В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша беда - имитация, а не работа Назад
Наша беда - имитация, а не работа
В последние дни на лентах информационных агентств немало сообщений о том, что значительно активизировалась работа по подготовке и принятию проекта Конституционного акта Союзного государства России и Беларуси За комментариями мы обратились к председателю Комиссии Парламентского собрания Союза России и Беларуси по законодательству и регламенту, заместителю председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Сергею Антуфьеву . Ну а поскольку Сергей Владимирович еще и депутат Госдумы по Смоленскому избирательному округу, то заодно мы поговорили с ним и о проблемах, касающихся нашей области Референдум не за горами
- Об активизации работы по объединению России и Беларуси мы слышим уже не впервые, но пока воз, как говорится, и ныне там...
- Я абсолютно ответственно могу заявить, что на сей раз намерения у членов рабочей группы по подготовке проекта Конституционного акта самые серьезные Более того, 20 октября в Москве на очередном заседании совместной белорусско-российской рабочей группы по подготовке проекта Конституционного акта было принято решение об одобрении в основном проекта Конституционного акта. Нам осталось лишь согласовать несколько моментов, связанных с механизмом проведения референдумов и выборов депутатов Союзного парламента. Эти согласования необходимы для того, чтобы мы могли увязать особенности национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в отношении проведения выборов в органы государственной власти Ведь выборы в Союзный парламент пройдут на территории Белоруссии и России по тому избирательному законодательству, которое действует на территории каждой из наших стран. Поэтому очень важно, чтобы мы максимально в одинаковых условиях провели эти выборы Именно такие чисто юридические согласования нам остались А затем, наверное, комиссия будет свою работу завершать, потому что принято решение: 15 ноября представить проект Конституционного акта членам Высшего государственного совета России и Белоруссии. В него входят президенты наших государств Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко, председатели верхних палат национальных парламентов - Сергей Михайлович Миронов и Геннадий Васильевич Новицкий, спикеры нижних палат национальных парламентов - Борис Вячеславович Грызлов и Владимир Николаевич Коноплев. Высший госсовет двух стран рассмотрит доработанный проект Конституционного акта. Если он его одобрит, то документ будет направлен в Парламентское собрание Союза Белоруссии и России. Оно, в свою очередь, после одобрения Конституционного акта направляет его президентам государств-учредителей Союзного государства, а президенты этот проект Конституционного акта направляют в национальные парламенты. После того как национальные парламенты одобряют текст Конституционного акта, в странах-учредителях Союзного государства одновременно проводится референдум, на котором граждане и дадут окончательный ответ, быть Союзному государству не на бумаге, а в реальности, или нет. Потому что после принятия Конституционного акта на референдуме будут назначены выборы в парламент Союзного государства.
- Процедура принятия Конституционного акта получается достаточно длительной. Сколько времени на нее потребуется?
- Когда мы говорим о процедуре принятия Конституционного акта, то все, действительно, обращают внимание на достаточно сложный механизм его принятия. Но ведь это основной документ нового, зарождающегося Союзного государства. И очень правильно, что он проходит такую многоступенчатую проверку и многоразовое голосование. Тем самым мы закладываем надежный механизм защиты этого документа от ошибок, от каких-то недоработок. Хотя процедура и кажется достаточно длительной, но если ее оценивать во временных рамках, то мы реально можем выйти уже в марте 2006 года на референдум по одобрению Конституционного акта, а в октябре 2006 года мы сможем провести выборы в Союзный парламент
- Некоторые аналитики пытаются увязать в единое целое процесс по созданию единого Союзного государства и президентские выборы в Республике Беларусь в 2006 году, а также выборы в Государственную Думу и Президента Российской Федерации, которые тоже уже не за горами...
- Я бы не увязывал эти политические события в единый комплекс Безусловно, и референдум, и выборы Союзного парламента будут проходить на фоне и президентских выборов в Белоруссии, и парламентских выборов в России Они, конечно, будут проецироваться на процесс союзного строительства Но я думаю, что мы должны выделить как самостоятельные политические события и референдум, и выборы в Союзный парламент
- Какой будет пропорциональность представительства в Союзном парламенте?
- В проекте Конституционного акта закреплена норма, которая записана в Договоре о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года Она гласит, что Союзный парламент будет состоять из двух палат Верхняя палата, Палата Союза будет состоять из 72 депутатов по 36 человек от государств-учредителей Они будут делегированы палатами Федерального собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь А нижняя палата, Палата представителей, будет избираться гражданами России и Белоруссии по одномандатным округам Она будет состоять из 103 депутатов 75 будут представлять Россию и 28 -Беларусь То есть если верхняя палата - Палата Союза - она как бы будет сохранять паритет т о нижняя - Палата Представителей будет количественно формироваться в зависимости от числа избирателей Вот почему соотношение депутатов в ней предполагается 75 на 28
- Но ведь в России сегодня 88 субъектов Федерации, а не 75. Сможет ли, например, Смолен екая область делегировать своего представителя в Союзный парламент?
