В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Женеве завершилась первая сессия Совета ООН по правам человека Назад
В Женеве завершилась первая сессия Совета ООН по правам человека
30 июня в Женеве завершилась первая сессия Совета ООН по правам человека. Россия выступает за укрепление международного режима защиты прав человека. Поделиться концептуальными взглядами в этой области мы попросили заместителя министра иностранных дел России А.В.Яковенко.

Александр Владимирович, в последнее время все чаще можно слышать рассуждения о том, что при оценке правозащитной ситуации в тех или иных странах следует применять дифференцированный подход, учитывать различия между государствами в области истории, культуры, традиций, базовых социально-экономических предпосылок. При этом нередко ставится под сомнение наличие неких единых правозащитных ценностей и одновременно делается упор на необходимости развития диалога между различными культурами и цивилизациями. Как бы Вы прокомментировали эти дискуссии?

При анализе роли прав человека в современном мире неизбежно возникает вопрос об их влиянии как на отношения внутри общества, так и на взаимодействие между народами и государствами. Вопросы защиты прав человека обсуждаются на различных международных семинарах, совещаниях, конференциях, эта тематика прочно закрепилась в повестке дня и встреч на высшем уровне. Иногда дискуссии оказываются достаточно плодотворными, и участникам удается прийти к общему пониманию обсуждаемых вопросов; в ряде случаев итоги закрепляются документально. Однако не секрет, что нередко переговоры по тематике поощрения и защиты прав человека не приводят к конкретному результату и провоцируют дополнительную напряженность и взаимное недоверие между участниками.
В Уставе ООН укрепление международного сотрудничества в области прав человека и социального развития закреплено в качестве одной из главных целей Организации. Одновременно этот важнейший международно-правовой акт признает необходимым учитывать существующие межцивилизационные различия. Как представляется, в данном случае основатели ООН имели в виду именно различия между культурами и традициями.
REGNUM
Президент Эстонии: Советские войска - шайка бандитов
"Молдавии следует инициировать распад Украины"

Вполне естественно, что вопрос культурного разнообразия стал постоянной темой для обсуждения на всех международных форумах по правам человека. Соответствующие положения нашли свое отражение в итоговых документах таких международных форумов, как Всемирная конференция по правам человека 1993 года и Третья международная конференция по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости 2001 года.

Каждая нация, каждое общество имеют свою собственную историю и культуру, свои собственные взгляды и подходы к проблемам развития. Вместе с тем, существуют и универсальные ценности и стандарты, в том числе и в сфере прав человека. Так, пытки, рабство, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение являются неприемлемыми в любом обществе. Поэтому государства были единодушны в осуждении этих явлений, в том числе и путем принятия юридически обязательных документов.

Толерантность и плюрализм, на которые так часто ссылаются участники сегодняшних переговоров по правам человека, предполагают, что по определенным вопросам подходы и точки зрения разных государств могут отличаться. Примером тому может служить важная резолюция по данной теме, которая ежегодно принималась на сессиях бывшей Комиссии ООН по правам человека и Генеральной Ассамблеи ООН. И здесь мы опять подходим к вопросу исторического наследия народов и обществ. Без понимания и принятия межцивилизационных различий совершенно невозможно прийти к единому мнению по решению многих жизненно важных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом.

Различия существуют не только между нациями и народами, но и на региональном уровне. Игнорирование региональных различий может оказаться контрпродуктивным. Особенно ярко это видно при попытке механически перенести даже самую "прогрессивную" модель в условия, к которым она не приспособлена или вообще не применима. В контексте нашего разговора сразу приходит на ум пример развития региональных систем поощрения и защиты прав человека. Модель Совета Европы - одна из самых эффективных в плане установления правозащитных стандартов и соблюдения прав человека на международном уровне. Однако попытка без изменений перенести богатый опыт Совета Европы в американский регион была неудачной. В Африке в этом смысле ситуация несколько другая: с учетом американского опыта ей удалось создать свою собственную систему, основанную именно на широком понимании культурного и исторического разнообразия, существующего в регионе. Кроме того, страны Африки впервые закрепили в юридически обязательном документе - Африканской Хартии прав человека и народов - концепцию коллективных прав, прав народов, а также подход, предполагающий ответственность личности и населения перед государством и обществом. Еще одно отличие: африканцы более трезво подошли к вопросу создания контрольных механизмов в рамках собственной региональной системы, т.е. учли фактор ограниченных финансовых ресурсов. И именно поэтому африканская система, на мой взгляд, имеет все возможности развиваться как комплексная региональная система поощрения и защиты прав человека.

Не будет ошибкой сказать, что межгосударственное взаимодействие в области прав человека - одна из наиболее конфронтационных и сложных сфер международных отношений. Каков же выход из этой ситуации?

