В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гуселетов: ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Назад
Борис Гуселетов: ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Прежде чем говорит о необходимости тех или иных реформ, нужно определиться с теми проблемами, которые стоят сегодня перед российским обществом и которые требуют скорейшего решения. Причем в современных обстоятельствах одним из важных внешних условий, которое обязательно должно учитываться при определении проблем и поиске путей их решения, является глобализация, включающая как взаимовлияние стран друг на друга в экономике, политике, социальной сфере, так и усиление их конкуренции на мировой арене.

Основные проблемы, стоящие перед страной
Качество жизни людей и качество населения неуклонно падают, что ведет в том числе к оттоку наиболее квалифицированных кадров из страны;
Численность населения постоянно снижается;
Качество государственного управления весьма низко, политическая элита консервативна и невосприимчива к инновациям, уровень коррупции запредельно высок;
Экономика и бюджет государства очень сильно зависят от уровня мировых цен на углеводородное сырье, условия для развития бизнеса внутри страны неблагоприятны
Россия проигрывает в конкурентной политической борьбе на международной арене, теряя свои позиции даже на бывшем постсоветском пространстве.

Пути решения существующих проблем
Решение вышеперечисленных проблем в значительной степени зависит от эффективности системы государственного управления и потому их решение в сегодняшней России невозможно без реальной политической реформы, призванной:
1. Улучшить качество государственного управления, включая снижение уровня коррупции, уменьшение административных барьеров, повышение эффективности расходования общественных финансов и улучшение качества общественного контроля над властью;
2. Поднять эффективность социальной политики государства, которая должна обеспечить высокий уровень образования, здравоохранения системы социальной защиты и т.д.
3. Ограничить прямое участие государства и его представителей в экономической деятельности, усилив при этом регулирующую и контрольную функции государства;
4. Обеспечить реальную политическую конкуренцию, гарантирующую:
2.1. Цивилизованную ротацию элит;
2.2. Прозрачную и открытую для общества систему разработки, принятия и реализации любых государственных решений;
2.3. Повышение эффективности государственных расходов;
2.4. Улучшение имиджа страны на мировой арене;
2.5. Реальную свободу СМИ и свободы слова.
3. Способствовать формированию в стране реального гражданского общества, участвующего наравне с государством в решении общественных проблем и обеспечивающее более четкое выявление общественных и государственных интересов и поиск путей их удовлетворения;
4. Обеспечить реальную политическую связь между гражданским обществом и государственной властью через систему сильных и влиятельных политических партий, государственную поддержку общественных организаций и "третьего сектора" экономики.
Опыт трансформации большинства бывших социалистических государств Центральной и Восточной Европы убедительно подтвердил, что решения вышеуказанных проблем ни одно современное государство не сможет сохранить свои конкурентные преимущества в условиях усиления конкуренции между государствами на мировой арене в период глобализации.

Для чего необходима и в чем состоит реформа политической системы России.
Реальная политическая реформа в России может быть успешной и действительно позволит решить многочисленные проблемы, стоящие перед страной, если она будет носить комплексный и системный характер и включать в себя следующие элементы:
1. Политическая реформа, нацеленная на повышение эффективности деятельности политической системы страны;
2. Административная и бюджетная реформы и реформа системы госслужбы, которые должны обеспечить повышение качества системы государственного управления на федеральном и региональном уровнях, а также повышение эффективности использования общественных финансов;
3. Реформа федеративных отношений, направленная на улучшение взаимоотношений между федеральным и региональным уровнями власти и более полный учет региональной специфики в государственной политике, а также выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территорий и граждан;
4. Реформа системы местного самоуправления, способствующая развитию системы местного самоуправления, повышению ее возможностей в реализации тех полномочий, которые на нее возложены;

В данном докладе я остановлюсь на первом вопросе, а именно - политической реформе.
Обычно, когда говорят о политической реформе, то в первую очередь имеют в виду возможную смену формы правления, некоторые преобразования в системе территориально-государственного устройства и реформу партийной системы. Но, как хорошо известно, политическая система состоит из трех основных компонент:
Политический режим;
Форма правления, включая партийную и избирательную системы;
Форму территориально-государственного устройства.
Поэтому если мы говорим о политической реформе, то необходимо предусмотреть реформу всех этих трех компонент. Рассмотрим реформу первых двух.

Трансформация политического режима
Трансформация политического режима - ключевой вопрос политической реформы, ибо:
1. Опыт России последних 15 лет, а также большинства стран бывшего социалистического лагеря убедительно доказал, что сегодня невозможно обеспечить долгосрочное, устойчивое и эффективное развитие страны в условиях авторитарного политического режима.
2. Многочисленные российские попытки реформы сверху без вовлечения в них населения, объединенного в гражданское общество, оказались бесперспективными.
3. Реальные проблемы страны (устойчивые экономический рост, повышение качества жизни населения, решение демографической проблемы и т.д.) продолжают углубляться.
4. Авторитет и привлекательность страны на мировой арене и ее влияние на мировые политические процессы снижаются.

