В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Жарихин: `Европейцами мы можем быть только в Куршевеле` Назад
В.Жарихин: `Европейцами мы можем быть только в Куршевеле`
Во вторник два человека дали мне замечательную пищу для размышлений. Утром я послушал передачу, которую вел известный журналист Сергей Доренко на радиостанции "Эхо Москвы". В студии были он, его соведущая, а также начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. Последний по-армейски размашисто в своем недавнем интервью изданию "Время Новостей" "с плеча рубанул" против навязывания России европейской цивилизации. И, естественно, господин Доренко, пригласив генерала в свою программу, не преминул использовать такую возможность, чтобы вылить в прямом эфире большое количество словесного "яда" из своих известных большим объемом "журналистских желез" по поводу того, что сказал Юрий Балуевский в интервью. Спор между ведущим и гостем получился довольно острым.



"Стандарты европейской цивилизации" существуют скорее в виртуальном пространстве



Смысл высказываний Доренко состоит в том, что Балуевский неправ. Дескать, мы, россияне, все-таки европейцы. Правда, какие-то "недоделанные" и в силу этого убогие. И нам следует усердно заимствовать европейский опыт для того, чтобы "дорасти" до их уровня. И вот что любопытно: коллега Сергея Доренко, молодая журналистка, которой, видимо, присуща "прагматическая жилка" (которая есть у большей части нашей молодежи) не постеснялась признаться в том, что россияне действительно скорее азиаты, нежели европейцы. И обратилась к Доренко с предложением даже не переживать по этому поводу. К счастью, нашу молодежь европейская идентичность прельщает гораздо меньше, нежели поколение Доренко. При всех шероховатостях в формулировках Балуевского и их некоторой категоричности, по большому счету, он прав. Потому что мы все время забываем о том, что т.н. "стандарты европейской цивилизации" существуют скорее в виртуальном пространстве, нежели в реальности. И если уж говорить о "завоеваниях" европейской цивилизации, то их нужно рассматривать (и, соответственно, оценивать) все вместе, а не выборочно. К моему глубочайшему сожалению, "достижениями" именно европейской цивилизации были изобретение коммунистической и фашистской идеологии, а также попытки их реализации. Правда, в основном в тех странах, которых самой Европе было "не так жалко". Ту же идеологию разрабатывал Маркс, а внедрял в России Ленин. Идеологию фашизма разработал итальянец Даннуцио, а реализовал Гитлер в Германии. Давайте не будем забывать, что это тоже одно из "завоеваний" европейской цивилизации, от которого она сейчас усиленно открещивается. Теорию классовой борьбы "на выживание" придумал отнюдь не Владимир Ильич. И не надо говорить - это, мол, наши философы порассуждали, а ваши политики все исказили и довели до абсурда. Не надо - в России был реализован тот вариант "диктатуры пролетариата", который задумывался Марксом.



А давайте возьмем такое общественное зло, как рабство - оно существовало в Соединенных Штатах до второй половины XIX века (которые образовали английские колонисты). Поэтому, когда западные интеллектуалы и политики с возмущением вопрошают: "А почему это вы отказываетесь перенимать наш опыт?!", можно ответить примерно так: "Ребята, если у вас брать все подряд, то можно "попасть", как это произошло с Россией в 1917 году. А ваша нынешняя "теория политкорректности" вызывает не меньше вопросов, чем "марксистско-ленинская". И ее последствия для европейской цивилизации могут быть не менее удручающими. Поэтому, если Балуевский под "европейской цивилизацией" имел в виду некие идеальные стандарты в области соблюдения прав человека, которые и в самой Европе до конца не соблюдаются, то, может быть, он и не совсем прав. Однако если рассматривать это понятие в историческом контексте, то он оказывается прав "на 1000 процентов".



Конечно, европейская цивилизация дала миру очень много того, что касается науки, культуры, образования и техники. Но при этом не надо забывать и то, что она дала миру две мировые войны, а также две (как минимум) человеконенавистнические идеологии. И это не считая расизма и шовинизма. Возьмите нынешнее отношение Латвии и Эстонии (между прочим, двух полноправных членов ЕС) к большой части граждан, которые не имеют не только политических прав, но еще и оказываются поражены в некоторых гражданских. Европейцы сейчас пытаются откреститься от "темных пятен" своей истории, осудив деяния Гитлера и научную марксистскую доктрину. Но это не означает, что этих двух феноменов в их истории не было вовсе. Конечно, эти неприглядные факты европейцам очень неудобны, поскольку нарушают ту благостную картину европейской цивилизации, которой они нам постоянно "тычут в физиономию".



