В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иммунитет безопасности Назад
Иммунитет безопасности
В последнее время межэтнические конфлик ты в России приобрели характер тенденции. То и дело происходят столкновения на национальной почве - где-то они достигают верхней точки социального накала, где-то ограничиваются местным значением, где-то их удается погасить в зародыше. Но в любом случае они свидетельствуют о том, что в обществе накопилась масса претензий, строящихся на этнической почве.



Во времена холодной войны противники Советского Союза говорили о том, что самый надежный вариант развала великой державы - по национальному признаку. Но связь между народами республик, которые заявили о своем суверенитете, оказалась слишком тесной. И в результате России, которая во многом стала правопреемницей Советского Союза, досталась большая часть межнациональных проблем. А вместе с этим и необходимость выстраивания индивидуальных отношений с бывшими союзными республиками, а также с выходцами из этих территорий, которые являются гражданами России.

По мнению председателя комитета по безопасности Государственной Думы РФ Владимира Васильева, сегодняшняя позиция России в национальных вопросах свидетельствует о готовности сильной державы занимать позиции лидера на мировой арене и отстаивать интересы страны, защищать ее граждан от внешних и внутренних угроз. Разговор об этом и многом другом состоялся в редакции еженедельника "Афанасий-биржа".

- Владимир Абдуалиевич, как вы оцениваете позицию России в конфликте, спровоцированном руководством Грузии? Не станет ли это началом более жестких взаимоотношений с другими республиками СНГ - Молдовой, Латвией, Украиной?

- Сегодня Грузия является территорией, на которой реализуются не только и, я бы даже сказал, не столько национальные интересы этой страны. Все, что происходит в Грузии, непосредственно касается ее ближайших соседей. Как вы помните, когда встал вопрос о сокращении армии и вооружений, ответственные лица обещали России, что НАТО не будет расширяться на восток. Но сегодня натовские самолеты стоят в странах Балтии. И экспансия продолжается. А когда вокруг России выстраивается НАТОвская система, это не может не беспокоить.

В Грузии к власти пришло руководство, которое заботится о своей интеграции в мировое сообщество, абсолютно не учитывая интересы России. Это не по-сосед-
ски и не по истории. Мы в течение длительного времени поддерживали Грузию, предоставляя ей энергоносители по экономически не выгодным для России ценам. Более того, порой даже в ущерб внутреннему рынку. И вдруг Грузия начинает беспрецедентно наращивать военную мощь. Сегодня темпы роста милитаризации Грузии не сравнимы ни с одним государством мира. Вряд ли у кого-то будет вызывать доверие сосед, который вдруг стал поворачивать в твою сторону защитные сооружения и направлять стволы.

Кроме того, хотим мы этого или нет, но более 70 лет все республики Советского Союза были вовлечены в единую экономическую систему, у нас общие системы энергетики, транспорта, телекоммуникаций, общее информационное пространство. А главное - на территории бывших республик Советского Союза проживают сотни тысяч людей, которые нам близки не только по духу, но и по крови, - они являются нашими родственниками. Поэтому делать любой шаг по разделению все равно что резать по живому.

Действия России по отношению к Грузии были адекватными той угрозе, которая возникла. Результатом их стало то, что грузинскому руководству представителями тех государств и сил, с которыми оно не может не считаться, были даны рекомендации, и захваченные россияне вернулись на Родину.

Президент Путин четко обозначил, что Россия остается сторонницей мирного разрешения всех конфликтов. Но в то же время она однозначно продемонстрировала, что готова отстаивать свои интересы, интересы своих граждан, готова противостоять всякого рода давлению на нее. Это к вашему вопросу о возможности ужесточения взаимоотношений со странами СНГ.

- После столкновений в небольшом карельском городке Кондопога жители многих российских территорий задумались о том, что такое же возможно и у них.

- Думаю, этот вопрос сегодня задают себе не только жители, но в первую очередь руководители всех регионов России. И, к сожалению, это не лишено оснований. Вернусь к историческим корням этой ситуации, к периоду, когда формировались экономика и общественные отношения в нашей стране. Сейчас мы пожинаем плоды энергичного развития капитализма, в ходе которого личное право стало преобладать над общественным.

