В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Холдинги загубят экономику Назад
Холдинги загубят экономику
По утверждению председателя Комитета Госдумы по промышленности, развитие российской экономики сегодня тормозит не только архаичная структура производства, но и стремление к созданию крупных госхолдингов
Радио "Маяк", Эрнест Мацкявичюс
Эрнест Мацкявичюс: В Волгограде 19 февраля прошло заседание президиума Госсовета, посвященное развитию промышленности и ее конкурентоспособности. Переоценить значение проблемы сложно уже хотя бы потому, что в промышленности занята четверть населения страны. Что делать, чтобы наша экономика была конкурентоспособной, не зависела от цен на нефть и газ, а люди, которые заняты в промышленности, получали достойную зарплату?
Обсудим эту проблему с председателем Комитета Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартином Шаккумом и заместителем председателя комитета по промышленной политике Российского союза промышленников и предпринимателей Владимиром Рудашевским.

Одна из главных проблем нашей промышленности, по мнению президента, это архаичные структура и организация производства. С этим что делать, Мартин Люцианович?

Мартин Шаккум: Ответ содержится в вопросе. Необходимы структурные изменения. Я бы мог назвать и сдерживающие барьеры, и то, что нужно делать. И поверьте, перечень мероприятий или комплекс мер, который необходим сегодня, он у нас достаточно значительный.

Э. Мацкявичюс: Но одна из основных задач сейчас - это, насколько я понимаю, уйти от сырьевого характера нашей экономики, чтобы она не зависела только от того, что мы добываем, в переработку больше сдвинуться.

М. Шаккум: Ну, это мера очевидная, мы говорим давно об этом, но легче сказать, чем сделать. И вот на этом пути у нас можно отметить пять ключевых барьеров, которые нам мешают. В первую очередь это проблема долгосрочных кредитов, то есть проблема длинных денег в экономике.

Э. Мацкявичюс: Для промышленности?

М. Шаккум: Да, и в первую очередь именно для промышленности. Второе - это вопрос подготовки кадров и закрепления их на обрабатывающих предприятиях, сегодня это проблема, причем работников среднего звена, рабочих в первую очередь. Проблема третья - это сложности вхождения на рынок, который является монополизированным зачастую. Четвертая проблема - это то, что у нас слишком либеральная экономика. Большинство стран поддерживают свой экспорт. У нас же основной принцип экономической политики - это "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". У нас не задействовано и 25 процентов возможных инструментов поддержки экспорта со стороны государства. И сегодня даже те средства, которые выделяются на поддержку экспорта, практически не используются, потому что сама процедура переусложнена, порядок такой, что деньги получить практически невозможно. То есть реально поддержкой экспорта мы сегодня не занимаемся. Ну и пятая проблема - это уже намечающийся серьезный дефицит в энергетике. Это проблема газа, это проблема электроэнергии. Это о барьерах, а можно говорить еще отдельно о мерах, которые необходимо принять.

Э. Мацкявичюс: Владимир Давыдович, вы бы к этому списку что-нибудь еще добавили?

Владимир Рудашевский: Да, добавил бы еще одно. Мартин Люцианович упомянул это. Меры разработаны достаточные, а не делается. Вот взяли бы и стали бы хоть что-то делать. Потому что и не возражают, согласны, и в то же время какие-то шаги не предпринимаются.

Э. Мацкявичюс: А почему? Чем вы это объясняете?

В. Рудашевский: Я думаю, что это опять-таки следствие золотого дождя. Бюджет наполняется, прекрасно наполняется. Что делать, зачем? И так все хорошо.

Э. Мацкявичюс: То есть вы имеете в виду золотой дождь нефтяной и газовый, да?

В. Рудашевский: Ну конечно. Есть курица, которая несет золотые яйца, эти яйца каждый день падают нам в лукошко, и хорошо. А это проблемы, это надо действительно структурные сдвиги производить и так далее. Я бы единственное, в чем не совсем согласился с Мартином Люциановичем, что слишком либеральная экономика. Смотря в каком плане. На самом деле сейчас как раз опасения у меня, например, вызывает тот курс на излишнее огосударствление, создание крупнейших государственных холдингов. Мне кажется, что это не будет способствовать диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности.

