В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Реализация закона по монетизации льгот Назад
Реализация закона по монетизации льгот
В: До вступления в действие нового закона о монетизации льгот осталось меньше двух месяцев. По сути, это социальная реформа, которая затрагивает интересы миллионов людей, и ее реализация требует большой подготовительной работы. Прежде всего, нужно составить списки льготников и подсчитать грядущие расходы федерального и региональных бюджетов. Местным парламентам принять соответствующие законы, а правительству России разработать больше 80 нормативных актов.

КОР: Управление Пенсионного фонда No 7, которое находится в Басманном районе столицы, формирует сегодня списки льготников, которые с 2005 года начнут получать ежемесячные денежные выплаты. Эти списки составляются Пенсионным фондом по всей стране. Татьяна Михайловна Белоусова - пенсионерка, она инвалид третьей группы, пользуется сегодня следующими льготами.

Т. БЕЛОУСОВА: По третьей группе проезд по железной дороге с октября по май месяц плюс 50% скидка на жилье, доплата за телефон к пенсии и коммунальные услуги.

КОР: Теперь в соответствии с федеральным законом No 122, который вступил в силу с января 2005 года вместо перечисленных льгот Белоусова, как и остальные 42 категории российских льготников, станет получать деньги. Сумма ежемесячной денежной выплаты без учета стоимости социального пакета с 1 января 2005 года составит: для инвалидов войны - 2000 руб., участников Великой отечественной войны - 1500 руб., для ветеранов боевых действий - 1100 руб., для награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" - 1000 руб., для инвалидов первой группы - 1500 руб., второй - 1000 руб., третьей - 800 руб. Денежная компенсация для детей-инвалидов предусмотрена в размере 1000 руб. В 2005 году льготники будут пользоваться так называемым обязательным социальным пакетом, стоимость которого определена в 450 руб. Эта сумма будет вычитаться из ежемесячной денежной выплаты и пойдет на оплату проездных билетов на пригородном железнодорожном транспорте, на бесплатное лекарственное обеспечение, на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд до места лечения и обратно.

И. ИГОШИН (заместитель председателя комитета по бюджету и налогам): Для нас сейчас очень важно добиться, чтобы каждый человек получил четкое объяснение, какими льготами он будет пользоваться, где будет получать лекарства и сколько, и какие лекарства он может получить, как сможет воспользоваться санаторно-курортным лечением. Какие деньги будет получать, в какие сроки и от кого. Я считаю, что социальная напряженность, которая есть в обществе в связи с принятием этого закона, она продиктована именно непониманием.

КОР: О том, как регионы готовятся выполнить закон о монетизации льгот, шла речь на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев подчеркнул, что у депутатов накопилась масса вопросов к министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову. Все ожидали также выступления председателя правления Пенсионного фонда России, ведь вопросы льготных выплат переданы в его ведение. Сотрудники фонда сегодня заняты составлением полного федерального регистра льготников. В нем должен быть учтен и прописан каждый человек, имеющий право на соответствующую ежемесячную денежную выплату.

Г. БАТАНОВ (председатель правления Пенсионного фонда РФ): Мы ожидаем цифру примерно 15 млн. человек. На сегодняшний день по остальным гражданам, лицам, имеющим право на ежемесячную денежную выплату, идет сверка данных.

КОР: Депутаты считают, что эти озвученные на парламентских слушаниях цифры пока приблизительные, отсюда неясность в вопросе, сколько конкретно денег потребуется для выплаты компенсаций населению.

А. АКСАКОВ (зам. председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам): Известная поговорка, пока гром не грянет, мужик не перекрестится, к сожалению и сейчас, видимо, может, так сказать, реализоваться в наших условиях, если не будет проведена соответствующая работа и в российском правительстве и в регионах, там, где подошли ответственно к реализации этих законов, я думаю, все будет нормально.

В: Так начнет ли получать с января 2005 г. обещанную правительством ежемесячную денежную выплату Т.М. Белоусова взамен привычных льгот?

Сегодня у нас в студии М. Зурабов, министр здравоохранения и социального развития и А. Исаев, председатель думского комитета по труду и социальной политике. Закон, который мы сегодня обсуждаем, один из главных результатов работы Госдумы в этом году. Теперь слово за правительством. Как он будет реализовываться? Вот об этом мы сегодня будем говорить. Начнем с того, интересы скольких же миллионов человек он затронет? Единый государственный регистр льготников. Первоначально называлась цифра 12 с лишним миллионов, затем она увеличилась и вот окончательно какая цифра? И не может ли получиться так, что кого-то забудут?

А. ИСАЕВ: Это как раз проблема, которая в первую очередь беспокоила Госдуму. Потому что мы понимаем, что это связано еще и с расчетами бюджета будущего года. Одно дело льготные выплаты для 12,5 млн. человек, 12 260 тыс. Другое дело льготные выплаты для существенно большего числа людей, 13 или даже 15 млн. Называют такие экспертные оценки. Это потребует большего объема средств для пенсионного фонда, потребуется больше объема средств для фонда обязательного медицинского страхования. На лекарственное обеспечение большего количества людей. Поэтому мы теребим в этом отношении правительство, понимая, что оно проделывает очень большую, трудную работу, но тем не менее эта работа должна быть завершена в ближайшее время и об этом Михаил Юрьевич нам сказал.

М. ЗУРАБОВ: По состоянию на сегодняшнюю дату я должен с удовлетворением подтвердить, что в подавляющей части этот федеральный регистр уже сформирован. В отношении 12 млн. 650 тыс. человек мы имеем абсолютно исчерпывающие данные, которые позволяют нам полным образом определить, как говорят профессионалы идентифицировать конкретного человека. У нас есть все необходимые данные для того, чтобы на их основании произвести установление ежемесячной денежной выплаты и впоследствии предоставить возможность получать социальные услуги, которые входят в предоставляемый бесплатно социальный пакет.

