В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Российско-американские отношения Назад
Российско-американские отношения
В: Все вокруг говорят о нарастании напряженности между Россией и США, чуть ли ни о новой "холодной войне". Но вот что странно, Владимир Путин читает свою знаменитую уже речь в Мюнхене, а потом, самое главное, антирусский конгрессмен Роберт Лантес предлагает отменить поправку Джексона-Вэника, которая ограничивает торговлю между Россией и США. Сам Путин в этой же речи говорит о том, что Америка хоть и обнаглела, но она нам не враг, да и пиар-кампания, которую Россия ведет в западной прессе, тоже развивает этот тезис. Речь Путина не вызов, а предостережение. Так что же получается, Штаты для нас враги или друзья? Роман Бабаян спросил об этом у человека, который наверняка знает ответ.
КОР: По вашему мнению, в каком состоянии сегодня находятся российско-американские отношения?
КОНСТАНТИН КОСАЧЕВ : (Госдума России): Связи между нашими странами все-таки на уровне первых лиц государств, на уровне президента Путина и президента Буша, раз за разом подтверждается то, что Россия и США не смогут друг без друга решать те проблемы, с которыми они сталкиваются. Поэтому мы обречены на партнерство и союзничество. Вот все, что при этом вокруг происходит, на самом деле наносное. А содержание наших отношений принципиально не меняется.
КОР.: А вам не кажется, что для партнера, или для союзника, вот как-то, наверное, не очень правильно делать заявления о том, что нужно готовиться к войне с Россией. Я имею в виду недавнее заявление министра обороны США.
К. КОСАЧЕВ : Это, безусловно, неправильно, это не корректно по отношению к России. Я бы здесь сделал две сноски, или скидки. Первое - данная фраза была произнесена в контексте выбивания дополнительных средств для оборонного бюджета США. И здесь все средства порой хороши. К сожалению, новый министр обороны, как мне представляется, просто-напросто воспользовался достаточно дешевым трюком для того, чтобы представить конгрессменам какие-то дополнительные аргументы в пользу своего нового запроса на ассигнования. Так что высказывание крайне неудачное. Оно действительно привносит дополнительный раздражитель в наши отношения. Но с другой стороны я не стал бы преувеличивать значение этого высказывания. Я не имею никаких оснований полагать, что США Америки как-то серьезно готовятся к войне с Россией.
КОР.: Да, но еще совсем недавно они себе не позволяли таких высказываний. Мы так вообще никогда не употребляли такие термины. А тут вот такие заявления. И волей неволей приходится уже делать, наверное, корректировку какую то на наши отношения. Например, половина наших политологов на сегодняшний день откровенно уже говорят о том, что мы совсем не союзники и совсем уж точно не партнеры с ними, а чуть ли не потенциальные противники. Как вы считаете, у нас сейчас не началась, скажем, "Холодная война"?
К. КОСАЧЕВ : - Я искренне верю в то, что холодной войны между нами не начинается, потому что это кардинальным образом противоречило бы наших собственным национальным интересам и противоречило бы задаче решения глобальных проблем, с которыми мы можем справиться только вместе. Вот если внимательно читать известную речь Путина в Мюнхене, то там ведь не прозвучало тезиса, раз вы действуете в одностороннем порядке, мы тоже начинаем действовать в одностороннем порядке, вот это было бы действительно предвестником холодной войны.
КОР: Да, но президент при этом сказал, что мы, тем не менее, выбираем для себя путь постановки на вооружении ракет, которые пройдут спокойно вашу систему противоракетной обороны.
К. КОСАЧЕВ : - Президент Путин сказал несколько по-другому. Он сказал, что мы вынуждены, будем, рано или поздно, встать на этот путь, если вы не прекратите нас провоцировать, если вы не перестанете предпринимать шаги, которые либо представляют для нас прямую военную угрозу, либо просто не объясняются ни военной, ни человеческой логикой.
КОР.: Эту страну мы называем союзником и партнером?
К. КОСАЧЕВ : Мы говорим о том, что мы обречены на союзничество и партнерство. К сожалению США, в своей внешней политике совершают очень много ошибок. И размещение систем противоракетной обороны я не знаю, что на самом деле происходит. Я действительно не знаю, направлены ли эти системы против российского ядерного оружия, либо против того гипотетического ядерного оружия, которое может появиться у Ирана и Северной Кореи. Но совершенно точно, что в условиях отсутствия ясности мы всегда будем трактовать эту ситуацию не в пользу США.
