В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
`Китайский` синдром Назад
`Китайский` синдром
В последнее время очень много разговоров по поводу "ползучей" колонизации российского Дальнего Востока китайцами. Мол, еще немного - и мы потеряем Дальний Восток.
К реальным проблемам Дальнего Востока это мифотворчество никакого отношения не имеет. А проблемы эти прежде всего экономического свойства.
Присоединение территорий Приамурья и Приморья к Российской империи произошло в середине XIX века. Миграционный приток в зону нового освоения стимулировался переселенческой политикой государства. Правительство бесплатно раздавало большие земельные участки, освобождало переселенцев от подушной подати и на 10 лет - от рекрутской повинности. С 1861 по 1900 г. в Приморье переселились 70 тысяч человек, из них 86% крестьян и 11% казаков. Среди переселенцев преобладали крестьяне русских черноземных губерний и Восточной Украины.
В Приморье переселялись не только жители Российской империи. Во Владивостоке в 1890 г. 30% населения составляли китайцы и корейцы. Китайские иммигранты приходили в Приморье в основном на сезонные заработки. Доля китайцев достигала 5-10% местного населения, а в целом корейцы и китайцы составляли почти четверть населения Приморья. Труд мигрантов использовался в сельском хозяйстве, горнодобывающей и других отраслях экономики.
В конце 20-х годов граница была закрыта и начался более интенсивный период внутренней миграции.
К концу ХХ века численность населения Приморского края выросла по сравнению с 1926 г. примерно в 5 раз. Приморский край стал самым крупным по численности населения регионом Дальнего Востока (2,0 млн чел. в 2005 г.). При этом население Приморского края за 1991-2004 гг. сократилась на 12%, как и соседнего Хабаровского за счет миграционного оттока.
Но уже в 2003-2005 гг. в целом по Приморскому краю, по данным Независимого института социальной политики, естественная убыль составила 5,1-5,6 человек на 1000 населения, а отрицательное сальдо миграций было в два раза меньше (2,6-2,2 на 1000 населения), т.е. сокращение численности населения на 2/3 определялось уже естественной убылью.
А Хабаровский край и Еврейская автономная область с 2003 г. уже практически не теряют население из-за миграций.
А теперь по поводу китайской миграции. Обычно спекулируют на сравнении плотности населения в ближайших китайских провинциях (130 чел./кв. км) и в Приморском крае (12 чел./кв. км).
По данным переписи 2002 г. в Приморском крае постоянно проживало 3,8 тыс. китайцев. Специалисты же оценивают постоянное присутствие китайцев в 30-40 тыс. чел. на 2 млн. жителей. Началось все с введения безвизового обмена с Китаем в 1992 г. Это вызвало приток китайских мигрантов, в основном мелких торговцев, а также строительных и сельскохозяйственных рабочих.
При этом эксперты полагают, что без привлечения рабочих рук Приморский край не обойдется, если он будет динамично развиваться.
Но до динамичного развития еще далеко. По душевому ВРП Приморский край почти наполовину (53%) отстает от среднероссийского и ниже на четверть, чем в Хабаровском крае. Вот эта бедность и является главной опасностью.
Приморье имеет самый высокий уровень бедности на Дальнем Востоке наряду с более аграрными Амурской областью и Еврейской АО. Показатели Хабаровского края весь переходный период были существенно лучше, это связано и с более высоким северным коэффициентом, и с меньшей долей теневой экономики, и с более стабильным положением промышленных предприятий.
Очень слабо используется географическое преимущество - приморское положение на путях экспортных потоков. По объему внешнеторгового оборота на душу населения Приморье более чем на треть уступает среднероссийским показателям. Не говоря уже о Ленинградской области и Краснодарском крае.
Это объясняется общая ориентация российского экспорта на Европу (более 60%), отсутствием до сих пор трубопровода как наиболее выгодного способа доставки нефти к портам, менее развитой инфраструктурой, более дорогой рабочей силой.
Сельскохозяйственное производство депрессивно. При этом в сельской местности живет четверть населения края. Посевные площади ежегодно сокращаются, урожайность зерновых - как в Нечерноземье (11 центнеров с гектара в 2005 г.), несмотря на более благоприятный климат. Поголовье крупного рогатого скота только за 2005 г. сократилось на 10%, свиней - почти на четверть по сравнению с предыдущим годом. Доля хозяйств населения в производстве продукции значительно выше средней по стране (63 и 52% соответственно), коллективные предприятия неконкурентоспособны. Уровень безработицы на селе вдвое выше средней по краю.
Промышленность края дает менее четверти ВРП (23,1% в 2004 г.), на треть меньше среднероссийской доли (31,2%).
В Приморском крае к концу советского периода сформировались три типа отраслей промышленности: сырьевые отрасли (ведущая - рыбная, а также лесная, добыча руд цветных металлов и угля); машиностроение с большой долей предприятий ВПК; обрабатывающие производства, обслуживающие собственные нужды региона.
Особый разговор - о промышленности по добыче и переработке морепродуктов. И роли Китая в этом. Китай, почти не имеющий своей сырьевой базы, стал лидером среди экспортеров переработанной рыбы и формирует цену на европейском рынке. Добавленная стоимость, которую получает Китай от экспорта в Европу филе минтая, не занимаясь ловлей, достигает 100-150%. Доля европейского рыбного рынка -70%.
