В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Гуселетов: ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Назад
Борис Гуселетов: ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Взаимоотношения руководства Калининградской области с федеральным центром, с полномочным представителем президента РФ в Северо-западном федеральном округе В. Черкесовым
На протяжении почти всего последнего десятилетия российские власти уделяли крайне мало внимания проблемам своего западного анклава - Калининградской области. После того, как страну возглавил В. Путин, судьба региона оказалась в числе центральных тем, обсуждаемых политиками федерального уровня. Стало очевидно: центр пытается усилить свое влияние в регионе, прежде всего - установить контроль за его финансовыми потоками.
Одновременно В. Егоров - новый губернатор области, избранный при поддержке Москвы, начал активно налаживать связи с российскими регионами, особенно - со столицей Северо-западного округа, Санкт-Петербургом. С его главой В. Яковлевым они недавно подписали протокол о сотрудничестве, договорились об объединении усилий в деле поддержки российских судостроительных предприятий.
По словам полпреда президента в Северо-западном федеральном округе В. Черкесова, Федеральная целевая программа развития Калининградской области (которую считают своего рода обязательством России перед Европейским Союзом) разрабатывалась администрацией области во взаимодействии с аппаратом полномочного представителя.
Однако внимание Центра не всегда радует калининградских руководителей. Они вынуждены подчиняться каждому решению Москвы (не всегда коррелирующему с калининградской действительностью), не обладая при этом сколько-нибудь серьезными лоббирующими инструментами. У областной элиты нет в Москве хорошо организованного лобби. В настоящее время предпринимаются попытки создать в области координационный совет по работе с федеральным центром: в него войдут представители областной администрации, думы, а также - крупного бизнеса.
Возможно, эти попытки приведут к росту влиятельности собственно калининградской элиты. Пока же ситуация выглядит следующим образом: руководством области не раз пренебрегали за последние месяцы, без него обсуждая в ходе многочисленных поездок на Запад судьбу российского анклава в Европе. Некоторые факты в регионе оцениваются как вызывающие: когда канцлер ФРГ Шредер приезжал в Санкт-Петербург, в ходе его визита в городе собрались сотни политиков и бизнесменов, но калининградских руководителей там не было. А во время визита Путина в Польшу вице-губернатору Пирогову было предложено "остаться на хозяйстве". Пирогов - один из представителей той части команды Егорова, к которой Центр испытывает явную неприязнь.
Недавно недовольство Центра командой губернатора стало абсолютно очевидным благодаря крайне резким заявлениям полпреда президента в Северо-западном федеральном округе. Черкесов сказал буквально следующее: "властный ресурс, возможности и практика администрации Калининградской области вызывают сомнения у инвесторов". Он обвинил областную администрацию в том, что отсутствие экономической прозрачности в ее работе сдерживает инвесторов, охарактеризовал ее как "тормоз на инвестиционном поле янтарного края".
Он же напомнил о том, что претензии к администрации области были сформулированы на заседании Совета безопасности еще летом прошлого года. Заместитель Черкесова, А. Степанов (считающийся возможным кандидатом в губернаторы Калининградской области на следующих выборах) заявил, что "бизнес уходит из области в город", поскольку именно мэрия, а не областная администрация, создают условия для его развития.
Все эти факты указывают на то, что регион не имеет собственного яркого влиятельного политика, способного реально воздействовать на принимаемые федеральным Центром решения о судьбе западного анклава России.
2. Калининградская область и страны Балтии: проблемы в связи с вступлением Польши и Литвы в Европейский Союз
Вступление Литвы и Польши в Европейский Союз может серьезным образом осложнить обеспечение жизнедеятельности на территории Калининградской области, не говоря уже о политических осложнениях. Нормы ЕС требуют, чтобы калининградцы получали шенгенские визы для въезда в соседние Польшу и Литву. Осложнится не только визовый, но и транзитный режим для жителей и предприятий Калининградской области. Европа опасается того, что смягчение Шенгенских процедур для области приведет к росту преступности, наркотрафика, нелегальной миграции из Калининграда.
При этом энергетическая безопасность региона, получающего электроэнергию от РАО ЕЭС через Белоруссию и страны Балтии, может быть подорвана.
Какие последствия от вхождения в ЕС своих ближайших соседей калининградцы почувствуют сразу же?
В Польшу и Литву двинется поток центрально- и западноевропейских товаров, Калининградскую область ожидает наплыв товаров из Польши и Литвы, что может подавить реальный сектор экономики, который и без того малоразвит. Исчезновение приграничного "челночного" бизнеса приведет к значительному росту безработицы.
Запад не может быть равнодушен к существованию постоянного очага возможной дестабилизации в Европе. В конце концов, проблема Калининградской области - не столько уникальный случай, сколько пример проблемы, возникающей в связи с процессом глобализации.