КОР.: Вы говорите, нет ясности в отношении Ирана. На самом деле все ж предельно ясно. У Ирана нет ракет, которые могли бы долететь там дальше, чем южная часть Турции. Но при этом американцы разворачивают системы ПРО в Польше. И объясняют это тем, что эти системы ПРО должны оборонять союзников по НАТО и даже чуть ли не сами США от иранских ракет. Т.е. абсурдность ситуации налицо.
К. КОСАЧЕВ : То объяснение, которое мы постоянно получаем на уровне экспертных консультаций, а экспертные консультации ведутся, заключается в том, что раз Иран гипотетически может создать ядерное оружие и средства его доставки через пять или через десять лет, мы должны быть готовы вот к той перспективе. Может быть, это действительно так, может быть, нет. Но в любом случае либо Россия будет с самого начала включена в соответствующие проекты, будет понимать, что происходит, будет в режиме реального времени контролировать и нацеленность, и потенциальное использование соответствующих систем, либо мы будем выключены из этого процесса, как это происходит сейчас. И тогда мы будем, разумеется, предпринимать все необходимые меры, для того чтобы обезопасить себя от этой угрозы уже нашему ядерному потенциалу. А меры, слава Богу, у наших военных достаточно мер менее затратных, но не менее эффективных.
КОР.: Балуевский уже сделал соответствующее заявление, что мы должны выйти из этого Договора по ракетам малой и средней дальности. Главком РВСН его поддерживает. Практически все его поддерживают, и мы можем выйти из этого договора. Вот вам и гонка вооружений, вот она и "холодная война".
К. КОСАЧЕВ : Наши военные действуют в пределах отведенной им компетенции и говорят о технической возможности восстановления этого класса ракет в случае выхода России из договора. Но решение о выходе все-таки должны принимать не военные, а высшее руководство страны.
КОР: Начальник Генерального штаба, как вы думаете, может сделать какие-либо вот такие заявления, такого масштаба заявления, не имея предварительного согласия высшего руководства страны, политического.
К. КОСАЧЕВ : Разумеется, не может, во всяком случае, это полностью противоречило бы установившейся системе отношений, все-таки верховный главнокомандующий у нас президент страны, и мне трудно себе представить, чтобы начальник Генерального штаба делал какие-то заявления, не согласовав их с верховным главнокомандующим. Я просто хочу подчеркнуть, что решения пока не приняты, и эти решения будут приниматься только в случае того, если американские действия в Польше и Чехии не претерпят изменений, если они по-прежнему будут оставаться для нас необъясненными.
КОР: Те заявления Путина о том, что провоцируют нас сейчас к началу холодной войны, и так далее, и так далее, буквально на следующий день ряд американских сенаторов, тот же министр обороны США объяснили совершенно по-другому, они говорят, заявление Путина толкает нас к холодной войне. То есть все прокомментировали наоборот. Отсюда вывод, что, может быть, и не стоило им ничего этого говорить, потому что, ну как, они все остались при своем мнении все равно.
К. КОСАЧЕВ : Я не думаю, что речь Путина остается безответной, это особенно четко видно по европейской реакции на уровне, скажем так, не публичной дипломатии идут сигналы, что европейцы довольны тем, как выступил в Мюнхене Путин, он, в общем-то, сказал многое из того, что сами европейцы в адрес американцев просто-напросто думали, не решались озвучить. Я думаю, что это очень серьезный кризис в отношениях между США и их классическими европейскими союзниками в лице той же самой Германии, той же самой Франции, возможно, Великобритании.
КОР: Да, но противостояние на самом деле давнее между ними, но, тем не менее, американцы показывают регулярно, кто в доме хозяин и это их не останавливает.
К. КОСАЧЕВ : На самом деле, все не так прямолинейно и просто нынешняя ситуация вокруг Ирана. Я абсолютно уверен в том, что у американских военных, а может даже и политиков руки чешутся ударить по Ирану.
КОР: Но уже практически отсчет пошел времени, вот вчера по информационным лентам там уже шли даже сводки с перечнем объектов, которые подлежат уничтожению, даже число этих объектов называется.
К. КОСАЧЕВ : Я думаю, что эти сводки появляются не случайно, это элемент психологического давления.
КОР: А переброска авианосцев в Персидский залив.
К. КОСАЧЕВ : Американцам предельно важно сейчас продемонстрировать Ирану серьезность своих намерений, добиться от Ирана каких-то более серьезных уступок в обсуждении данного вопроса и здесь, как говорится, все средства хороши, но демонстрация военной силы и применение военной силы, это все-таки разные вещи.

3 Канал Главная Тема, Москва

24 Февраля 2007



Док. 279074
Опублик.: 27.02.07
Число обращений: 436

  • Косачев Константин Иосифович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``