Поэтому важнейшая задача - переход к конкурентному демократическому политическому режиму. Формирование Российской Федерации выдвинуло вопрос идентификации режима на одно из важнейших мест и в теоретических, и в политических дискуссиях. В последние годы сформировалось две точки зрения на характер политического режима, сложившегося в России. Сторонники действующей власти считают его демократическим, их критики отмечают все более явный крен политического строя России к авторитарной модели. При этом, если 5-6 лет тому назад заявление о том, что в стране сложилась бюрократическая авторитарная система, власть придержащие считали экстремистским, а термин "управляемая демократия" отвергалось сторонниками Кремля, то к концу первого президентского срока Путина даже среди идеологов партии власти это выражение не вызывало идиосинкразии. Более того, они стали обосновывать необходимость "управляемой демократию", считая авторитаризм наиболее эффективным режимом для переходного периода, переживаемого Россией.
Существенно ослаблена роль представительной ветви власти - парламента. Новая модель формирования Совета Федерации превратила его в группу несамостоятельных и во многом случайных фигур (вышедшие в тираж политики, менеджеры крупных компаний, офицеры спецслужб), чем выхолостила содержание деятельности российского сената.
Затем была ликвидирована даже минимальная оппозиционность Государственной Думы. В новом ее составе создана доминирующая фракция единой партии власти, получившей на выборах только треть голосов, но путем закулисных маневров сформировавшая конституционное большинство. Дисциплинированные члены "Единой России" обязаны выполнять решения своего лидера - Б. Грызлова, который принимает их после консультаций в администрации президента. В этих условиях три другие фракции - "Родина", КПРФ и ЛДПР - не имеют реальных механизмов воздействия на принятие законодательных решений и являются ширмой для диктата одной партии.
В результате этого Федеральное Собрание функционирует как полностью подконтрольный однопалатный парламент. Это размывает основополагающий конституционный принцип разделения властей и его органическое дополнение - функциональные и организационные размежевания палат. Кроме того, лишение регионов политического представительства приводит к ослаблению федеративного государства, ухудшению качества законодательства.
Наконец, Кремль радикально изменил свои отношения с институтами гражданского общества. Ужесточение законодательства о создании и деятельности политических партий, формирование Общественной палаты, принятие закона о некоммерческих организациях должны привести, по замыслам организаторов этих процессов, к появлению предсказуемой политической системы. Активно свертываются все формы проявления народного волеизъявления (фактической невозможно организовать референдум, сокращается выборность институтов представительной власти и т.д.). Принципы федерализма все более уступают унитаризму. Механизмы правового государства подменяют полицейскими методами. Нарастает опасность клерикализма. А главное Россию нельзя назвать социальным государством.
Неудачи российских реформ объясняются отчуждением граждан от управления общественными проблемами. Происходит олигархизация власти, в политике все большее место занимает элита, монополизировавшая политические, административные, силовые и иные ресурсы. Общество, лишенное этих ресурсов, оттеснено от участия в политике. Поэтому общественное мнение все больше признает политику грязным делом. Нормальные демократические механизмы социализации и ротации элит в России отсутствуют или искажены.

Смена формы правления
Президентская форма правления (в "российском варианте) ведет к подавляющему доминированию исполнительной ветви власти над представительной и судебной, ограничению свободы СМИ, прав и свобод граждан.
России нужна влиятельная представительная власть, способная реально контролировать исполнительную власть, независимая судебная система.
Для этого необходима эффективная, конкурентная партийная система, избирательная система, гарантирующая реальное равенство участников избирательного процесса. Обеспечит ее может лишь переход к парламентской или президентско-парламентской форме правления, способствующие реальному включению парламента в систему государственной власти и ограничивающей полномочия исполнительной ветви власти.
Переход к такой системе мог бы быть постепенным и включать в себя ряд этапов. На первом этапе (2008-2012 гг.), например, можно было бы передать премьер-министру право назначать с согласия парламента министров экономического и социального блоков, оставив за президентом контроль и право назначения министров так называемого силового блока. Это позволит усилить влияние парламента на исполнительную власть.
На следующем этапе (2012-2016 гг.) можно было перейти к полному контролю парламента за правительством, включая назначение Премьер-министра в всех министров и право вынесения им вотума недоверия.

Реформа партийной системы
Цель реформы:
Формирование в стране ряда влиятельных, организационно, финансово и кадрово обеспеченных политических партий, способных реально участвовать в борьбе за представительство в органах государственной власти и МСУ;
Реальное превращение парламентских и президентских выборов в соревнование предвыборных программ развития страны, а не "подковерную войну" черных PR-технологий.
Формирование на базе партий действительной кузницы кадров для органов государственной власти.
Механизмы реализации реформы:
Создание прозрачной системы контроля за деятельностью партий, включая финансовую, выборную и пр.;
Законодательное закрепление за оппозицией определенных властных полномочий и возможностей доводить свою точку зрения до населения;
Принятие закона о лоббизме и превращение лоббистской деятельности в открытую для общества.

Реформа избирательной системы
Цель реформы:
Создание необходимых условий для реального волеизъявления граждан;
Выявление во время выборов реальных настроений, царящих в обществе и обеспечение их представительства во властных структурах;
Обеспечение реальной конкуренции между политическими акторами.
Механизмы реализации:
Минимизация влияния органов исполнительной власти на процесс организации выборов и подведения его итогов;
Усиление роли партий и общественных организаций в деятельности избирательных комиссий всех уровней;
Законодательное обеспечение равного доступа всех участников избирательного процесса к СМИ.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение многочисленных проблем, стоящих перед страной, невозможно без политической реформы, включающей:
переход от авторитарного к демократическому политическому режиму;
трансформация президентской формы правления в президентско-парламентскую, либо парламентскую;
создание необходимых условий для формирования в стране гражданского общества;
создание условий для образования в стране реальной многопартийности на базе ряда сильных и влиятельных политических партий, цивилизованно конкурирующих друг с другом;
трансформация избирательной системы в сторону большей открытости и справедливости.

02.03.2007

Док. 280100
Опублик.: 02.03.07
Число обращений: 2093

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``