- Безусловно, все субъекты Федерации будут поделены на округа с примерно равной численностью избирателей Смоленская область имеет достаточно высокий показатель по числу избирателей - почти 850 тысяч. Поэтому я думаю что она имеет все шансы быть центром одного из округов по выборам в Союзный парламент Конечно, нам добавят немножко избирателей то ли от Брянской то ли от Калужской областей но все-таки смоляне смогут избрать своего представителя При нарезке округов я уверен обязательно учтут и тот факт что наша область имеет самую протяженную границу с Республикой Беларусь и наши традиционные связи с белорусами Нельзя забывать, что Смоленская область занимает 4 е место в Российской Федерации после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области по объему внешнеторгового оборота с областями Республики Беларусь
- До сих пор все благие намерения по объединению наших двух стран упирались в проблему введения единой валюты. Не получится ли так и на сей раз?
- Но ведь есть же пример Евросоюза! Он существует уже несколько десятков лет, но на единую валюту Европа перешла буквально три года назад Я отношусь к тем политикам, которые считают, что единая валюта - это важное, но необязательное условие для движения вперед по объединению Думаю, что единая валюта, конечно появится Но на сегодня она не является непременным условием для дальнейшего строительства Союзного государства, для формирования единых союзных органов, законодательной базы и так далее Эта проблема не должна быть препятствием для дальнейшего союзного строительства Стоп-кран на марше?
- Позвольте несколько вопросов по чисто российским делам. Сегодня много споров вокруг реформы местного самоуправления. Вроде бы приняли закон, начали реформу. И вдруг Госдума, образно говоря, включает стоп кран и принимает новый закон, дающий регионам право отложить начало реформы до 1 января 2009 года. Какова ваша позиция?
- Я отношу себя к категорическим противникам реформы местного самоуправления Не раз публично заявлял об этом Местное самоуправление введено у нас с 1991 года, но уже пятый федеральный закон его реформирует. Согласитесь, что это многовато для такого важного уровня управления, где решаются самые животрепещущие вопросы жизни людей. Поэтому я как альтернативу предлагал тогда еще руководителю группы разработчиков Федерального закона 131 Дмитрию Николаевичу Козаку, чтобы мы не затевали очередную реформу, а вернулись бы к федеральному закону о финансовых основах местного самоуправления Мы его в свое время приняли, но не доработали И сегодня любой глава муниципального образования вам скажет что главное, из-за чего буксовало местное самоуправление работало не так эффективно, как хотелось бы, - это неотстроенная система межбюджетных отношений между уровнями власти федеральным, региональным и местным уровнем Мне кажется что местное самоуправление смогло бы работать гораздо эффективнее, если б мы приняли обновленный закон о финансовых основах его деятельности А так уже сам факт, что за несколько месяцев до вступления в силу Федерального закона 131 мы вынуждены были принять новый закон, который позволяет субъектам Федерации перенести срок вступления в силу реформы местного самоуправления на три года, говорит о том, что большая часть наших политиков и депутатов все-таки признала, что 131-й закон получился чересчур сложным Возможно он даже опередил свое время
- Но ряд регионов, например Смоленская область, уже начал реформу. Депутаты задумывались, откладывая ее в долгий ящик, в какой ситуации теперь окажутся эти регионы?
- Я считаю, что очень правильно поступил губернатор Смоленской области Виктор Николаевич Маслов, когда принял решение, что останавливаться на марше нельзя 4 сентября в области проведены муниципальные выборы, сформированы новые муниципальные органы управления, избраны главы представительных органов власти В значительной степени на Смоленщине уже выстроены и новые межбюджетные отношения Все это кропотливая, сложная работа Так что когда люди уже готовы работать в новых условиях, очень верное решение, что нужно продолжать движение в этом направлении Останавливаться на марше нельзя Если мы будем в этой ситуации делать резкие остановки, резкие повороты, зигзаги мы можем вообще дискредитировать саму идею местного самоуправления Вся беда и слабость местной власти в современной России в так называемых нефинансируемых мандатах, то есть полномочиях, не подкрепленных бюджетными средствами Но коль скоро закон уже вступил в силу и в области проведена такая огромная подготовительная работа, то отступать нельзя Конечно, будут сложности, проблемы, которыми придется переболеть Но зато к 1 января 2009 года, когда пройдет отложенный срок вступления в Действие Федерального закона 131, в области уже будет отработана система взаимоотношений бюджетов разных уровней внутри административно-территориальных единиц выстроятся отвечающие требованиям нового законодательства взаимоотношения Я имею в виду прежде всего взаимоотношения между районными органами власти и городскими И область сможет спокойно работать в хорошем деловом режиме с первого же дня вступления в действие нового закона, то есть с 1 января 2009 года без чрезвычайной спешки Важно помнить, что, отложив вступление в действие закона 131 на три года, мы отложили проблему в сторону, но она никуда не исчезла И самое печальное, что закон, который позволяет отсрочить вступление в силу 131-го закона, не добавляет новых механизмов решения тех проблем, которые к сегодняшнему дню накопились во взаимоотношениях между муниципальными образованиями одного уровня, между муниципальными образованиями и субъектом Федерации Все эти проблемы не будут решены с помощью отсрочки Они будут решаться в ходе практических действий Так что я думаю, что те субъекты, которые не воспользовались этой отсрочкой, поступают абсолютно правильно
- Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил оказывать дополнительную финансовую поддержку тем регионам, которые начнут реформу местного самоуправления с 1 января 2006 года. Это реально?
