В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
2008-й - это проблема. Для всех... Назад
2008-й - это проблема. Для всех...
Александр Аузан рассказал почему

Профессор Александр АУЗАН - президент Института национального проекта "Общественный договор", член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он - экономист, заведует кафедрой прикладной институциональной экономики МГУ, но известен своими статьями и публичными выступлениями, так сказать, на злобу дня: о том, что происходит сегодня в нашей стране, о том, как связаны между собой политика и экономика, наконец, что представляет из себя само наше общество. Об этом Александр Аузан говорил в своей публичной лекции, прочитанной в Новосибирске.
Личный рейтинг Владимира Путина очень высок


В проблеме 2008 года речь идет не просто о переходе из одного политического цикла в другой, а о переходе к сдвоенному политическому циклу 2008-2016 годов. Нынешний цикл был также сдвоенный. По разного рода закономерностям в этот период начинается усиленное воздействие таких факторов, как личность, команда. Поэтому не очень важно, каких договоренностей достигнут политические участники процесса и какие будут закулисные соглашения, поскольку опыт показывает, что за 10 лет очень многое изменится.

Для первого политического цикла центральной идеей была свобода, и он завершился практически еще до ухода Ельцина. Мы сейчас переживаем большой политический цикл, в центре которого стояла идея стабильности. Я утверждаю, что в центре нового политического цикла будет стоять идея справедливости.

Но оптимальная модель справедливости недостижима, потому что люди разные, у них разные интересы, различные уровни образования и достатка, различаются такие характеристики, как активность и пассивность, склонность к риску и другие. Эти различия приведут к формированию разных моделей справедливости. И выживаемость общества во многом определяется тем, способны ли группы населения признать, что у других групп населения есть свои интересы.

Чтобы понять, какие вопросы стоят в повестке дня, нужно понимать, что происходит в стране сейчас. Экономисты внимательно смотрят на динамику мировых цен на энергоносители и связывают возможность кризисов, какие-то меры противодействия этим кризисам с падением цен на углеводородное сырье. У меня совершенно другая позиция.

Во время того большого политического цикла, который заканчивается, государство заняло доминирующую позицию в отношениях с обществом и бизнесом. Вроде бы такой локомотив развития страны, но у локомотива колес и многих других деталей не хватает для того, чтобы двигаться вперед. Я думаю, что мы с вами неправильно читаем некоторые довольно очевидные количественные показатели.

Возьмем такой всем известный показатель, как высокий рейтинг президента Путина, и сравним его с рейтингами других органов государственной власти. Государственная дума, где президентское большинство, пользуется крайне низким доверием населения, правительство, назначенное президентом, пользуется крайне низким доверием. Из этого делаем логичное предположение, что мы имеем дело с личным рейтингом Владимира Путина, а даже не с рейтингом президента Российской Федерации.

Еще один признак того, что мы находимся в сложном положении. За три последних года мы имели несколько провалов в управлении, которые никак не были связаны с падением цен, личностями управленцев и так далее. В 2004 году - банковский кризис, созданный несогласованными действиями комитета по финансовому мониторингу и Банка России, 2005 год - монетизация льгот, 2006 год - система учета алкогольной продукции. Все кризисы - рукотворны, и все они неразрешимы. Неразрешимы в том смысле, что невозможна их профилактика, так как невозможно найти крайнего и наказать...

А вывод такой: мы имеем вроде бы доминирование государства, особенно на фоне того, что было в 1990-е годы, но на самом деле мы имеем девальвацию всех государственных институтов, потерю доверия ко всем государственным институтам, низкий спрос на государство вообще.

Что оказывается ценным в повестке дня на выходе в новый политический цикл? Как ни странно, восстановление государства, реорганизация государства. Тот рост, который демонстрирует наша экономика в последние годы, он очень маленький, он ползучий, он совершенно неадекватен внешней конъюнктуре, и с этим согласны все экономисты, мы должны были расти гораздо сильнее. Почему не растем? Потому что таким образом сложились интересы внутри властных систем, преобладали денежные мотивации вместо политических, скрещивание бизнеса и власти до такой степени, что ты не знаешь, с кем ты имеешь дело.

Что же означает преобразование государства или восстановление государства? Реальная проблема возникла не только или не столько из-за того, что приняли курс на сворачивание демократических реформ. Этот курс был принят под давлением вполне определенного обстоятельства. Российский народ предъявляет низкий спрос на демократические ценности. Это социологический факт. Поэтому решили, что люди предъявляет спрос на другой тип государства, на авторитарное государство с режимом управляемой демократии. Но в итоге получили падение спроса населения на государство....

Я за то, чтобы парламентская власть была сильной, но она должна быть ограничена. Ограничена общественным контролем, который заключается не только в том, чтобы вывешивать информацию на сайте, общаться депутатам с людьми, это еще и такого рода анализ, который не позволяет принимать законы, наносящие ущерба больше, чем приносящие пользу. То же самое касается исполнительной власти, правительства.

