В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Безопасность сильной России Назад
Безопасность сильной России
В понятии "безопасность" заложено признание наличия угрозы, вызова, опасности, предотвращение которых является задачей многих и многих людей. Ведь, по сути, и сам институт государства появился в человеческой истории для обеспечения прежде всего безопасности и защиты населения от внешних и внутренних врагов. Демократическое государство осуществляет свою миссию на основании законов. Законы утверждают представители граждан страны - депутаты. Высший законодательный орган России - Федеральное собрание, то есть Государственная дума и Совет Федерации. Председателем Комитета по безопасности Госдумы избран тверской депутат Владимир Васильев. Нехитрая логическая цепочка, просто формальность, за которой не формальный, а принципиальный вопрос: что сегодня преобладает в российском понятии "безопасность" - угрозы или способность их упреждать? Об этом "ТЖ" беседует с председателем Комитета по безопасности ГД ФС РФ Владимиром Абдуалиевичем ВАСИЛЬЕВЫМ.
- На мой взгляд, за последние годы в стране появилась основная составляющая государственной политики в сфере обеспечения безопасности - дело. Не секрет, что мы входили в ХХI век без власти и без ресурсов. Сегодня в России создана и продолжает наполняться нормативная база, в целом отвечающая на вызовы современной жизни. Есть воля Президента России и широкая общественная поддержка населения. Поэтому главной задачей и депутатов, и правоохранителей, и органов власти, и всего общества сейчас является исполнение законов, насыщение их качеством и результативностью.
- Какие приоритеты вы ставите в этой работе?
- Начну с фактов. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 20 тысяч дорожно-транспортных происшествий. В них погибает более тридцати тысяч человек. Подавляющее большинство - молодые работоспособные люди. Каждый год мы теряем в авариях полторы тысячи детей. Это война. Война против будущего России. Именно поэтому проблема дорожного травматизма не только звучит в Послании Президента Федеральному собранию, но и находится на его постоянном контроле.
- Именно поэтому первыми "жертвами" усиления государственного контроля на дорогах стали пресловутые "мигалки" и спецсигналы?
- Конечно, нет. Тема спецсигналов, может быть, самая яркая для журналистов, но это лишь часть системного комплексного подхода к решению задачи. В России принята беспрецедентная программа повышения безопасности дорожного движения до 2012 года. Из федерального бюджета на ее реализацию выделяется около 53 миллиардов рублей. При соблюдении принципа софинансирования из региональных бюджетов федеральный центр дополнительно выделяет еще 21 миллиард рублей. Другая федеральная программа предусматривает строительство до 2010 года 61 тысячи километров дорог. На эти цели предусмотрена гигантская сумма - 803 миллиарда рублей. Координация работы министерств и ведомств возложена на МВД.
- В одном из своих выступлений вы отметили, что транспортная безопасность складывается из трех факторов - состояние дорог, соблюдение правил дорожного движения и... культура. В последнем случае, наверное, речь идет не только о пьяных за рулем?
- Я имею в виду всех участников дорожного движения, причем не в упрощенной схеме водитель - пешеход, а всего общества. В разговорах с европейскими дипломатами я слышал признания, что они у себя на родине крайне пунктуально соблюдают правила дорожного движения. А вот у нас можно и расслабиться. Также поступают и наши сограждане. Стоит им сесть за руль в какой-нибудь Чехии, и мгновенно улетучивается память о гоголевской фразе "Какой русский не любит быстрой езды?!". И вспоминается по возвращении... Причина одна - безответственность.
Не так давно я принимал участие в "горячей линии" по проблемам безопасности на дорогах вместе с адвокатом Ольшанским, известным защитником автолюбителей. Так вот, мы пришли к общему пониманию, что действенность наказания определяется степенью его неотвратимости. Нельзя перегибать палку, даже если это милицейский жезл (Владимир Абдуалиевич позволил улыбнуться. - С.П.). Драконовские штрафы только спровоцируют рост поборов. В то же время недопустима и нынешняя ситуация, когда правонарушители сознательно игнорируют закон.
После печально известных событий в Кондопоге я вместе с группой депутатов Госдумы побывал в этом карельском городе и много общался с жителями и сотрудниками правоохранительных органов. Помимо прочего выявился такой факт. Один из "героев" массовых беспорядков привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД несколько десятков раз! Но что для "барончика" штраф в 50 или сто рублей? А такого понятия, как злостный нарушитель, в Кодексе об административных нарушениях нет. Сегодня мы в соответствии с указом президента меняем такую ситуацию. Я убежден, что неоднократность нарушений должна учитываться при определении меры наказания. И среди этих мер должна быть и такая, как административный арест.
- Я правильно понимаю, что вы ратуете за возвращение системы начисления баллов?
- Знаете, у любого заемщика в банке интересуются его кредитной историей. При трудоустройстве на любую работу спрашивают как минимум трудовую книжку, а то и требуют рекомендации бывших работодателей. Система учета водительского стажа и законопослушности при управлении транспортным средством - это тоже кредитная история, которая помогает, именно помогает, обеспечивать объективный подход к каждому конкретному человеку с водительским удостоверением. Более того, я считаю, что система должна в буквальном смысле предоставлять кредит доверия водителю, имеющему длительный стаж вождения без нарушения правил.
- Владимир Абдуалиевич, человеческий фактор должен распространяться на сотрудников ГИБДД? Или здесь после ряда показательных задержаний взяточников все в порядке?
- Проблема коррупции сотрудников Госавтоинспекции не снята с повестки дня, но ловить за руку вымогателей на самом деле проще (в плане показателей), чем устранять причины коррупции. В этой связи меня очень радует подход руководства Тверского УВД и областного ГИБДД, которое избрало второй путь, устраивающий и водителей, и самих инспекторов.
