В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблема не в законе, а в его применении Назад
Проблема не в законе, а в его применении
Гость: Владимир Васильев - Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности

Гость программы, депутат Госдумы Владимир Васильев рассказывает о том, как работают принятые законы в сфере безопасности.

- Владимир Абдуалиевич, помимо того, что вы председатель Комитета Госдумы по безопасности, вы еще и гость недавно прошедшего съезда "Единой России", который состоялся в Екатеринбурге. Когда четыре года назад "Единая Россия" шла на выборы, потом она стала самой влиятельной фракцией в Государственной Думе, ее представители очень часто говорили о том, что они готовы взять ответственность за все происходящее в стране на себя. Именно поэтому была развернута такая предвыборная кампания, именно поэтому была сформирована такая представительная фракция в Государственной Думе. Наступило время за год до выборов "Единой России" отвечать за все то, за что она брала на себя ответственность. Поскольку вы являетесь председателем Комитета Госдумы по безопасности, членом фракции "Единая Россия" и с некоторых пор членом партии "Единая Россия", то я хочу вас спросить: готова ли "Единая Россия", в частности, отвечать за ежегодный прирост преступности, как говорил президент недавно, на 12 процентов в год? Готова ли "Единая Россия" отвечать за те коррупционные скандалы, которые возникали на протяжении последнего времени, когда она была представлена самой большой фракцией в Государственной Думе? За тот взрыв бытовой преступности, который сейчас не отмечает только ленивый, за беспомощность правоохранительных органов? За все то, имя чему легион, готовы взять на себя ответственность?

ВАСИЛЬЕВ: Да, конечно. Тем более что если б даже и не готова была взять за что-то такое тяжелое, то эта ответственность уже наступила. Став партией большинства в Думе, мы, принимая законы, берем на себя ответственность, это однозначно, понятно, желаем мы, не желаем, но это так.

Теперь вопрос, насколько готова и в какой части это удается. Если говорить о законодательстве конкретно, допустим, в этом году, на этих сессиях около 30 законов, которые прямо или косвенно касались вопросов безопасности. В их числе закон о противодействии терроризму, ратификация конвенций о противодействии коррупции, причем и ооновской, и европейской, и ряд других законов, которые предусматривали изменения в уголовном законодательстве, в административном. На предстоящую сессию у нас еще где-то 20 законопроектов. В их числе очень важные, такие, которые касаются интересов множества людей. Это регулирование торговли, в частности, и на рынках, вот сейчас законопроект готовится к рассмотрению; это регулирование оборота спирта, тоже очень актуальная тема. Это вопросы, которые касаются достаточно широкого спектра проблем безопасности дорожно-транспортного движения, внесение изменений в Правила дорожного движения, над чем сейчас активно работаем, ведем консультации и дорабатываем эти изменения. Так что сегодня вопросы безопасности в стране являются основой нашей работы.

Теперь, правда, встает вопрос: как наше законодательство работает? На съезде мне была предоставлена возможность, я там выступал, и я привел один пример. Он построен на том, что мы относительно недавно, чуть больше года тому назад, приняли изменение в законодательство, мы установили ответственность за незаконную порубку леса в форме конфискации орудий незаконной порубки леса.

- Топоров и пил?

ВАСИЛЬЕВ: Не только. Это фискары, очень дорогие машины, которые не только возят, но еще и грузят спиленное. Это сложные машины, которые валят лес. Это очень дорогое оборудование и механизмы. Вот если их изъять, то это разрушающе действует на систему воровства. Потому что это очень дорого. Очень просили нас об этом правоприменители, мы это сделали. Теперь мы посмотрели, как закон выполняется.

Выполняется он плохо. Если говорить о Центральном федеральном округе, то инициатор, допустим, Тверская область, она имеет процентов 70 результатов, а остальные субъекты, которые входят в Центральный федеральный округ, оставшуюся часть. Явно есть диспропорция. Понятно, что Тверская область, поскольку была инициатором, она этим и занималась более активно, мы за этим следим. Так вот, недавно мы провели Госсовет. Губернатор, представители суда, прокуратуры, УВД - все сели за стол. И стали разбираться, почему же, несмотря на то, что законы приняты, положение дел с воровством леса очень и очень такое удручающее. И пришли к пониманию следующего. Допустим, в 2005 году было выявлено более 900 правонарушений по незаконной порубке леса. По ним было возбуждено 180 уголовных дел. А вот к уголовной ответственности привлечено всего семь человек. Большое количество людей было оштрафовано, и далее меры общественного воздействия - более сотни. И тогда встает вопрос: насколько эффективно мы тратим такие дорогие ресурсы, как следствие, суд? Кстати говоря, недавно на координационном совещании президент об этом тоже говорил. Он говорил о том, что мы должны добиться, чтобы как можно меньше было нагрузки на суд, на следствие, вводить упрощенный порядок дознания. Вот, допустим, в свое время ввели такой институт, как мировые судьи, они существенно разгрузили. Но, согласитесь, недопустимо: 900 правонарушений, 180 дел, семь человек приговорены к лишению свободы.

- Но это что такое - неэффективность системы как таковой?

