В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Особое мнение` Сергея Капицы Назад
`Особое мнение` Сергея Капицы
Гость в студии - академик Сергей Петрович Капица, один из немногих учёных в нашей стране, чья популярность, пожалуй, сопоставима с популярностью звёзд кино, эстрады и телевидения. Так про учёного написала одна из газет.

- Поводов для приглашения С.П. Капицы в передачу масса: 8 февраля отмечался День российской науки, 24 февраля будет очередная годовщина выхода в эфир программы "Очевидное - невероятное", которая существует с 1973 года. А 14 февраля у Сергея Петровича был день рождения.

Для меня, как и для огромного числа людей, вы - человек, который много лет занимается популяризацией науки. А в одном из ваших интервью я вычитал, что вы себя никогда не считали популяризатором науки. Поясните, что же вы делали тогда?

Капица: Думаю, что пытался помочь людям выработать отношение к науке. Популяризация науки обычно состоит в доступном изложении её достижений. А меня гораздо больше привлекало место науки в нашей культуре, в обществе, то, как она влияет на развитие нашего представления о мире, её связи и влияние на промышленность и всё остальное. Я это делал через крупных учёных. Понимаете, содержательную сторону науки можно объяснять в разговорах с людьми, необязательно обладающими высшими академическими или научными званиями. Но если вы хотите выработать отношение к науке, чтобы люди поняли, чего она стоит, то им надо говорить с серьёзными людьми, то есть надо дать этим серьёзным людям возможность выразить свою мысль. Вот это и была моя роль. В передаче я опирался на лучшие научные силы страны и мира. Именно потому, что меня интересовала точка зрения людей, которые в каком-то смысле ответственны за развитие науки, которые могут сказать гораздо больше, чем они говорили в моей передаче. Но и то, что они говорили в моей передаче, обладало несомненным авторитетом и внушало доверие и веру к этим людям.


- Смотрите, что получается. Раньше мы по праву гордились нашей наукой. А если посмотреть на 15-20 лет назад, то многое мы в науке потеряли? Или всё-таки что-то приобрели?

Капица: Мы очень многое потеряли. Мы потеряли темпы развития науки. Наука - это непрерывное самоусовершенствование развития. Кто из великих ученых сказал, что она стоит на плечах гигантов. Вот такая лестница гигантов, которые строят современное научное знание. И мы в каком-то смысле оступились на этой лестнице благодаря экономическим потрясениям, которые свалились на нашу страну, благодаря сильной переоценке ценностей, которые произошли в стране. В результате наша наука оказалась отброшенной, а наука во всех других странах ушла далеко вперёд.

Сейчас самая большая проблема - это не столько уход молодых людей из российской науки, сколько то, что у нас очень плохо обстоят дела с молодым поколением профессоров, учёных, которые активно могут работать. Когда меня пригласили в Московский физико-технический институт заведовать кафедрой физики, мне было 35 лет, я только защитил докторскую диссертацию. Моему ректору было 37 лет, завкафедрой математики было столько же лет. И по существу мы вели этот вуз, который оказался знаковым для задач, в том числе и современных, стоящих перед наукой нашей страны. Наши выпускники оказались востребованными во всем мире.

- Что толкало тогда науку? Сегодня при нынешнем состоянии науки мы могли бы сделать, например, водородную бомбу или запустить первый спутник?

Капица: Думаю, что не могли бы, если честно сказать. Нет сегодня такой мобилизации общественных усилий, веры в наши способности, поддержки со стороны общества, чтобы были бы средства, энтузиазм и люди, которые могли бы это делать.

- Почему? Что ушло?

Капица: Наука мотивируется не деньгами, не желанием получать какие-то прибыли и т.п., кататься на лыжах в Куршавеле. Это совсем другое: стремление к познанию, стремление сделать что-то, что никогда не было сделано другими. Поэтому в науке важно быть первым: первый спутник, первая водородная бомба. Много было подобных прорывов в отечественной науке. И это создавало невероятный энтузиазм среди учёных, который ничем не заменишь.

Говорят, что учёные много денег получали. Да нет, мы получали столько, сколько получали инженеры и другие. Но стремление работать, стремление сделать что-то, что не было сделано другими, получало оценку и поддержку. Вот что было очень важно. И это создавало необычайную обстановку, когда ученые могли работать и работать самозабвенно.

Парадокс этого ещё и в том, что я как-то в Америке ставил подобный вопрос: а могли бы американцы сегодня мобилизовать такие усилия, чтобы совершить прорывы, какие были сделаны ими ранее? И мне ответили, что они бы запутались в собственной бюрократии и навряд ли смогли бы что-либо сделать.

