Мамонову-то патент на такие речи выпал случайно, что он, будучи человеком умным, прекрасно понимает - отсюда и его безупречная сбивчивость.) Я догадываюсь, что нынешний, политический год, едва успев начаться, уже успел многим в этом своём качестве надоесть, но всё-таки: то, что никто из борцов за наши голоса не будет - не сможет! - говорить нам о нашей совести, о нашей ответственности за нашу жизнь, есть одна из важнейших причин почти неизбежной второсортности думской кампании. Хотя бы потому, что рядом с речами такого рода несколько труднее было бы пустословить, бахвалиться и лгать. Но партии нынешнего истеблишмента - что обе партии власти, что коммунисты, что жириновцы - поют перпендикулярную песню: мы (нет, мы! нет, мы!) сделаем (уже делаем! не так делаете!) всё, что нужно, только проголосуйте за нас. Самое забавное, что и "демократическая оппозиция" поёт совершенно то же самое, только с другим припевом: главное, свергнуть этих, а там всё, что нужно, сделает кто-нибудь из нас.

В России довольно давно довольно много людей, твёрдо знающих, что рассчитывать подобает прежде всего на самих себя, и сознательно принявших на себя полную ответственность за себя и своих ближних. В том, что их личные ответственности каждого за себя не сливаются воедино, что они так и не сорганизовались пока ни в какую заметную политическую силу, имеющую право говорить о своей ответственности за страну, никто посторонний нимало не виноват.

Вот и получается, что, кроме "божьих клоунов", послушать на этот счёт некого. И будем мы в очередной раз слушать обсуждения вариантов, вежливо говоря, доиндустриальной политики: как бы в урожайные годы поднакопить запасу, чтобы в неурожайные ноги не протянуть.

5 февраля 2007
http://www.expert.ru/columns/2007/02/05/raznoe/

Док. 280771
Перв. публик.: 05.02.07
Последн. ред.: 05.03.07
Число обращений: 504

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``