ВАСИЛЬЕВ: Спасибо за уточнение вопроса. Вот вы сейчас сказали: готовы мы взять ответственность? За закон - готовы. Но от этого никому ни тепло и ни холодно. Потому что закон-то приняли, он больше года работает, а что толку. Вопрос в том, чтобы порядок навести. И вот здесь, оказывается, закона недостаточно. Очень важно законоприменение. И вот здесь возникает вопрос. Когда мы сели все за стол, во-первых, впервые поняли, где тонкое место. Во-вторых, и губернатор, и все руководители поняли, что не уйти теперь просто так, когда один говорит: я 900, даже больше, чем в прошлом году, выявил правонарушений. Да ничего это не дает. Самое страшное ведь в чем? Если 900 правонарушений выявлено, люди об этом знают, возбудили уголовные дела, а всего семерых привлекли, какое впечатление? Откупились, ушли от ответственности. Вот вопрос-то в чем.

- Такая вещь, как принятие закона, где прописана ответственность за его нарушение, разве не предусматривает исполнение закона ровно в тех же рамках? Ведь за неисполнение закона тоже есть ответственность.

ВАСИЛЬЕВ: Очень не люблю говорить общими фразами, у нас сейчас это как-то очень в ходу. Я сам себе стараюсь не позволять этого и пытаюсь говорить на конкретных примерах. Возьмем опять Тверскую область. Я вам приведу один простой пример, мне кажется, он все ставит на свои места. Значит, есть такая процедура, как техосмотр автомобиля. Там много разного рода нарушений и жалоб. Такая же ситуация была в Тверской области: на начало этого летнего сезона до полутора месяцев очереди возникли в Твери, две станции, 75 тысяч владельцев машин. Огромная проблема. Удалось эту проблему решить. Но решить каким образом? Взяли и представителей исполнительной власти, и руководство УВД, ГИБДД в частности, и взяли общества автомобилистов (у нас их там три) и одно общество автоперевозчиков. Вот все вместе сели за "круглый стол" и начали работать. Начали выезжать вместе, разбираться. В результате удалось ситуацию существенным образом улучшить. Но что самое интересное? Мы вышли на такую проблему, что определенная часть автомобилистов не хочет даже при том отсутствии очереди, которое есть, проходить техосмотр. Им проще заплатить сто долларов и получить этот заветный пластик. А значительная часть сотрудников милиции готова получить эти деньги. Понимаете, какой парадокс? То есть мы говорим о том, что надо навести порядок. Навели. Так при этом еще и порядок, оказывается, кого-то не устраивает.

- А вам не кажется, что беспорядок, который был до этого, просто развращает людей? Вы привели в пример ситуацию с прохождением техосмотра, есть масса других ситуаций, когда очевидно, что происходит нарушение закона. Потом создаются "круглые столы", все это выносится на обсуждение и так далее. Но изначально ситуация уже порочна. Почему мы бьем по хвостам все время, и в первую очередь правоохранительные органы? Получается, народ плохой?

ВАСИЛЬЕВ: Правильно, ситуация изначально порочна. В то же время вы начали разговор с того, готовы ли мы взять ответственность. Да, готовы. Но только за тот исторический период, который сегодня называли. Каждый отвечает за свой период.

Насчет народа я бы сказал так: народ такой, в каких условиях он оказался. Это мое личное мнение. И если мы в свое время народ бросили, как бы выживай, кто как может, и при этом демонстрировали и беззаконие, и нарушение всех принципов морали и справедливости, и при этом говорили, что все рынок сам отрегулирует, государство отошло на эти годы от решения острейших социальных и общественных проблем, и не только в экономике - просто в жизни, то, естественно, этих проблем накопилось множество. Теперь вопрос встает: как выходить из этого положения? Вот по той же Твери с этим техосмотром это очень хорошо видно. Когда мы взяли в союзники три общества автомобилистов и общество автоперевозчиков, мы почувствовали, что за нами большая сила. Большая сила. И мы теперь не только этим будем заниматься, мы пойдем дальше.

- То есть вы подтягиваете институты гражданского общества к правоохранительным органам, которые не могут справиться с этой ситуацией.

ВАСИЛЬЕВ: Да. Потому что вот этому интересу между тем, кто хочет заплатить, и тем, кто готов взять, надо противопоставить...

- Противопоставляем закон о взяточничестве, и все.

ВАСИЛЬЕВ: Закон я вам сказал, как работает: 900 правонарушений, семь осужденных. Вот она, реальность, чтобы иллюзий не было. Вот так вот работает закон порой, не везде, не по каждой статье, но пропорция такая, в частности. Как он работает, сами можете судить. Поэтому надо работать и над тем, чтобы закон работал. Поэтому на координационном совещании президент говорил - нужно разделить власть и деньги. Это одна задача. Вторая: нужно навести порядок в системе самих правоохранителей. Надо выстроить такую систему, при которой закон и законность стали бы принципом жизни большинства работающих в правоохранительной системе. И это опять же можно обеспечить в значительной степени вот этим присутствием, как вы говорите, гражданского общества, или гласностью в работе, прозрачностью, транспарентностью - как угодно. Вот эти механизмы нам придется выстраивать.

04.12.06 15:16 Радио "Маяк"

Док. 279913
Опублик.: 01.03.07
Число обращений: 383

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``