В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов. `О министре Зурабове` Назад
Александр Привалов. `О министре Зурабове`
Если бы его не было, его следовало бы выдумать. Властный механизм, не снабжённый каким-либо устройством вроде громоотвода, возможен разве что в утопиях. А в здешней юдоли чрезвычайно полезно иметь среди виднейших мужей власти человека, собирающего на себя как можно большую часть неприязни трудящихся, - это существенно оздоровляет общую обстановку. Вытеснив с роли главного аккумулятора неприязни и давно (а потому всё менее эффективно) игравшего её Чубайса, и совсем было завоевавшего её Кудрина, громоотводом стал министр Зурабов. Он ухитрился у неимоверно большого числа жителей России создать ощущение, что лично он лично их в чём-то обманул или прямо обобрал, - и может теперь хоть купаться в нелюбви сограждан.

Похоже, однако, что в последний раз он сильно переборщил. Всё правда: и громоотвод нужен, и особенно он нужен, когда под давлением объективных обстоятельств приходится совершать т. н. непопулярные действия. Но чтобы пользы от громоотвода было больше, чем вреда, требуется соблюдение простейших условий: действия, за которые принимает на свою голову помои самоотверженный администратор, должны быть не только неприятными публике, но ещё и полезными (хотя бы в принципе) - и они, эти действия, должны быть явно встроены в общую картину поступков власти, чтобы у трудящихся не возникало впечатления, что нелюбимый ими персонаж творит на их шкурах, что сам захочет. В предыдущем случае, когда министр Зурабов получил волну народной нелюбви за монетизацию лекарств, эти условия соблюдались. На этот раз, когда он попытался без долгих прений прикрыть пенсионную реформу, они не соблюдаются вовсе. Громоотвод отсоединился - и обстановки более не оздоровляет.

Напомню: в прошлый четверг Минздрав вывесил на своём сайте "Предложения по совершенствованию пенсионной системы РФ", которые на следующий же день сам и дезавуировал как "сырые наработки" (подробнее см. "Отнять и заплатить"). Как там они будут дорабатываться, неизвестно, но, поскольку никакой повар из сырой жабы не сделает жареной курицы, основной смысл зурабовского предложения едва ли переменится. А он прост: пенсионная реформа, с которой Зурабов несколько лет назад вошёл в большую политику, провалилась - и прекращается. Что будет на её месте и будет ли вообще что-нибудь помимо фактического восстановления прежней системы - разбирайтесь сами: нам тут, в Минздраве, недосуг. Строго говоря, ни у кого ничего не отнимают: если конкретный человек не захочет, чтобы его пенсионные накопления ушли на текущие выплаты нынешним пенсионерам, они и не уйдут. Тем не менее вновь возникшее ощущение, что надули, никак не беспочвенно: у ныне работающих людей отберут не деньги, но надежду, данную им несколько лет назад государством в лице Зурабова. Надежду на то, что в стране будет разумная пенсионная система, что у них - у большинства из них - со временем будет пенсия, более или менее адекватно отражающая их трудовую жизнь. Сулили - и перестали сулить, и даже извиниться за это никто не хочет.

А извиняться тут надо за многое. Бог с ними, с утраченными надеждами, - какие нежности при нашей бедности. Но пенсионная реформа и впрямь была нужна ещё позавчера; она явно запаздывала уже тогда, когда за неё взялся Зурабов. За то, что мы вновь оказались на старте этой дистанции, потеряв несколько небывало благоприятных лет, надо как-то отвечать. Как и за то, что за годы абортируемой реформы качество нашей пенсионной системы в единственном содержательном измерении - через отношение средней пенсии к средней зарплате - заметно ухудшилось: по данным ИНП РАН, с 32 до 27 процентов (при том что минимально допустимым значением принято считать 40 процентов). Если бы такое ухудшение стало платой за успешную перестройку системы на ходу, его можно было бы как-то оправдывать, но ведь кони, которых на переправе не меняют, предложили нам плюнуть и начать переправу заново! Воля ваша, но это называется - провал.

И как-то по всему выходит, что отвечать за него надо бы Зурабову. Его и в похвальном (бывает всё-таки), и в хулительном контексте друзья и недруги называют менеджером. Вероятно, он и вправду менеджер опытный и способный. А что бывает с менеджером, возглавившим большой и важный проект и провалившим его? Особенно если его непосредственные подчинённые тем временем косяками переселяются в следственные изоляторы, как это только что случилось с верхушкой подведомственного министру Зурабову Фонда обязательного медицинского страхования? Правильно: такого менеджера обычно увольняют - даже если не очень известно, кем его заменять. Но увольнять Зурабова пока никто, похоже, не собирается. Многим (в частности, и мне) это кажется весьма странным, но я готов признать, что за такой кадровой сдержанностью помимо неизвестных широкой публике внутренних управленческих соображений можно увидеть и некоторую неброскую справедливость, и обыкновенную рассудительность: это увольнение мало что даст.

Ну вот, смотрите: планы бюджетной, налоговой и пенсионной реформ, которым подобало быть нерасторжимыми, как инь и ян, возможно, и лежали какое-то время рядом на одних и тех же столах, но это совместное лежание на всех трёх сказалось явно недостаточно - Зурабов ли в этом виноват? Если заменить Зурабова на другого менеджера (да хоть и Кудрина одновременно сменить), повысятся ли шансы на согласованность этих трёх планов? Да что там трёх! Реформ у нас сегодня идёт - заявлено - по малой мере, десятка два, а если быть дотошным, так и больше; и каждая как бы идёт как бы сама по себе, то есть все они в той или иной степени друг другу мешают. За все двадцать лет наших реформ так ни разу и не сформулирована их стратегия - хотя бы и только в экономической части. Правительство год за годом вертится в одном и том же колесе, пытаясь говорить одновременно о подавлении инфляции как о главной задаче - и об увеличении бюджетных ассигнований на то и на сё - и практически не говоря о стимулировании роста чего бы то ни было, ему, правительству, прямо не подотчётного. Какой менеджер тут преуспеет?

Пока же решение судьбы министра Зурабова отложено, по-видимому, не менее чем до апреля, когда предполагается его доклад на правительстве о пенсионной системе. Если не произойдёт чего-либо неожиданного.


12 февраля 2007
http://www.expert.ru/columns/2007/02/12/raznoe/


Док. 280767
Перв. публик.: 12.02.07
Последн. ред.: 05.03.07
Число обращений: 344

  • Зурабов Михаил Юрьевич
  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``