Китайцы скупают российское сырье везде, где могут - в море, на аукционах.
В южнокорейском Пусане за последние годы вырос огромный современный порт. Корейцы не пожалели средств, чтобы привлечь наших рыбаков: построили гостиницы, создали прекрасные условия для ремонта рыболовецких судов, покупок и отдыха.
Из 3,5 млн тонн рыбы, выловленных в России официально в 2006 году, примерно половина попала за рубеж. Браконьерское же сырье вывозится полностью (краб, минтай, лососевые, треска, осетровые). Объем браконьерского вылова сопоставим с официальным.
Сегодняшний рынок конечного потребления требует продукта глубокой переработки. Наши предприятия в основном ориентируются на "рыбу б/г". В 2005 г. в России из добытого 1 млн т минтая произведено только 40 тыс. т филе, около 100 тыс. т "минтая б/г" для внутреннего рынка, а остальное экспортировано в виде сырья.
Россия, вылавливая 35% мировой добычи трески, 32% минтая, 20% сельди, 12%, лососевых, 7% скумбрии, практически не присутствует на мировом рынке конечных продуктов глубокой переработки, и быстро сдает свои позиции на внутреннем рынке.
Много шума по поводу браконьерства. Проблема есть. Но она носит не фискальный, а экономический смысл. До тех пор, пока рыбакам выгодно иметь дело с перекупщиками в открытом море, рискуя подчас жизнями, свободой, добиться ничего не удастся. Никаких пограничников не хватит. Да и они не против подчас подзаработать.
Однако, как ни странно, начинает действовать "невидимая рука рынка". Рыбаки поделились на добросовестных и недобросовестных. Первые, как правило, крупные рыболовецкие компании, покупают лимиты, платят налоги. Вторые, соответственно, нет. И добросовестные рыбаки, которым браконьеры сбивают рынок, начинают патрулировать районы промысла и ходить в совместные рейды с силовыми органами. Когда у людей появляется стабильная работа и зарплата, у них нет стимула к браконьерству.
Специалисты предлагают ввести обязательное декларирование российского сырья в портах РФ. Вылов выгружается в порту на холодильник, считается и проверяется, а после отправляется покупателю. Это позволит юридическим путем бороться со странами, принимающими браконьерскую продукцию.
Но сейчас, чтобы оформить в российском порту судно, нужно пройти более десятка инспекций, причем процедуры оформления и проверок очень громоздкие. С ветеринарным, пограничным, таможенным контролем и портовыми службами, проверяющими техническое состояние судна. Да еще в портах создаются свои проверяющие структуры. На все это нужно немало времени и еще больше денег.
В итоге заход в иностранный порт для российских рыбаков становится привлекательней. Судно с рыбой там обслуживают в течение шести часов - от подхода к причальной стенке и до выгрузки. И рыбакам проще отвезти сырье туда или перегрузить прямо в море, получить наличные, рассчитаться с экипажем и не платить никаких налогов.
В большинстве наших портов оборудование обветшало, причальные стенки разрушены, холодильники непригодны. В дальневосточные порты сегодня приходит только 200-300 тысяч т рыбы в год против 1 600 тысяч, поступавших в девяностые годы. То есть рыба портам стала неинтересна.
Есть вопросы с квотированием вылова рыбы. У нас их выдают на несколько лет. Во многих странах квоты выделяются на пятьдесят лет, в Новой Зеландии они и вовсе закреплены пожизненно. Соответственно, тамошним рыбодобывающим компаниям есть прямой резон вкладываться во флот и развиваться. А наши, при полной неопределенности, особого смысла в развитии не видят.
Рыбаки просят таможенных льгот и отмены уплаты НДС на ввоз из-за рубежа комплектующих и оборудования, которые не производятся в России; внешнего лизинга под правительственные гарантии при строительстве судов на иностранных верфях. Частичной компенсации затрат рыбодобывающих предприятий на приобретение топлива.
Словом, чтобы изменить ситуация в добыче и переработке морепродуктов, нужны большие усилия, а самое главное - желание.
Возвращаясь к "китайскому" синдрому. Современные рыбоперерабатывающие фабрики Китай десятками и сотнями строит на своей территории. И фактически стал хозяином принадлежащих России морских ресурсов.
В России таких фабрик пока единицы. В Приморском крае это рыбокомбинат ТУРНИФ, Находкинская БАМР и Преображенская БТФ. Есть отдельные фабрики в Мурманской области, на Камчатке, в Московской области.
Для защиты рыбоперерабатывающей отрасли рыбаки просят ввести пониженные ставки вывозных таможенных пошлин на рыбную продукцию высокой степени переработки и повышенные ставки на вывоз необработанного сырья.
В Приморье, Хабаровском крае, вообще на Дальнем Востоке существует острая потребность в прямых государственных инвестициях, способных переломить экономическую ситуацию в промышленности, на транспорте, сельском хозяйстве. И эти прямые инвестиции смогут привлечь и частный капитал. В том числе и иностранный.
Собственно, тогда исчезнет и "китайский" синдром у нашей политической элиты.


Владимир Спасибо
26.02.2007
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 278793
Перв. публик.: 26.02.07
Последн. ред.: 27.10.10
Число обращений: 1401

  • Спасибо Владимир Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``