Как любая догматическая теория, европейская "политкорректность" доходит до абсурда



Нас раздражает пристрастное отношение к России со стороны Европы. Вроде мы одного с ними цвета кожи, а так получается, что оказываемся абсолютно другими. Получается, что между шведским университетским профессором и греческим крестьянином общего больше, чем между русским и поляком. На самом деле наши отличия вполне естественны. Как человеку, воспитанному в традициях европейской цивилизации, мне, как той самой ведущей на "Эхо Москвы", очень хочется плюнуть на все это и сказать: "Да пошли вы все! Да, мы азиаты! (хотя и не с раскосыми глазами). Хватит нас "причесывать" "под Данию" или еще кого-то". Причем, этот призыв я бы обратил не столько к европейцам, а к нашим "недоевропейцам", которые из кожи вон лезут, чтобы изобразить себя большими европейцами, нежели сами люди, проживающие в Европе. И в Куршевеле, надо сказать, у них это иногда получается.



Давайте посмотрим, что такое есть пропагандируемая на европейском континенте "политическая толерантность". Как любая догматическая теория, она не знает границ. Хотя, конечно, из любой теории можно извлечь рациональное зерно. Например, кейнсианцы извлекли пользу из теории Маркса, сделав вывод, что развитие экономики страны идет за счет увеличения спроса со стороны наемных работников. Таким образом преодолевается, казалось бы, неразрешимое (в классическом марксизме) противоречие между "трудом и капиталом". Оказывается, государство заинтересовано в том, чтобы хорошо оплачивать труд наемных работников. Потому что рост заработной платы приводит к увеличению спроса, а значит, способствует росту промышленного производства и экономики в целом. Таким образом, европейская социал-демократия вышла из того "марксистского капкана", который загонял их в революцию. Так вот, возвращаясь к политкорректности и толерантности. Конечно, уважение прав наций и понимание того, что их нельзя бесконечно унижать (как это делали с немцами после Первой мировой войны) - это очень хорошо. Из этого, собственно, и выросло правильное понимание того, что нужно делать со вторично побежденной немецкой нацией после Второй мировой войны. Наученные горьким опытом, европейцы (и американцы) тогда решили не обкладывать их огромными репарациями, а, напротив, предоставили полномасштабную финансовую помощь в рамках "плана Маршалла". Но в последние десятилетия мы видим абсолютизацию и доведение до крайности принципа политкорректности. Вплоть до того, что в Европе уже запрещают рассылать рождественские открытки с христианской символикой, чтобы, не дай Бог, "не оскорбить чувства мусульман".



Одним из самых серьезных недостатков европейской цивилизации является абсолютизация своих принципов. В результате любые (зачастую весьма здравые) идеи очень легко превращаются в свою противоположность.



Китайцы никогда не будут пытаться навязать нам свою цивилизацию



И здесь Балуевский, получается, прав, когда призывает не напяливать на себя кафтан, который существует скорее виртуально (в головах теоретиков), нежели в реальной жизни. Россия должна отталкиваться от своей собственной культурной традиции. Только тогда мы будем находиться в ладах со здравым смыслом, крепко стоя на ногах, а не витая в облаках. Под влиянием полемики Доренко и Балуевского я в очередной раз почувствовал себя азиатом. И, наверное, в ближайшее время поеду в Китай. Для того чтобы в компании с Третьяковым, Павловским, Затулиным, Марковым и Миграняном общаться с нашими "китайскими друзьями". По возвращении я поделюсь своими впечатлениями, что же из этого общения получилось. В одном я уверен уже сейчас: китайцы никогда не будут пытаться навязать нам свою цивилизацию. Они выстраивают свою собственную цивилизационную модель. Образно говоря: да, сами они едят палочками, но для европейца обязательно положат рядом вилку.
Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ

30.01.07

KM.ru

Док. 278159
Опублик.: 21.02.07
Число обращений: 439

  • Жарихин Владимир Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``