В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Берлога под ковром Назад
Берлога под ковром
Гендиректор рекламной фирмы "Регион ТВ" Роман Бабич одним из первых почувствовал на себе приближение нового политического сезона - мартовских выборов в парламент Орловской области. Полгода назад он подрядился установить на центральной площади Орла экран для трансляции новогодних поздравлений президента, мэра Александра Касьянова и городских "единороссов". Но за несколько дней до праздников милиционеры потребовали прекратить сборку конструкции: дескать, его фирма занимается незаконным строительством. Бабич не учел сложную политическую ситуацию в городе: мэр и орловское отделение "Единой России", мягко говоря, не дружат с губернатором Егором Строевым. Правда, единственным пострадавшим оказался Владимир Путин: монтаж и настройку экрана завершили под бой курантов, когда президентское обращение уже прошло в эфир, зато ролик Касьянова и его соратников показали.

Подобные сюжеты - предвыборная проза "медвежьей" жизни. Астраханский мэр входит в предвыборную тройку "единороссов", но поддерживает коммунистов. Псковский губернатор, силами полпреда Северо-Западного федерального округа исключенный из списка ради сохранения в нем более популярного оппозиционного мэра, возглавляет предвыборный штаб партии.

Это только кажется, что "Единая Россия" действительно единая, слаженно работающая предвыборная машина, оптом штампующая региональные победы. На самом деле она похожа не столько на монолитную корпорацию, сколько на рыхлый холдинг середины 1990-х, который контролирует далеко не все свои "дочки" и вынужден делиться властью и денежными потоками с посторонними. А под ковром - конкурирующие штабы, параллельное финансирование и политкомиссары из центра, чья задача - вовремя разнимать соперников, объединенных любовью к Путину.


РУССКИЙ СТАНДАРТ

Выборы в региональные парламенты пройдут в марте в 14 регионах. Ответственность момента в том, что это последняя репетиция перед декабрьскими выборами в Госдуму. Ударить в грязь лицом партии власти нельзя: это чревато неприятностями для ее руководителей и повышением градуса конкуренции в декабре.

На первый взгляд в подавляющем большинстве регионов стратегия будет одна и та же: во главе предвыборных списков - губернаторы, которые, как паровозы, втянут в парламенты функционеров, аппаратчиков и бизнесменов. Только в Санкт-Петербурге и Псковской области списки "Единой России" не возглавляют первые лица.

Типичная ситуация - Мурманская область. Здешним партаппаратчикам не привыкать работать под началом губернатора Юрия Евдокимова и его заместителя Валерия Будаговского, возглавившего региональный предвыборный штаб. Три года назад Будаговский руководил областным предвыборным штабом Путина, так чем "единороссы" хуже?

В Тюменской области своя модификация. Это регион-матрешка: в область входят два автономных округа, и трем губернаторам не так просто согласовать свои интересы. Равновесие обеспечивают партийные структуры, которыми командуют политики федерального уровня. Поэтому партячейки здесь - самостоятельный центр принятия решений. Кампанией "единороссов" руководит глава областного политсовета, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам Вячеслав Тимченко, в прошлом вице-президент ТНК по связям с госорганами. Отчитывается он перед Валерием Язевым, главным думским лоббистом "Газпрома": мандат на кураторство, то есть поиск баланса интересов местных политической, предпринимательской и административной элит, Язеву выдал центральный аппарат партии. Формула согласия, по Тимченко, выглядит так: в проходной части списка (первые семь мест) представители Тюменской области и Ханты-Мансийского округа получат по три места, Ямальского - одно; из 17 одномандатников ямальцев будет трое, а остальные места поровну поделят кандидаты от ХМАО и области. Каждый губернатор работает на свой результат. Без обид.