- Идея поддержать субъекты Федерации, муниципальные бюджеты на марше проведения реформы обсуждалась в Государственной Думе, во фракции "Единой России", в которой я работаю, еще на этапе, когда мы определяли параметры федерального бюджета на 2006 год И я могу уже вам сказать, что в бюджете 2006 года предусмотрено 36 миллиардов рублей как раз на решение тех проблем, которые, возможно, возникнут в связи с реализацией реформы местного самоуправления То есть то, о чем недавно сказал спикер верхней палаты, мы уже предусмотрели и учли
- Следовательно, можно надеяться, что если у Смоленской области в ходе реализации реформы возникнут какие-то проблемы, то из этих 36 миллиардов она сможет получить реальную финансовую помощь и поддержку федерального центра?
- Безусловно, это абсолютно реально Главы некоторых районов области сегодня явно не в восторге от начинающейся реформы, а кое-кто даже пытается противодействовать ее проведению. Что бы вы им сказали?
- Я считаю, что рецепт здесь один - терпение и взаимное уважение Психологически конечно сложно перестроиться главам, которые много лет работали в одном формате полномочий органов местного самоуправления Раньше каждый из них был фактически единственным хозяином на всей территории своего муниципального образования И вдруг появились на его территории какие-то "анклавы", которые в такой же мере что и он, уполномочены решать вопросы местного значения Здесь требуются немалая мудрость, терпение И еще один очень ответственный момент взаимное делегирование полномочий Потому что, сколько бы мы с вами муниципальных образований на территории области ни нарезали проблемы местного значения все остаются. Так что очень важно разобраться, какие вопросы по плечу сельскому поселению, а какие вопросы будут решаться на районном уровне За счет разумного взаимного делегирования полномочий, распределения, кто за что отвечает, очень многих проблем удастся избежать И здесь, я считаю, большая ответственность на наших опытных главах районных администраций, которые, еще раз повторюсь, должны проявить мудрость и терпение Не изобретать велосипед
- Недавно Полпред Президента в Южном федеральном округе Д.Н. Козак озвучил идею оценки работы губернаторов по 40 параметрам. Вы согласны с его идеей?
- Дмитрий Николаевич Козак - очень активный политик, он на любом участке, который ему доверяют, всегда отличается нестандартным мышлением, самостоятельным видением решений той или иной проблемы Но в данной ситуации я абсолютно не разделяю его точку зрения Россия - уникальное государство, федеративное, многонациональное С очень разными субъектами как по численности населения, национальному составу, природно-климатическим условиям, так и по экономическому потенциалу Попытка создать единую унифицированную систему оценок эффективности управления тем или иным субъектом Федерации, я думаю, может привести к негативным последствиям абсолютно никому ненужного и даже вредного соперничества губернаторов не за реальное положение дел в регионе, а за получение красивых цифр Мы уже имели печальный опыт в системе МВД, когда УВД субъектов РФ получали оценку, исходя из чисто статистических показателей И это просто подталкивало милицию к манипуляциям с цифрами, а не к улучшению конкретного содержания правоохранительной работы Я думаю, что предложение Д. Н. Козака не очень удачное Наверное, мы все-таки должны по-иному оценивать эффективность работы губернаторов И здесь не надо, извините, изобретать велосипед Есть очень четкая позиция Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина Он сказал, что главным критерием оценки работы всех уровней власти должно являться качество жизни людей Критерии, входящие в это понятие, и должны быть основными при оценке работы абсолютно всех уровней власти, а не только губернаторов И не надо придумывать каких-то 40 показателей ЖКХ - не Куршавель...
- Для многих россиян с 1 марта будущего года появится еще одна головная боль реформа ЖКХ. По-моему, она еще более непродуманная, чем реформа местного самоуправления. Может быть, депутатам Госдумы стоило бы тоже отложить ее на какой-то срок?