- Например?
- Этот пример вы прекрасно знаете - порядок прохождения техосмотра. Эксперимент, вернее, его неудовлетворительная реализация, по проведению техосмотра на независимых станциях привел к тому, что очереди на Артиллерийском переулке и в Перемерках растянулись на месяцы! Вперед. Такса за "беспроблемное" прохождение процедуры к весне за зиму выросла до 6 тысяч рублей. Ситуация была на грани социального взрыва. Благодаря согласованным действиям общественности, УВД и ГИБДД, администрации Тверской области удалось найти выход из кризиса. В первую очередь было принято решение о продлении срока действия талона техосмотра на время нахождения автовладельца в очереди. Затем значительно увеличился режим работы станций техобслуживания. В Твери появились две новые станции техосмотра. Очереди значительно сократились - сотрудники ГИБДД меньше стали интересоваться буквенными сериями автомобилей.
Наконец, не так давно водители получили право проходить техосмотр не по месту регистрации транспортного средства, а на любой станции - очереди исчезли, взятки давать стало не за что. Правда, появились другие проблемы, и о них говорилось во время визита в Тверь министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Может быть, вы помните его вопрос, адресованный директору станции техосмотра: "Допустим, на стенде была установлена неисправность тормозной системы автомобиля. Машина не прошла техосмотр. Куда она попадает дальше?" И обескураживающий ответ: "На улицу! В транспортный поток". Это при том, что правилами категорически запрещено управление транспортным средством с неисправной тормозной системой. Парадокс в том, что станция техосмотра не имеет права проводить ремонт автомобилей. Сейчас мы решаем вопрос, чтобы в зоне доступности станций техосмотра были созданы и станции техоб-служивания, способные устранить на месте незначительные неисправности. Но, повторюсь, решение кризиса с прохождением техосмотра показала и доказала эффективность совместной работы всех ветвей власти и обществ автомобилистов. Там, где мы все вместе, коррупции места нет.
- По этому же принципу, как я понимаю, вы строите свою работу по обеспечению экономической безопасности в лесопромышленном комплексе Тверской области?
- Только так. Не так давно состоялся совет безопасности при губернаторе Тверской области, где остро и предметно шел разговор о мерах по борьбе с незаконными порубками, переработки и вывоза леса. Половина деловой древесины региона находится в тени. То есть кормит бандитов и взяточников. Остро прозвучал вопрос об эффективности работы правоохранительных и судебных органов. Если в год выявляется около 1000 правонарушений в ЛПК, то в суд направлено меньше полутора сотен. Осуждено менее 10 человек. Очевидна неэффективность вопиющая. Я рад, что областная власть не просто озабочена данной ситуацией, но и оказывает помощь как правоохранительным органам, так и ведущим предприятиям ЛПК области. Принято решение, что администрация области будет финансировать работу специального подразделения милиции по борьбе с преступлениями в лесопромышленном комплексе. Совет безопасности подтвердил верность мысли, о которой мы уже говорили: когда все действуют слаженно и во имя одной цели, коррупцию можно побеждать.
- Тема региональной безопасности особенно остро стала звучать в связи с массовыми отравлениями суррогатным алкоголем в Ржеве... Некоторые посчитали, что во всем виноват новый Закон о регулировании розничной торговли алкогольной продукцией.
- Безусловно, законодательное регулирование розничного оборота алкоголем было необходимо. Однако и здесь решение одной задачи поднимает массив других, имеющих подчас совершенно иные причины. Давайте признаемся: разве те люди, которые отравились экстрасептом, раньше покупали водку в магазинах? Конечно, нет, для них и сто рублей - огромные деньги. Выявлены факты, когда в больницу к пострадавшим приходили их товарищи и пытались пронести для них все тот же экстрасепт. А на вопрос, понимают ли они, что рискуют жизнью, простодушно отвечали: "Риск - благородное дело!" "Ржевские" отравления оголили нашу застарелую беду - маргинализацию - очевидно, немалой части жителей Тверской области. Я поддерживаю инициативу Дмитрия Зеленина о жестком контроле за оборотом спиртосодержащей продукции, представляющей опасность для здоровья и жизни людей. В то же время назрела необходимость спасения людей, оказавшихся за бортом социальной жизни. Они, наши сограждане, и мы должны сделать все, чтобы вернуть их в общество.
- В начале нашей беседы вы сказали, что сегодня у государства есть воля и ресурсы, способные обеспечить безопасность людей. В то же время за короткий период времени в Москве убиты два высокопоставленных работника банковской сферы, включая Андрея Козлова, заместителя председателя Центрального банка России. Убита журналистка Анна Политковская. Недавно в Твери экстремисты разрушили десятки могил. И на том свете покоя нет?
- На самом деле преступления, о которых вы сказали, являются попыткой реакции на процесс консолидации общества и государства. Они думают, что, убивая, они ослабляют процесс выдавливания бандитов на обочину экономического и политического влияния. Это большая ошибка. Время и ситуация меняются. И это относится не только к громким преступлениям. В нашей области, в Селижаровском районе, расследуется уголовное дело по факту поджога дома сотрудника местного отдела милиции. Кстати говоря, пятого по счету. Мы знаем, что за этим преступлением стоят лесные воры, которых милиционер привлек к ответственности. Они пытаются отомстить. Но! В результате противопоставили себя всей правоохранительной системе области и России. Если кто-то из них прочитает эту статью, пусть знает: земля у них будет гореть под ногами. Россия действительно становится единой и сильной. И, следовательно, безопасной.

Беседовал Станислав ПЕВГАНЕН, ТЖ




Источник: Караван+Я

19.10.06 11:58 eTver.Ru

Док. 279918
Опублик.: 01.03.07
Число обращений: 371

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``