В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Помни, страна огромная Назад
Помни, страна огромная
Размышления по поводу трагической годовщины
СЕГОДНЯ - черный день календаря. Может быть, самый черный во всей российской истории. Обидно, но для большинства нынешних молодых людей события 1941-1945 годов все больше становятся лишь страницами истории страны. И мы мало делаем, чтобы эти страницы почитались ими так же свято, как их родителями.
Простая истина: не было бы ничего вокруг, если б тогда советский солдат не сдюжил перед напором фашистской армады, если б не победил в 1945-м. Почему же не доходит она до умов, до сердец парней и девчат? Почему заокеанский Рэмбо более популярен, чем герои нашей войны? Недавно мне рассказали о таком поразительном факте. Год назад в Волгограде проходили Всероссийские Дельфийские игры. В номинации "журналистика" состязались ребята со всей страны. Им было дано задание написать о Сталинградской битве. И что же?
В основном общие слова о мужестве, чести, славе Лишь несколько имен, да и то полководцев: Жукова, Рокоссовского. А как же Петр Болото, Михаил Паникаха, Яков Павлов Еще несколько лет назад они были культовыми фигурами. Вот даже американцы с европейцами сняли эпический фильм "Враг у ворот" про снайпера Зайцева. А мы? К этому фильму можно относиться по-разному.
Надо просто понимать, что они ведь снимали по-своему. Спасибо, не забыли, спасибо, показали. В парламенте я представляю Волгоградскую область. Поэтому мне ближе примеры, связанные с ее историей. Но история нынешнего Волгограда - это ведь, по существу, и есть история страны.
Все в ней перемешалось - трудовые и ратные победы, горе и радость. Вот хочу напомнить только об одном дне Великой Отечественной. Дне, когда цветущий город перестал существовать. Это было 23 августа. В 16.18 прозвучал в Сталинграде роковой сигнал воздушной тревоги. Надо сказать, что фронт к тому воскресному дню 1942 года уже вплотную подошел к городу на Волге, в котором находились около девятисот тысяч человек. Только половина из которых - местные жители.
Остальные - эвакуированные со всех концов оккупированной части страны. И уже в первые два часа бомбардировок город практически превратился в руины. Никогда - ни до, ни после войны мирное население не несло такие страшные потери. До сих пор многие историки и исследователи войны приводят на этот счет разную арифметику.
Долгие годы писали о "сотнях погибших", потом о тысячах. В годы перестройки назвали другую страшную цифру - 42 754 погибших при первых бомбардировках. А ведь известно, что через сутки после катастрофы первого дня эвакуировали 300 тысяч человек, около ста тысяч по разным причинам остались на занятой врагом территории города, от десяти до тридцати тысяч пережили битву, живя в подвалах домов, землянках прямо среди руин. И тогда получается, что страна потеряла в первые же дни нашествия на Сталинград примерно пятьсот (!) тысяч человек Недавно мне довелось беседовать с коллегой-парламентарием из Испании. Он оказался не слишком искушен в истории Второй мировой войны и уверен, что трагедия Герники, когда фашистские ястребы, применив ковровое бомбометание, стерли с лица земли этот маленький испанский городок, - самая крупная человеческая трагедия того времени. Пришлось напомнить ему, что все население Герники составляло тогда пять тысяч человек. Да что там Герника, в Хиросиме от атомной бомбардировки погибли сто тысяч. В сталинградской мясорубке с обеих сторон погибло во много раз больше.
Так не пора ли нам по прошествии стольких лет обратиться к Организации Объединенных Наций с предложением провозгласить день 23 августа - всемирным днем жертв военных преступлений.
И еще придать общественно-государственный статус поисковому движению. Ведь пока не похоронен с почестями последний солдат, война в памяти народной считается не оконченной.
В поисках незахороненных по сию пору солдат Великой Отечественной, как правило, участвуют школьники и студенты. Они делают великое дело. Собственно, они делают то, что должно было давно и с другим размахом делать государство. По данным волгоградских историков, на территории, где шестьдесят с лишним лет назад гремела величайшая битва, пропали без вести не менее двухсот тысяч наших солдат и офицеров. Большинство из них по-прежнему покоятся в земле, ставшей для них не временной, а постоянной могилой. Родственники знают про своего солдата только одно: погиб где-то под Сталинградом.
Несколько лет назад я уже читал в прессе о предложении учредить в России специальный общественно-государственный фонд по розыску пропавших без вести воинов. Думаю, было бы здорово, если б его патронировал сам президент страны. Тогда не пришлось бы трогать бюджет. И можно было бы придать работам иной размах. Разумеется, на всей территории страны, где шли бои. Пройдет менее года, и мы будем отмечать 60-летие Великой Победы. Уже сейчас полным ходом идет подготовка к этому историческому событию. Не сомневаюсь, что торжества пройдут на самом высоком уровне. Мы, слава богу, праздновать-то научились.
Боюсь другого. Как бы ветераны не стали чужими на этом празднике. Как бы их тонкие старческие голоса не потонули в полифонии оркестров и в гуле артиллерийских салютов. Но проснутся они 10 мая и вспомнят с ужасом, что лекарства закончились, а денег на новые нет Может, я сгущаю краски, но лучше лишний раз напомнить идеологам торжеств, что главными героями должны стать не высокие гости, а скромные труженики войны. Нынешние старики и старушки, что шестьдесят лет назад героически прошли немыслимый путь от Волги до Эльбы и уничтожили фашистскую гидру в ее же логове. Так что, страна огромная, помни и никогда не забывай, кому ты обязана своим нынешним днем.
Олег Савченко ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ



РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, Город: МОСКВА
Дата: 22 июня 2004


Док. 278109
Опублик.: 21.02.07
Число обращений: 343

  • Савченко Олег Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``