Кураторы, чья задача - присматривать за региональными штабами "Единой России", работают во всех регионах, где будут выборы. Иногда их появление придает кампании дополнительную остроту. Контролировать мурманскую кампанию прислали "варяга" - алтайского сенатора, бывшего первого замглавы Минтранса Игоря Слюняева. Для местных наблюдателей это сигнал заката карьеры депутата Госдумы из Мурманска Игоря Чернышенко. К областным выборам его демонстративно не привлекают, и в список ЕР на декабрьских выборах 2007 г. он, скорее всего, не войдет. А ведь когда-то был очень влиятельным человеком, доверенным лицом самого губернатора.


ПОЕЗД БЕЗ ПАРОВОЗА

Хорошо, когда у губернатора высокий рейтинг или сильная вертикаль, как в Мурманской области или Подмосковье. Но если губернатор слабый или чужой? Тогда приходится заниматься политикой и нанимать специалистов.

"На предвыборном поле у меня нет друзей. Любую операцию я рассматриваю как армейскую и опираться на ресурсы, которые мне неподконтрольны, не имею права", - говорит политконсультант орловских "единороссов" Валерий Курман. На Орловщине, откуда он родом, технологам "единороссов" на административный ресурс рассчитывать не приходится. Предвыборным штабом руководит первый вице-губернатор, глава регионального политсовета ЕР Павел Меркулов. Он не сопротивлялся тому, что из проходной части орловского списка, утвержденного центральным аппаратом ЕР, исчезли многие ставленники губернатора Строева. Для губернатора это не просто удар по престижу, а вопрос политического выживания. Хотя Строев и заручился пару лет назад путинским доверием, в Кремле периодически обсуждаются варианты его замены. Губернаторский козырь - контроль над пополнением предвыборной кассы. "Наше отделение сидит на дотациях из центра, ведь все финансовые потоки в области контролируются администрацией. Предпринимателям просто говорят, на какой счет следует перевести деньги в поддержку партии Строева", - сетует один из руководителей орловских "медведей", попросивший не называть его имени.

Лояльные Строеву чиновники образовали неформальный "административный штаб". У них еще есть надежда: хотя список заверен в избирательной комиссии и изменять его нельзя, кто-то из меркуловцев может снять с выборов свою кандидатуру, и тогда строевцы автоматически приблизятся к получению мандатов. Так что официальный штаб не пользуется полной поддержкой губернатора.

Параллельные штабы возникают у "медведей" и там, где региональные лидеры не вмешиваются в партийные дела. Популярная в Питере Валентина Матвиенко не стала под знамена ни "Единой", ни "Справедливой России", чем создала условия для относительно честной политической конкуренции. "Единороссы", от которых Кремль ждет новых побед, заключают "антиэсеровские" альянсы с ЛДПР и "Патриотами России" при поддержке Смольного, но "всего лишь" на уровне вице-губернаторов.

Пока сотрудники официального штаба "Единой России", который курирует возглавляющий список питерский спикер Вадим Тюльпанов, рассказывают, что намерены провести "по-петербуржски интеллигентную кампанию", технологи пермского агентства "Кучер" консультируют союзников ЕР. "Эсеры" подозревают, что гостей с Урала пригласили "единороссы", создающие теневой штаб для жесткого прессинга конкурентов.


МЕСТО ДЛЯ СПОНСОРА

Для бизнеса борьба за предвыборные ресурсы между партийными и бюрократическими машинами мало что меняет. Другое дело, что деловой климат все же определяет специфику борьбы. В Вологодской области губернатор, "Северсталь" и "Единая Россия" живут душа в душу и интриги никакой нет. А вот в регионах, где экономика более диверсифицирована, "Единая Россия" делит места в списке между несколькими компаниями. "Бренд и инфраструктура - наши, деньги - ваши. Список сдается в аренду местным элитам, лояльным центральному аппарату", - объясняет председатель совета директоров Bakster Group Дмитрий Гусев.