Э. Мацкявичюс: А почему? Какую угрозу это несет? Поясните, пожалуйста.

В. Рудашевский: Это несет угрозу опять автаркии. Опять государственные структуры, государственные предприятия. Возьмите "Газпром", он подбирает под себя все предприятия, более-менее представляющие экономический интерес. Ну и все. И тогда не надо думать о выходе на мировой рынок - "Газпром" выйдет, "Газпром" все сделает, все купит. Напрасные, по-моему, эти ожидания. По-моему, как раз вот в этом плане либеральности и не хватает.

Э. Мацкявичюс: Мартин Люцианович, поспорите с коллегой?

М. Шаккум: Да нет, я думаю, мы просто о разных вещах говорим. Я совершенно согласен, что есть, безусловно, определенная угроза в том, что создаются крупные государственные холдинги. Но с другой стороны, частный сектор должен конкурировать, должен противопоставлять в своей деятельности более эффективную работу. Кроме того, есть области, где такая структуризация, реструктуризация, она необходима. Речь идет о создании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.

Э. Мацкявичюс: А что это значит?

М. Шаккум: Создана сейчас Объединенная авиастроительная корпорация - совершенно необходимый шаг. Создается три судостроительных холдинга. Это, собственно говоря, совершенно необходимые шаги и совершенно очевидные. Другое дело, что структуры типа "Газпрома", которые сегодня являются монополистами и обладают колоссальными доходами, необходимо регулировать и ограничивать их, допустим, в непрофильных видах деятельности. В частности, я не знаю, зачем "Газпрому" "Газпром-медиа" и другие непрофильные активы. То есть здесь я согласен совершенно с господином Рудашевским, что действительно необходимо ограничивать госмонополию.

Э. Мацкявичюс: О чем говорилось на вчерашнем Госсовете? Требуется диверсификация промышленности и развитие высокотехнологичных секторов экономики. Какие именно сектора можно и нужно развивать в первую очередь на российской земле?

М. Шаккум: Понятно, что в первую очередь это обрабатывающие сектора. В частности, например, у нас проблемы в гражданском судостроении, то есть помимо военных кораблей, которые составляют у нас сегодня 77 процентов объема производства судостроительной промышленности, мы должны строить транспортные суда, рыболовные суда, платформы для добычи той же нефти и того же газа на континентальном шельфе. Это, безусловно, подъем нашей авиационной промышленности, что мы, собственно говоря, в состоянии сегодня сделать, разработаны перспективные планы. Дело, скажем так, за реализацией и более активной поддержкой государства. Это наша автомобильная промышленность, которая нуждается и в поддержке, и в более адекватном регулировании. Ну и в целом это все машиностроение, это атомное и энергетическое машиностроение.

Э. Мацкявичюс: А можно автомобильную промышленность отнести к высокотехнологичным?

М. Шаккум: Да, если мы возвратимся к автомобильной промышленности, конечно. На сегодняшний день автомобиль - это, собственно говоря, сосредоточение высоких технологий. Конечно, безусловно. Тем более когда мы говорим сегодня о том, что мы должны переходить на электромобили, мы должны переходить на двигатели водородные, то это, безусловно, важнейшая задача, которая требует развития не только прикладной, но еще даже и каких-то разделов фундаментальной науки.

Э. Мацкявичюс: Тем более что глава Минпромэнерго Виктор Христенко прогнозирует, что в ближайшие два года Россия войдет в тройку стран с самым емким рынком автомобилей.

М. Шаккум: Да, безусловно. Тем более у нас их должно быть больше, страна-то какая большая.

Э. Мацкявичюс: Ну да. И иностранные компании, которые производят машины у нас, начали пересматривать свои планы в сторону увеличения производства.
Владимир Давыдович, вот президент Путин сказал, что России нужна новая промышленная модель, причем свою лепту может внести окрепший бизнес, инвестируя в высокотехнологичные отрасли. Как представитель Российского союза промышленников и предпринимателей, скажите, пожалуйста, бизнес готов к этому сегодня?