Почему среди собственников имущества оказалось так много выходцев из других республик? Переход в другую историческую реальность на многих территориях бывшего Советского Союза происходил еще сложнее, чем в России, и люди оттуда уезжали. Мигранты, как правило, люди очень энергичные, готовые довольствоваться малым и приспосабливаться к условиям. Имея изначальный потенциал, а зачастую и капитал, они приходили с готовностью получить, например, ресторан "Чайка", как в Кондопоге, и на этом зарабатывать. Когда человек приходит издалека и у него нет постоянного места жительства, на него несложно надавить через правоохранительные органы, через систему администрирования и так далее. В Кондопоге рынки перешли в руки иногородних частных лиц. Возникает вопрос: где была власть? Я не оправдываю милицию, ту ее часть, которая на рынке радуется каждому нелегалу, видя в нем источник к существованию. Такое есть, но сваливать все на милицию - очень упрощенный подход. Решения, в результате которых в сфере бизнеса и обслуживания сложилось преобладание мигрантов, принимала администрация. Она не смогла увидеть в цепочке событий угрозу межэтнического конфликта, и пустота, которая сформировалась из-за бездействия власти, заполнилась неформальными экстремистски настроенными лидерами.

На грани подобного конфликта несколько лет назад оказался Краснодарский край. Были серьезные столкновения на межнациональной почве, вплоть до стрельбы. Но ситуацию удалось переломить. В частности, были созданы летучие бригады, которые выезжали на рынки, проверяли состояние весов и гирь, подлинность сертификатов и так далее. Действовали резко и решительно. В итоге рынок стал экономически очищаться и переводить большую часть своей составляющей в налоговое поле. За счет дополнительной прибыли, полученной бюджетом, стали доплачивать тому же милиционеру, санитарному врачу, специалисту по метрологии. То есть раньше ему платили за соучастие в криминальной деятельности, а теперь за то, что он честно выполнял свой долг. И человек вдруг почувствовал себя не ментом поганым, не коррупционером, а защитником своего народа. Это дорогого стоит. Кстати, удаление криминала с рынка привело к росту числа торгующих кубанцев и снижению цен на сельхозпродукцию.

Краснодарский опыт интересен тем, что доказывает: чтобы навести порядок на рынке, не нужны дополнительные законы. Просто надо это сделать.
Возможны ли межэтнические конфликты в других регионах? Думаю, да. Недавно ко мне обратилась мать одного из сотрудников ГИБДД из Селижарова. Он честно выполняет свой долг в борьбе с воровством леса, и его дом уже не раз поджигали. После пятого раза его мама прислала мне письмо, и мы с этим сотрудником встретились. Он рассказал мне о случае, когда им были задержаны с краденным лесом трое выходцев из Чеченской республики. Я про себя подумал, что это вполне могло стать началом межэтнического конфликта. Но мы вовремя приняли меры: было задержано 8 человек, начальник УВД и прокурор Тверской области взяли это дело под личный контроль.

И, думаю, наша областная правоохранительная система продемонстрирует, что, если человек честно выполняет свой долг, он будет защищен от преступников любой национальности. Другой пример: несколько лет назад в Фирове на дискотеке возник межнациональный конфликт. Совместными действиями милиции, администрации и национальной общины конфликт удалось разрешить. Уверен: если мы будем так реагировать на ситуацию, все будет нормально. Если же мы не увидим, не почувствуем нарастания угрозы, межэтнические конфликты не исключены.

- Поручение Президента навести порядок на рынках и защитить производителей от полубандитских группировок, иногда национально окрашенных, в регионах восприня-ли по-разному. Например, в Москве готовится постановление, по которому на рынках должно работать 50% столичных компаний и 50% компаний российских регионов, зарегист-рированных там, откуда привезена продукция.

- Ситуация по рынкам не безнадежная. В нашей стране очень важно, что этот вопрос поднял Президент. Значит, работа будет идти очень активно. Москва оживилась и стала искать свои варианты выхода. Краснодар уже работает. На эту тему мы разговаривали с губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным и пришли к тому, что одно из ближайших заседаний совета безопасности необходимо посвятить проблемам рынков. Нам есть что обсудить, например, в части доставки товара на рынки. Во многих странах есть такое понятие, как базарные дни, когда в определенный день с 6 до 11 часов утра фермеры вы-
ставляют свою продукцию на площади. Но продавать то, что не выращиваешь, нельзя. Думаю, в Твери мы могли бы пойти таким же путем. Тем более что в не-
которых районах области базарные дни существуют и сейчас.

Но надо понимать, что теневая экономика - это все же экономика. Она дает людям средства к существованию. Наводить порядок, безусловно, надо, потому что на рынках сосредоточены ресурсы, которые коррумпируют власть, но менять правила игры надо взвешенно, чтобы не навредить интересам жителей.

Сейчас есть ощущение, что ситуация действительно меняется, и мне бы не хотелось, чтобы это переросло в очередную кампанию. Добиться результатов в вопросе наведения порядка на рынках равноценно тому, что приобрести иммунитет к тяжелому заболеванию.

02.11.2006 - 16:48 " "Афанасий-биржа"

Док. 279917
Опублик.: 01.03.07
Число обращений: 407

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``