Или судебная система. Полтора года назад наш институт "Национальный проект "Общественный договор" и институт гражданского анализа провели большой проект по исследованию судебной системы, он назывался "Исследование эффективности гражданского судопроизводства". Мы обнаружили такую странную картину. Оказалось, что главной болезнью судебной системы является не коррупция, а зависимость судей. Они принимают зависимые решения.

Для меня есть один очень важный критерий - очень простой. Если нам удастся при реорганизации отделить власть от бизнеса, не парламент от исполнительной власти, не судебную власть от парламента и исполнительной власти, а власть от бизнеса, то тогда мы можем надеяться на оптимистичный сценарий. Если не удастся, но при этом мы проведем реструктуризацию институтов, то развитие будет более-менее приемлемым, но мы будем все время возвращаться к одной и той же проблеме по истечении некоторого времени.

Если мы не проведем ни того, ни другого, то, я думаю, нас ожидает очень тяжелый сценарий, при котором государство, может быть, и сохранится, но для общества это ничего хорошего не сулит. Очень бы этого не хотелось.

На самом деле есть подозрение, что новой силе, которая получит весь этот набор проблем, не будет хорошо. Неважно, кто придет к власти в 2008 году при сохранении сложившейся политической системы. Какое наследство он получит?

Во-первых, я думаю, что вновь и вновь будут происходить провалы в управлении по типу банковского или алкогольного кризиса, и даже учащаться, потому что они происходят не из-за того, что кто-то делает ошибки, а из-за того, что эти ошибки никаким образом не профилактируются. Второе. Проводить какие-либо, даже необходимые преобразования в этой системе невозможно. Все реформы последних лет, кроме технических, остановлены.

Обратные связи не работают, в этих условиях каждый раз реформа натыкается на два обстоятельства. Во-первых, сопротивление того, на кого она направлена, и, во-вторых, снятие пенки с этого небольшими бюрократическими группами. Нет желающих еще раз наступать на одни и те же грабли. И надо помнить, что и с экономикой не всегда все будет хорошо. Даже независимо от колебания мировых цен на энергоресурсы надо помнить, что Америка и Евросоюз, два крупнейших мировых потребителя, приняли долгосрочные программы перехода на энергосберегающие технологии.

То разнообразие государственных институтов, которое должно быть предложено, связано, в том числе, и с регионами. Между регионами существуют отличия. Как только регионы получают более-менее значимые полномочия и возможности, люди, живущие в стране, получают конкурентные предложения. Хочешь, переезжай в соседнюю область, и ты получишь другой набор государственных услуг.

Нация - это еще и ежедневный плебисцит, причем это голосование не руками, а ногами. Она движется и таким путем выражает свое отношение к государству. Поэтому я считаю, что нужно усилить региональный компонент. Причем, как экономист, я полагаю, что способом его усиления является увязка организационно-политических и бюджетно-финансовых мер. Нужно, по возможности, уйти от трансфертов, нужно создать завязку налоговых источников с объемами задач, которые существуют на региональном и муниципальном уровнях. Это не означает, что вообще никакого участия федерального бюджета не должно быть. Федеральный бюджет должен очень сильно инвестироваться в инфраструктуру, потому что выравнивание условий происходит строительством дорог и других коммуникаций. Это обязанность федеральных властей.

Я соглашаюсь, что президент Путин - очень везучий. Это касается не только цен на нефть и газ, это относится и к внешнеполитической ситуации, когда США увязли в Ираке и так далее. Но в определенной мере правление Путина было адекватным тем задачам, которые стояли перед обществом. Я утверждаю, что первый его срок был довольно эффективным. Перелом произошел после дела "ЮКОСА" и особенно после Беслана, когда был явный срыв в обеспечении безопасности.

Это даже с позиций истории видно. После периода революции всегда наступает период реакции. При этом у реакции есть своя задача. Революция есть период разбрасывания камней, а реакция - это в определенном смысле собирание камней. Хозяйственное законодательство возникает в результате революции, но не в период революции, а в период реакции. Например, кодекс Наполеона во Франции...

Лучшее хозяйственное законодательство России за все годы ее самостоятельного развития было в первое президентство Путина. Это и Гражданский кодекс, и Земельный кодекс. Можно говорить об ошибках, но основной остов хозяйственного законодательства устоялся. Правда, реакция исчерпывает себя на том, что она реагирует на желание установления порядка, но она не может установить порядок, потому что правоприменение в условиях реакции работает всегда плохо. В этом логика перехода к другому циклу.

12.01.07

Вечерний Новосибирск

Док. 277744
Опублик.: 19.02.07
Число обращений: 514

  • Аузан Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``