Ответственность за результаты выборов тоже может делиться между промышленными группами, привлекающими своих технологов. Кому, как не "Норникелю", отвечать за Печенгский и Оленегорский районы Мурманской области, где базируется Кольская ГМК, и кто лучше руководства градообразующего предприятия знает, чем пленить избирателя в Апатитах? Заместитель гендиректора Кольской ГМК Ренат Карчаа помогает предвыборному штабу "единороссов": шутка ли - в думу идет председатель совета директоров КГМК Александр Крупадеров.

Щедрость может быть вознаграждена. На декабрьских выборах в собрание Пермского края "Единая Россия" не сумела завоевать большинства депутатских мандатов. Ответственность за неудачу возложили на главу пермского политсовета Владимира Рыбакина, а заменил его заместитель гендиректора "ЛУКОЙЛ-Перми" Геннадий Тушнолобов. Наряду с группой "Ренова" и "Уралкалием" пермская "дочка" ЛУКОЙЛа была одним из основных спонсоров избирательной кампании.


КАК ПОТРАТИТЬ

Чисто административная модель, казалось бы, позволяет сэкономить. Зачем губернатору - а тем более непосредственно отвечающему за кампанию вице-губернатору - столичные звезды? Но в центре не хотят полагаться на технологов из глубинки. "Наша задача - создать в каждом регионе штат собственных технологов. Если на первых порах местные специалисты не справляются, мы присылаем консультантов из центра", - объясняет замруководителя центрального исполкома "Единой России" Юрий Олейников.

Модель борьбы за власть определяет и способ освоения предвыборного бюджета. После перехода на единые дни голосования - второе воскресенье марта и октября - стоимость самих кампаний подскочила в разы. Если раньше технологи могли кочевать по предвыборной России круглый год, теперь ремесло выборщика стало сезонным: 2-4 месяца в году они просто нарасхват, а значит, есть возможность взвинтить цену. Год назад, рассчитывая черновую смету предвыборных расходов, председатель совета директоров центра "Никколо М" Игорь Минтусов исходил из формулы "доллар на избирателя". На мартовских выборах средние затраты партий, по оценке директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, будут колебаться в диапазоне $3-10 за голос - в зависимости от богатства региона и политической остроты самой кампании.

Подогрело рынок и появление второй партии власти в лице "Справедливой России" Сергея Миронова. Пока самое жесткое сопротивление "единороссам" соратники Миронова оказали в Туве, где в октябре 2006 г. они попросту взорвали рынок политических услуг. По оценкам Гусева из Bakster Group, "эсеры" потратили там в 7,5 раза больше "медведей" ($3 млн против $400 000), а цена за голос достигала там 5000 руб. Зато Партия жизни, олицетворявшая на национальной окраине "Справедливую Россию", установила там личный рекорд, собрав 32,25% голосов. Нечто подобное может повториться и на выборах в Ставропольском крае: мэр областной столицы Дмитрий Кузьмин, возглавивший список "эсеров", способен сконцентрировать немалые деньги. Юрий Олейников отзывается о нем как о "человеке с неумеренными амбициями и стороннике жестких форм борьбы".

Так что кое-где "Единой России" придется покупать дорогие и непривычные предвыборные инструменты. Например, ей не помешает качественная агитационная сеть. Труд человека, который будет ходить по квартирам, расхваливая партию, обойдется заказчику в 500-1000 руб. в неделю, не менее 10 руб. на избирателя. "Бесплатно разносить листовки не будут даже дворники, ведь они отлично знают рыночные расценки", - шутит Вячеслав Тимченко. На агитаторов "единороссы" тратятся неохотно, но последнее время все чаще. Курман предлагает "медведям" формулу: один агитатор на 150 дверей. Если купят - значит, жизнь и впрямь вынуждает коалицию чиновников стать более или менее нормальной политической партией.

Людмила Романова

29.01.07 00:00 SmartMoney

Док. 279948
Опублик.: 01.03.07
Число обращений: 397

  • Минченко Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``