Расширение ЕС, вступление в него Польши и Литвы приводит к тому, что область оказывается внутри единого европейского пространства (с передовыми стандартами и правилами хозяйственной жизни), при этом фактически находясь вне зоны действия этих стандартов.
Даже в случае решения "визово-транспортных" проблем, разрыв в экономическом развитии Калининградской области и соседей-членов ЕС будет увеличиваться.
Чтобы этого не произошло, регион должен сам стать участником здоровой экономической конкуренции, иначе он останется иждивенцем, висящем сразу на двух шеях - Москвы и Европы. Совместные действия ЕС и России в области должны быть направлены на снижение торговых барьеров, на создание в государствах-соседях однородной среды для предпринимательства.
По словам премьер-министра России М. Касьянова, европейские партнеры стали лучше понимать эту проблему, и он надеется на принятие взаимоприемлемого решения уже к концу текущего года - к следующему саммиту ЕС - Россия. На июньской встрече глав правительств стран - участниц совета государств Балтийского моря Касьянов говорил о том, что в ближайшее время надо развивать сотрудничество в сфере современных информационных технологий, поскольку для адаптации Калининградской области в изменяющихся условиях потребуются новые технологии.
Необходимо подключение Калининградской области к формирующейся в регионе Балтийского моря сети основных трансъевропейских транспортных коридоров. Планируется создать международный многофункциональный транспортный узел - например, открыть скоростную грузо-пассажирскую морскую линию: Санкт-Петербург - Калининград - Германия)
Практические цели, которые стоят перед российскими властями в связи с расширением ЕС:
Добиться того, чтобы было сделано исключение из Шенгенских правил ЕС и был сохранен безвизовый въезд калининградцев в Польшу и Литву как сопредельные государства.
Обеспечить беспрепятственную перевозку грузов и пассажиров между областью и остальной территории России.
Сделать доступным участие области в программах ЕС, направленных на развитие трансграничного сотрудничества, здравоохранения, охраны окружающей среды и т.п.
Судя по нынешнему развитию событий, решение этих вопросов вполне реально, хотя требует многочисленных переговоров, работы международных экспертных групп.
3. Экономика региона: проблемы и перспективы развития
В структуре промышленности Калининградской области ведущее положение занимают нефтедобывающая и пищевая (рыбная). При этом в рыбной промышленности отмечается большой износ производственных фондов, отсутствие средств на приобретение нового флота, отсутствие системы получения судов в лизинг. В нефтедобывающей промышленности в ближайшее время произойдет плановый спад: согласно программе "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", подъем планируется на 2004 г., когда начнется добыча нефти на Кравцовском месторождении.
Аграрная промышленность и машиностроение находятся в кризисе.
После принятия федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" произошла структурная трансформация экономики, она стала более открытой.
Образовались автомобильная и мебельная отрасли (сборочное производство), на базе ввозимых комплектующих и технологического оборудования.
Рост инвестиций происходит в основном за счет собственных капвложений предприятий и организаций различных форм собственности, хотя в последние годы повысился интерес российских деловых кругов. Стратегические инвестиции в экономику региона осуществляют ЛУКОЙЛ, РАО ЕЭС, Газпром.
Развитие экономики области затрудняется неповоротливостью правовой машины, результатом чего становится несоответствие ряда законов и положений реальной ситуации в западном анклаве России.
Первоочередными объектами инфраструктуры региона являются энергетические и транспортные - необходимо сооружение новой ТЭЦ-2, реконструкция действующего газопровода.
Транспортные магистрали, оборудование границы не соответствуют европейским стандартам - в финансировании последнего будет участвовать ЕС.
Несмотря на выгодное географическое положение области, состояние ее экономики близко к критическому: велики размеры теневого бизнеса, имеется дефицит внешнеторгового баланса (в результате беспошлинного ввоза), неразвитость реального сектора, большая официальная задолженность(43% к величине валового регионального продукта). И главная проблема: устарели основные производственные фонды области.
Тем не менее, постепенное решение этих проблем возможно, в том числе - за счет внесения изменений в закон об особой экономической зоне (а они уже готовятся).
Использование географического положения региона (в том числе - с точки зрения развития курортного хозяйства), партнерские отношения с соседними государствами, действие на территории Калининградской области адекватного реальности законодательства, привлечение инвестиций необходимы для того, чтобы западная территории России не являлась для Европы "пугалом", источником постоянной напряженности.

01.03.2007

Док. 279857
Опублик.: 01.03.07
Число обращений: 1716

  • Гуселетов Борис Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``