В: Вот сейчас многие льготники говорят о том, что испытывают большие трудности, чтобы прийти, предоставить свои документы, зарегистрироваться, узнать, на каких основаниях им будут выплачивать эти деньги. Вот эта проблема существует.

М. ЗУРАБОВ: Вы знаете, я возможно готов с вами согласиться с тем, что такая проблема существует, но еще раз хочу уважаемым ветеранам со всей ответственностью сказать, что в этом году все будет выполнено без их участия. Это касается как инвалидов, которым не надо проходить дополнительного медицинского освидетельствования или переосвидетельствования, это касается других категорий , которые приобретают право по новому законодательству на ежемесячную денежную выплату, трудность нашей задачи как раз в том и состоит, что мы должны составить эти исчерпывающие списки, максимально новые списки не привлекая и не обременяя дополнительными хлопотами гражданина.

В случае, если кто-то вдруг у нас окажется вне этого списка, а, тем не менее, имеет на это право, тогда гражданин в любой момент может подать заявление. На основании заявления и документов в Пенсионный фонд РФ, которые подтверждают его права, будет произведена оценка этих прав, будет установлена ежемесячная денежная выплата. И он ее получит, если он приобрел эти права до 1 января. С 1 января будущего года. Даже в том случае, если он напишет это заявление в мае, в июне или в августе будущего года. Абсолютно не имеет значения срок подачи заявления.

АНДРЕЙ ИСАЕВ (председатель комитета по труду и социальной политике): Я хотел бы уточнить, что то, что сказал Михаил Юрьевич, это относится к федеральным льготникам. Что касается субъектов Федерации, то там принимаются разного рода решения. И мне пришлось столкнуться в одном из регионов с достаточно безобразной ситуацией, когда там было объявлена регистрация ветеранов труда и тружеников тыла, потом она была внезапно приостановлена, потому что орган исполнительной власти этой области решил провести регистрацию автоматически через данные Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Но та часть льготников, которая не успела зарегистрироваться, она естественно испытывала панические по этому поводу ощущения. Она считала, что она каким-то образом выброшена. Поэтому я хочу призвать коллег из регионов действовать крайне взвешенно в данном случае. Подход, проявленный в отношении федеральных льготников, он является оптимальным. В том случае, когда вы имеете возможность провести необходимую регистрацию. Составить реестр без участия человека. Надо идти по этому пути для того, чтобы не превращать в бюрократическую волокиту то, что направлено на улучшение положения людей. Я хотел бы сказать, что сегодня опять возникал вопрос, надо ли было принимать такой закон. И мы лишний раз убедились в том, что надо. Дело в том, что льготы, которые существуют в натуральном виде, все больше и больше становятся призрачными. Все чаще и чаще человек, подходя к автобусу, видит надпись "льгот нет". Поскольку услуга предоставляется частным автотранспортным предприятием. Все чаще и чаще мы слышали жалобы. В том числе они прозвучали и на парламентских слушаниях о том, что по льготным рецептам невозможно приобрести лекарства. Есть регионы, где 3-4 вида лекарств реально доступны по льготным рецептам. В то время, как по новой схеме предполагается, что до тысячи видов лекарств люди смогут получить. И даже упреки, которые звучали сегодня, они тоже звучали своеобразно. Один из представителей региона сказал нам, что вот мы раньше тратили 800 млн. рублей на обеспечение ветеранов труда и тружеников тыла. Сейчас нам необходимо 3 млрд. а мы нашли только полтора. Поэтому вы ставите нас в крайне сложное положение. Ведь обратите ваше внимание, они удваивают расходы на ветеранов труда и тружеников тыла. Следовательно, сама по себе эта реформа подтолкнула власти к тому, чтобы вместо пустых деклараций, когда л льготы были на бумаге, но реально не обеспечивались, людям начали предоставлять либо реальные социальные услуги, либо выплачивать реальные деньги.

МИХАИЛ ЗУРАБОВ (министр здравоохранения и социального развития РФ): Я поддержал бы Андрея Константиновича, прежде всего в том, что до недавнего времени мы весьма скудные финансовые средства выделяли для решения масштабных и чрезвычайно чувствительных для людей задач. Если именно с этих позиций оценивать преимущество того решения, которое сейчас принял законодатель, то нельзя не сказать о том, что это 250 млрд. дополнительных денег. Нам важно, чтобы эти деньги дошли до каждого конкретного человека. Такой системы раньше не существовало. Абсолютно понятно, что если государство говорит о том, что я собираюсь потратить больше денег, то второй вопрос, который немедленно будет задан: Как повысить эффективность расходования этих средств. То, что мы сейчас пытаемся создать, мы по сути дела, пытаемся создать систему адресной социальной помощи, о которой все десятилетия до этого говорилось, но ничего никто не делал. Это первая попытка показать, что власть, в части эффективности, в части возможности решать сложные масштабные задачи выходит на качественный уровень. Делает это в интересах людей.

В: Спасибо, за этот разговор.

МИХАИЛ РОКИЦКИЙ (фракция "Единая Россия"): Времени осталось очень мало. Я позволю себе усомниться в том, что в январе все будет гладко, что не окажутся люди, которые лишены льгот, не получат финансовой компенсации. Это очень тяжелая проблема для правительства, но, извините меня, когда принимался закон, надо было думать о том, что это тяжелая проблема.




РТР Парламентский Час, Москва
14 ноября 2004



Док. 278372
Опублик.: 22.02.07
Число обращений: 434

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``