Важный фактор, который нужно принять во внимание в этом контексте, - необходимость поддерживать честный, открытый и основанный на принципах равенства и взаимоуважения диалог по вопросам прав человека. Цель такого диалога - попытаться понять друг друга и выработать совместный подход к конкретным проблемам. Только тогда возможно достижение консенсуса и разрешение даже самых сложных противоречий. Не секрет, что правозащитная сфера крайне политизирована. Права человека нередко используются отдельными государствами в качестве политического инструмента влияния и, в ряде случаев, давления на других членов международного сообщества. В такой ситуации диалог подменяется попытками одной стороны навязать другой свою точку зрения. Равенство же в диалоге означает, что каждая сторона имеет возможность высказаться по существу обсуждаемого вопроса. Уважение означает, что при этом должна учитываться точка зрения собеседника. Из этого также следует, что участники диалога должны признавать и понимать, что точка зрения собеседника может отличаться от его собственной уже потому, что он представляет другое общество.

К сожалению, часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда конкретная группа стран пытается навязать остальному мировому сообществу свое собственное видение, модель решения существующих проблем. И здесь мы опять сталкиваемся с попытками подмены диалога давлением, а иногда - диктатом. В результате складывается противоречивая ситуация, при которой одна сторона обвиняет другую в недемократичности и диктатуре, заявляя, что только полное соблюдение прав человека и основных свобод может устранить причины всех других проблем, а сама при этом на международном уровне ведет себя по существу недемократично и по-диктаторски. Следовательно, обсуждая вопросы прав человека с другими участниками международных отношений, государство должно вести себя соответствующим образом, иначе его позиция как защитника демократии будет обоснованно подвергнута сомнению. Не случайно бывшая КПЧ на протяжении ряда лет активно обсуждала вопрос о праве на демократический и справедливый мировой порядок.

Как бы Вы прокомментировали практику принятия органами ООН по правам человека обвинительных резолюций в отношении отдельных государств?

Практика принятия обвинительных и критических резолюций по так называемому "правочеловеческому досье" отдельных государств часто имела место на ежегодных сессиях Комиссии ООН по правам человека. Это было, на мой взгляд, одной из причин кризиса, с которым столкнулся этот орган ООН, что, в конечном счете, привело к решению заменить КПЧ на Совет ООН по правам человека.
К сожалению, в последние годы Комиссия стала ареной жарких политических дебатов, зачастую голословных и необоснованных взаимных обвинений. Приходится признать, что государства-члены КПЧ время от времени забывали, что целью и задачей этого важнейшего органа, созданного ЭКОСОС в конце 40-х годов прошлого столетия, являлось поощрение диалога во имя прогресса в решении различных социальных и гуманитарных проблем, стоявших перед международным сообществом. Год за годом Комиссия тратила драгоценное время на обсуждение политических вопросов вместо того, чтобы в конструктивном ключе искать пути решения таких сложных проблем, как негативное влияние глобализации, поощрение экономических, социальных и культурных прав, искоренение расизма и расовой дискриминации, защита прав меньшинств.

Нет никаких сомнений в исключительной важности гражданских и политических прав. Никто не ставит под сомнение основные положения Венской декларации и Программы действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, согласно которым все права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и равнозначны. Именно поэтому экономическим, социальным и культурным правам, а также праву на развитие необходимо уделять больше внимания, поскольку их слишком долго игнорировали или делали вид, что они как таковые правами человека вообще не являются.

В мире нет ни одной страны, в которой положение в области прав человека было бы идеальным. В каждом государстве имеются свои собственные проблемы. Сомнения вызывает утверждение о том, что единственным способом урегулирования правозащитных проблем является их выпячивание и нередко раздувание путем принятия обвинительных и критических по своему содержанию резолюций. Единственное верное решение в данной ситуации - развитие диалога, основанного на равенстве и уважении многообразия различных подходов. Навязывание своей точки зрения неизбежно ведет к недоверию, разочарованию и дискредитации самого понятия прав человека и основных свобод. Права человека не должны использоваться в политических целях, а должны служить объединяющим фактором в международных отношениях, способствующим сближению наций и обществ. Достигнуть этого можно лишь при наличии решимости понять мнение и позицию собеседника, что зачастую означает признание различий и многообразия.

Какова роль межгосударственного сотрудничества в деле защиты прав человека и что, на Ваш взгляд, является препятствием к его эффективному осуществлению?

Современные международные отношения свидетельствуют о том, что проблемы межгосударственного сотрудничества в области поощрения и защиты прав человека и основных свобод, равно как и связанный с ним аспект международного контроля в правозащитной сфере, являются крайне сложными и противоречивыми. Едва ли существует столь же политизированная тема в повестке дня ООН, как вопрос защиты прав человека. Для того, чтобы понять значимость этого утверждения, достаточно взглянуть на деятельность бывшей Комиссии ООН по правам человека.