Деньги есть, но, во-первых, есть бюрократия, которая у нас тоже есть, и, во-вторых, отсутствует тот энтузиазм, который был. Получается, что это общее явление, которое проявляется в разных формах.

- То есть, наука притормаживает в своем развитии?

Капица: В каком-то смысле, да. Есть направления, которые очень развиваются и до сих пор. Наука движима жаждой познания, это такой кошачий инстинкт.

Слушательница из Москвы: Вопрос по поводу декретного времени. Очень хотелось бы, чтобы российское руководство вернуло народу час, который у него отняли ещё в 1934 году. Мы сейчас всё время живём по летнему времени тех стран, которые переходят на него летом.

Капица: Вопрос этот достаточно сложный. Связан он с многолетней психологией людей. Мы привыкли жить по декретному, смещенному времени. И мне кажется, что это имеет смысл, если таким временем люди уже долго пользуются. Именно так обстоит дело в нашей стране. Резкая смена таких вещей даром не проходит, поэтому и не нужно менять их. Мне кажется, что люди должны жить в постоянном временном режиме. Возьмите новые длинные зимние каникулы. Они несомненно нарушают какое-то расписание жизни страны, те же экзамены у студентов. Несколько дней вокруг Нового года можно праздновать, это тоже уже вошло в привычку народа, но зачем на десять дней затормаживать всю жизнь страны, мне не ясно. Поэтому мне кажется, что и время не нужно менять. Зимой надо работать, а не кататься на лыжах.

Слушательница из Реутова: Правда, что инопланетяне посещают нашу Землю? И правда ли то, что на Луне обосновалась целая база инопланетян?

Капица: Должен разочаровать: инопланетян никто достоверно не видел. Думаю, что и на Луне их в равной мере нет. Это всё досужие вымыслы. Кому-то, видимо, очень хочется, чтобы они были. А когда очень хочется, часто появляются даже те вещи, которых нет, как в сказке. Пока в человеческом поле зрения нет инопланетян. Думаю, что и они нас не видят.

- Когда возникла программа "Очевидное - невероятное" был огромный спрос на научную тематику. Можно ли сегодня говорить, что сейчас в моде некая антинаучность: мистика, инопланетяне и т.п.?

Капица: Это тоже есть. Возьмите российские центральные газеты, где больше места уделяется астрологии, чем научным сообщениям. Наш великий ученый Виталий Лазаревич Гинзбург, будучи атакованным журналистами после получения Нобелевской премии, сказал, что даст интервью только тем газетам, которые не печатают гороскопы, потому что он протестует против подобного мракобесия. И выяснилось, что таких газет нет. Все оказались замешанными в этом деле.

- Почему так происходит?

Капица: С моей точки зрения, это следствие распада сознания общества. Это очень серьезная и сложная тема, она связана с историческими процессами, которые происходят в мире, с резким изменением нашей манеры жить, системы устремлений и ценностей.

Возьмем такую проблему: у нас нет детей. Вопросы демографии сейчас у всех на слуху. Но, во-первых, во всех развитых странах такая же ситуация. Мы ещё не в худшем положении - 1,3 ребёнка на женщину. Посмотрим на процветающие страны юга Европы. Италия, католическая страна, папа Римский запрещает делать аборты, а там цифра - 1,12 ребенка на женщину, меньше, чем у нас. В Испании - 1,09 ребёнка на женщину, так же, как на Украине. И это плата, если хотите, за прогресс, за стресс современной жизни, когда люди для себя не видят будущего, когда они не делают, по существу, самого главного. Чем вы продолжаете свою жизнь? Ваше бессмертие - в ваших детях. Думаю, что это - довольно серьёзный цивилизационный кризис, который охватывает всё современное общество. Те ценности, которые мы проповедуем, особенно ценности современного западного мира, по-видимому, обрекают такое общество на вымирание, причем очень быстрое. И деньгами...

- У нас нет будущего?

Капица: Нет, будущее есть, если мы изменим наши ценности. Жить так, как мы сейчас живём, без веры в будущее, когда кратковременные интересы перекрывают более далекие и существенные задачи общества, нельзя. Такое общество будет просто вытеснено другими обществами, которые займут его место. Что как раз сейчас и происходит. Пример - миграция из менее развитых, мусульманских стран, в которых иная система ценностей. И эта система ценностей вытеснит нашу, европейскую, западную культуру...

15.02.07 18:03 Радио России

viperson.ru

Док. 280519
Перв. публик.: 04.03.07
Последн. ред.: 15.02.12
Число обращений: 416

  • Капица Сергей Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``