В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гуселетов: РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ PR: ВОЗМОЖНА ЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ Назад
Борис Гуселетов: РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ PR: ВОЗМОЖНА ЛИ СМЕНА ПАРАДИГМЫ
В последние годы многочисленные разговоры о политическом PR в нашей стране в основном сводились к определению его цвета и чаще всего эксперты приходили к неутешительному выводу, что в основном у нас преобладает так называемый "черный PR". Причем с годами он становится все чернее и чернее. В связи с этим возникает два, на мой взгляд, важных вопроса. А насколько наш политический PR, соответствует понятию PR в общепринятом понимании этого слова? И второй, насколько возможно изменение тех подходов к политическому PR, которые уже вроде бы прочно устоялись в нашей российской политической действительности?

Если обратиться к западной политической реальности и использованию там политическими партиями политического PR. То можно отметить, что исторически там существовало два подхода, которые условно можно назвать "либеральным" и "социал-демократическим". Первому подходу более соответствовали те подходы, которые мы сегодня наблюдаем в России. Связи с общественностью, либеральные и консервативные партии, исповедующие эти подходы, в основном "устанавливали" в период выборов, а остальное время занимались решением собственных политических задач. Объяснялось это различными факторами, но в основном тем, что эти партии представляли интересы обеспеченных слове общества, не очень нуждались в средствах и могли контролировать ведущие СМИ.

Что касается левых, социал-демократических партий, отстаивающих интересы, менее обеспеченных слоев населения и соответственно более стесненных в средствах и возможностях использовать ведущие СМИ, то они занимались как раз тем, что более соответствует традиционному понятию PR. Они терпеливо выстраивали постоянные деловые связи с профсоюзами (классический пример, английские лейбористы), женскими и молодежными организациями, местным самоуправлением и т.д. На самих же выборах они в основном использовали, менее дорогостоящие, ориентированные на массовое привлечение сторонников избирательные технологии.

Очевидно, что сегодня эта классификация для Европы выглядит анахронизмом и большинство классических левых партий, уже по долгу находящихся у власти. Давно не испытывают серьезных финансовых трудностей. А либерально-консервативные партии в свою очередь, активно перенимают избирательные технологии, основанные на активном сотрудничестве с различными массовыми организациями, причем не только во время самих выборов. Но, тем не менее разница в подходах осталась, а самое главное для нас заключается, по моему мнению в том, что в результате того, что сегодня западная политическая система гораздо в большей степени соответствует понятию "демократическая", то и использование черных PR-технологий там намного меньше распространено, там нет такого циничного подхода - "у кого больше денег, тот и победитель".

Возможна ли в России смена парадигмы в отношении к политическому PR и более широко в отношении власти к обществу и общества к власти? Вопрос серьезный и вряд ли имеющий однозначный ответ. Очевидно, что его не решить простыми призывами к лидерам партий отказаться от таких подходов или формальным ужесточением избирательных процедур. Очевидно, что необходим принципиально иной подход к институту политических партий и их участию в формировании органов представительной и исполнительной власти разных уровней. Если удастся реализовать на практике те подходы решению этой важнейшей проблемы, о которых последнее время так много говорил Путин, то это несомненно приведет к формированию в России влиятельной левоцентристской партии, ориентированной на сотрудничество с профсоюзными, молодежными, женскими и иными организациями и соответствующие избирательные технологии. Ясно, что это потребует времени, но иначе политический PR в России так и останется "черным".

01.03.2007

Док. 279900
Опублик.: 01.03.07
Число обращений: 1782

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``