Ежегодно Комиссия принимала более ста резолюций и решений по широкому кругу вопросов, причем число документов росло год от года. Большинство затронутых проблем вряд ли можно охарактеризовать как исключительно правозащитные. Можно привести несколько примеров: перевозка и захоронение токсичных отходов, разоружение, доступ к легкому стрелковому оружию, международная торговля и т.д. Подобные попытки ряда государств, а порой и неправительственных организаций "объять необъятное" и заставить Комиссию расширить свою компетенцию и выйти за рамки мандата нередко способствовали снижению авторитета этого органа, не говоря уже о потери им эффективности.

Кроме того, представление на рассмотрение КПЧ проектов резолюций и решений по заведомо конфронтационным вопросам неизбежно приводило к политизации дискуссии и росту недоверия среди государств. Таким образом, складывалась парадоксальная и неприемлемая ситуация, при которой обсуждение вопросов защиты и поощрения прав человека способствовало не объединению государств, а, скорее, их разобщению, т.е. на практике противоречило целям и задачам ООН, которые, как уже упоминалось, закреплены в Уставе ООН. Кроме того, это шло вразрез с мандатом и ролью самой КПЧ.

Как бы Вы в целом охарактеризовали современное состояние международного сотрудничества в области прав человека?

При анализе нынешнего состояния международного сотрудничества в области прав человека необходимо сделать несколько замечаний общего характера.

Уровень межгосударственного сотрудничества в области прав человека и его эффективность в отдельных аспектах имеют определенные особенности. Так, некоторые проблемы всегда считались более деликатными и чувствительными, чем другие. По этим вопросам государствам всегда было намного сложнее скоординировать свои действия, не говоря уже о достижении согласия по контролю в этой сфере, чем по другим.

Принимая во внимание тот факт, что нормативную основу международного права в области прав человека можно считать более или менее сформировавшейся, основное внимание в межгосударственном сотрудничестве с учетом того, что этот процесс уже идет полным ходом, может быть постепенно перенесено в область выполнения государствами своих правозащитных обязательств. В этой связи следует ожидать повышения важности контрольной составляющей в функционировании основных международных систем и договоров по защите прав человека. В частности, не следует исключать активизацию разработки новых соглашений, основной целью которых будет создание дополнительных контрольных органов или расширение функций уже действующих контрольных механизмов.

Как показывает международная практика, одной из основных функций международного контроля в области прав человека является формирование общего понимания, выработка критериев и стандартов в области прав человека. Другими словами, контрольные органы и механизмы определяют цели, к которым государства должны стремиться при осуществлении своей национальной политики в области прав человека. Следует отметить, что в реальности вряд ли возможно гарантировать, что все государства будут одинаково обеспечивать защиту прав человека, даже в рамках одного отдельно взятого международного правозащитного договора. Причиной этого являются, например, различия в социальном и экономическом развитии, религиозные и национальные традиции.

Насколько, по Вашему мнению, верно утверждение о том, что осуществление международного контроля в области прав человека неизбежно сопровождается нарушением принципа невмешательства во внутренние дела государства?

Нет сомнения в том, что вышеупомянутый принцип невмешательства - один из основополагающих и общепризнанных принципов современного международного права. И когда мы говорим о сфере его применения, мы всегда должны помнить о различии между собственно правами человека и политическими соображениями государств. К сожалению, именно последние часто приводили к вмешательству во внутренние дела, поскольку они редко основываются на заботе о защите прав человека.

Какова роль и значение международных договоров по правам человека в аспекте функционирования данной области международного контроля?

Одной из основных проблем современного международного контроля в сфере прав человека является отсутствие универсальности соответствующей категории межгосударственных договоров. Как известно, даже США не участвуют в ряде основных договоров по правам человека (Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), а к другим сделали очень серьезные оговорки. Представляется, что в условиях глобализации невозможно создать целостную систему международного контроля в области прав человека, если не достигнута цель универсального участия государств в основных правозащитных международных договорах.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что значение, которое государства придают поощрению и защите прав и свобод человека, способствует более тесному международному сотрудничеству в данной области, в том числе в плане укрепления режима международного контроля. Сегодня такое сотрудничество является важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности.

Вместе с тем, необходимо помнить, что современные институты и механизмы международного контроля в правозащитной сфере создаются на основе правового и политического компромисса. Разделение мира на две части, а также конфронтация между различными участниками международных отношений оказали существенное влияние на специфические аспекты и особенности этого контроля.

30.06.06

РИА "Новости"

Док. 278407
Опублик.: 22.02.07
Число обращений: 395

  • Яковенко Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``