В. Рудашевский: Бизнес давно готов. Бизнес, собственно говоря, ждет не только разрешения - давайте вкладывайте, но бизнес ждет конкретного сигнала, что эти вложения будут приемлемы, они будут вкладываться не в проекты 10-летней, 15-летней окупаемости, а немедленной, реальной окупаемости. Я не согласен с Мартином Люциановичем, что в автомобильной промышленности ждет нас большой бум. Бизнес предлагает вкладываться в те отрасли, в которых еще не потеряна конкурентоспособность. Вот вы правильно упомянули атомное машиностроение. Это отрасль, которая все-таки еще остается конкурентоспособной. Или, например, авиакосмическая, причем больше упор на космическую, где у нас есть технологии, может быть, не самые передовые, но все еще не отсталые. И вот здесь, если бы можно было привлечь бизнес и создать условия... А что такое создать условия? Если создается опять гигантская государственная корпорация, бизнесу там делать нечего. А мы опять идем по пути: давайте мы создадим крупную государственную корпорацию, вот она все решит. Не решит она все. А у нее еще будет гигантское преимущество по сравнению с теми, кто не войдет в эту корпорацию, потому что эта корпорация легко получит кредиты на любые сроки любых объемов, а маленькая компания, тем более конструкторское бюро, ничего не сможет противопоставить. И вот здесь я вижу просто явное противоречие. С одной стороны, мы говорим о диверсификации, а с другой стороны, загоняем наших производителей в крупные государственные холдинги, которые теряют гибкость и которые не столь активны по отношению к требованиям рынка.

Э. Мацкявичюс: Мартин Люцианович, вы хотели бы возразить?

М. Шаккум: Да, безусловно. Во-первых, по поводу того, что уже на нашем автопроме, по сути дела, как я понял из слов господина Рудашевского, можно ставить крест ввиду того, что мы там якобы утеряли технологии. Вот это как раз в данном случае не так страшно. Важно другое - у нас есть колоссальный платежеспособный спрос, который способен вытянуть сегодня наш автопром. Этот спрос в сегменте не только автомобилей в ценовой категории до 12-15 тысяч долларов, который закрывают сегодня наши отечественные производители, но и в сегменте от 15 до 25-30 тысяч долларов. Вот здесь необходимо активно импортировать технологии, переходить на полную сборку автомобилей и производство компонентной базы. Этим, как говорится, мы дадим толчок, и неудивительно, если у нас в эти же сегменты пойдут и наши автопроизводители, если будет развита компонентная база.

Второй вопрос, по которому я бы хотел возразить, это по поводу создания так называемых крупных государственных интегрированных структур, или холдингов, типа Объединенной авиастроительной корпорации. Абсолютно необходимая мера, поскольку существование частных, приватизированных авиастроительных заводов - воронежского, ульяновского, казанского - показало: не в состоянии эти заводы сегодня производить, не в состоянии одни подняться с колен. Здесь нужно объединение активов. И я бы поспорил с тем, что это государственная корпорация, на самом деле это частно-государственное партнерство, туда вошло значительное количество частных предприятий. И, на мой взгляд, вот эта объединенная компания, она должна преодолеть те трудности роста, которые она сейчас переживает, и я думаю, что те задачи, которые перед ней поставлены, по созданию и регионального самолета, и самолета среднемагистрального, эти задачи будут решены, я просто об этом знаю, у меня есть полная уверенность, и корпорация будет эффективным игроком в первую очередь на внешнем рынке.

Э. Мацкявичюс: В целом по итогам президиума Госсовета и с учетом вашего знания проблемы что сегодня необходимо сделать, чтобы наша промышленность стала конкурентоспособной?

М. Шаккум: Пять направлений я бы выделил. Вопрос первый - это инфраструктура. Транспортная инфраструктура, энергетическая инфраструктура - это сегодня необходимо как воздух. Дальше, формирование системы институтов развития. Это Банк развития, законопроект о котором недавно попал в Государственную Думу, Россельхозбанк, "Росагролизинг", Инвестиционный фонд, Венчурный фонд и так далее, то есть различные институты, которые работают на развитие. Проведение кластерной политики, в первую очередь активное создание крупных технологических парков, активное развитие технико-внедренческих особых зон. Развитие системы подготовки кадров. И последнее я бы выделил - это, конечно, стимулирующая налоговая политика.

22.02.07 07:46 Урал паблисити монитор

Док. 280305
Опублик.: 03.03.07
Число обращений: 497

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``