- Ваш вопрос ассоциируется у меня с недавним сюжетом по ОРТ из Калининградской области, где в одном из городов ввели 100-процентную оплату за жилищно-коммунальные услуги, но в результате там ничего не улучшилась Если реформа пойдет по этому пути, то нас ждут серьезные потрясения, еще большие, чем были при внедрении 122-го закона о монетизации льгот Я сторонник того, чтобы реформа ЖКХ и повышение оплаты за ту или иную коммунальную услугу шли параллельно с повышением качества этих услуг Мы уже дважды в Госдуме встречались с министром регионального развития Владимиром Анатольевичем Яковлевым, и я должен вам сказать, что, когда он у нас выступал на заседании фракции "Единой России", получил очень низкую оценку готовности министерства и ведомств, которые ему подчиняются Сегодня, кроме продекларированных этапов реформы ЖКХ, продекларированных новых условий хозяйствования в этой сфере, красивых слов о конкуренции, к сожалению, пока ничего больше нет Одна лишь теория И как бы не получилось по народной поговорке гладко было на бумаге, но забыли про овраги Честно говоря, ощущения готовности к реформе ЖКХ как на федеральном, так и на региональном уровнях нет
- И что в этой ситуации намерена предпринять Государственная Дума?
- Понимая всю сложность ситуации, мы зарезервировали в бюджете страны на 2006 год дополнительные 27 миллиардов рублей на исправление тех или иных просчетов, которые, очевидно, появятся в ходе реализации жилищно-коммунальной реформы
- Словом, получается, что вместо продуманных реформ готовим очередную "пожарную команду"...
- Понимаю подтекст вашей реплики Но, к сожалению, здесь дело, на мой взгляд, вовсе не в реформах Многие наши беды упираются в недостаточно высокий профессиональный уровень чиновников на этапе исполнения законов, которые принимаются. Из за этого страдают люди К сожалению, мы обычно ругаем законы, а не тех, кто портит их на этапе исполнения И как не вспомнить здесь судьбу 122-го закона о монетизации льгот Это же нонсенс когда закон вступил в силу с 1 января, министры, отвечающие за социальный блок, в это время отдыхали в Куршавеле. Вот о чем надо задуматься Я опасаюсь повторения Куршавеля с реформой ЖКХ
- С вами трудно не согласиться. И все-таки, может быть, в такой сложной стране, как Россия, нельзя параллельно сразу начинать десятки реформ? А то ведь хватаемся за одно, другое, третье, но ничего толком до конца не доводим...
- С одной стороны, реформы в нашей стране давно назрели Стыдно осознавать, что Россия, причисляющая себя к восьмерке самых развитых стран, по продолжительности жизни ее граждан занимает 134-е место в мире, по смертности - одно из первых мест в Европе Эти несуразные позиции страны в рейтингах качества жизни во многом и подталкивают власть к проведению реформ Они - объективная необходимость Проблема в другом как отделить имитацию работы от действительно профессиональной работы Ведь там, где должна быть высокопрофессиональная работа всех уровней власти, у нас очень часто происходит всего лишь имитация деятельности Вот. В чем беда нашей страны Если мы сумеем сделать акцент на высокопрофессиональной работе на всех уровнях власти, тогда реформа будет работать и принесет в конечном итоге свои положительные результаты И еще одно очень важное обстоятельство Сегодня в России исключительно благоприятный бюджетный климат Высокие цены на нефть, газ позволяют нам резервировать средства для того, чтобы проводить реформы и подстраховывать органы власти при их проведении Мы должны эти реформы делать, потому что россияне заслуживают лучших условий жизни Но наша беда, что мы пока не научились реформы проводить продуманно, взвесив все за и против Почему, например, мы имея очень разные субъекты Федерации, не используем нормальную мировую практику проведения пилотных проектов, когда основные идеи той или иной реформы предварительно апробируются на трех-пяти регионах и только потом с учетом доработок внедряются уже на всю страну? К сожалению, эта практика у нас не получила распространения, хотя несколько лет назад мы пытались ее внедрить Тогда напомню, это касалось механизма налогообложения объектов недвижимости. Было принято решение сделать "пилотными" Новгородскую, Нижегородскую и Новосибирскую области Вроде бы начали Но затем сменилось правительство, и идея заглохла Так что перед такой сложной ре формой, как реформа ЖКХ очень даже стоило бы сначала апробировать ее основные параметры на нескольких регионах Но, к сожалению, это уже просто пожелание, так как до 1 марта 2006 года времени на такой эксперимент практически не осталось

Игорь КРАСНОВСКИЙ


СМИ: Смоленская Газета, Смоленск
3 Ноября 2005



Док. 278837
Опублик.: 26.02.07
Число обращений: 419

  • Антуфьев Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``