В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава ФАС Игорь Артемьев: Все монополии ведут себя одинаково Назад
Глава ФАС Игорь Артемьев: Все монополии ведут себя одинаково
Штрафы за нарушения антимонопольного законодательства в России вырастут с нынешних $16.5 тысячи до $100 млн. и выше. С их помощью Федеральная антимонопольная служба намерена бороться с повышением цен на бензин и авиабилеты, с рекламой водки и с незаконными слияниями. О том, почему ФАС возражает против слияния "Газпрома" и "Роснефти", а также о новых мерах противодействия монополистам в эксклюзивном интервью корреспонденту "Известий" Федору ЧАЙКЕ рассказал глава ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ.

ИЗВЕСТИЯ: Каждый день по вечерам мы видим по телевизору рекламу водки. Ее преподносят в виде конфет, воды, перчиков и т.п. А вы смотрите по вечерам телевизор?

Артемьев: Бывает. Понятно, что 90% зрителей терпеть не могут эту рекламу. Я же отношусь к ней нейтрально, хотя некоторые вещи меня, конечно, огорчают: то, о чем вы уже сказали, - реклама водки под видом воды, например.

ИЗВЕСТИЯ: И как собираетесь с этим бороться? Это же ваша задача...

Артемьев: Суды соглашаются с нами разговаривать, когда у нас есть данные социологических исследований. Если большинство видит вместо воды водку, суды соглашаются. Сейчас мы размышляем, как ограничить бренды, рекламирующие запрещенные товары. Чтобы их нельзя было применять для рекламы других товаров.

"Монополии должны заниматься своим естественным делом"

ИЗВЕСТИЯ: В стране полным ходом идет создание новой супермонополии - "Газпромнефти". Антимонопольная служба считает это нормальным?

Игорь Артемьев: Дело все в том, что, когда крупные монополии начинают выходить на рынки, только на первый взгляд ничего страшного не происходит. "Газпром" сегодня огромен и влиятелен. В добрых руках такое оружие может приводить к позитивным для экономики изменениям. Но логика бизнеса монополии говорит, к сожалению, об обратном. Все монополии в мире ведут себя примерно одинаково, извлекая монопольные прибыли. Поэтому у нас есть большие опасения по "Газпрому". Ведь речь идет не только о покупке "Роснефти", а еще и акций "Мосэнерго" и акций "РАО ЕЭС". Хотя в то же время "Российские железные дороги" избавляются от непрофильных активов - таков план реформы. То же самое и в "РАО ЕЭС", и в "Связьинвесте". А "Газпром" действует наоборот.

ИЗВЕСТИЯ: Так что в итоге нужно изменить?

Артемьев: Я считаю, что естественные монополии должны заниматься своим "естественным" делом. И желательно, чтобы "неестественного" бизнеса у них не было.

ИЗВЕСТИЯ: А что конкретно предложит ФАС против сделки по слиянию "Роснефти" и "Газпрома"?

Артемьев: Не против (она с большой вероятностью будет соответствовать закону), а по сути. Мы подготовим для этих компаний целый ряд очень жестких поведенческих условий, которые надо будет исполнить.

ИЗВЕСТИЯ: Что имеется в виду под поведенческими условиями? Выход "Газпрома" из отдельных газовых активов?

Артемьев: Необязательно. Это означает, что они не должны злоупотреблять своей газовой составляющей при производстве нефти для конкурирующих с "Роснефтью" других компаний. И целый ряд других условий, о которых мы скажем попозже.

"Я сам не вожу машину"

ИЗВЕСТИЯ: Цены на бензин растут. Налицо сговор продавцов. Вы по-прежнему бессильны этому помешать?

Артемьев: Я сам не вожу машину, но понимаю, насколько чувствительна эта проблема для кошелька автовладельцев. И еще более серьезной я считаю другую сторону роста цен на топливо: перераспределение бюджетных расходов. Деньги, предусмотренные на социальные нужды, направляются на топливо, растут коммунальные тарифы. Правительство могло бы потратить эти средства на инвалидов, а вынуждено латать топливные бюджетные "дыры". Со своей стороны ФАС занимается картельными сговорами нефтяников, несколько дел нам удалось выиграть. Но проблема здесь сейчас единственная - низкие штрафы.

ИЗВЕСТИЯ: Вы возлагаете большие надежды на новый закон "О конкуренции". Но недавно оговорились, что новый размер штрафов все равно будет ниже европейского уровня в два раза. То есть нефтяники и дальше будут охотнее платить штрафы, чем снижать цены на бензин?

Артемьев: Думаю, что нет. Штрафы за наиболее опасные правонарушения мы предложили повысить в сотни и даже тысячи раз. Мы предложили правительству перейти на так называемые "оборотные" штрафы для компаний. А потому в некоторых случаях с нынешних $16.5 тысячи они могут вырасти до $100 млн. и выше. Если в Европе за злоупотребление доминирующим положением могут наказывать и в 10% от оборота компании, то мы предложим установить эту планку в 2%.

ИЗВЕСТИЯ: "Известия" не раз писали о сговоре авиаперевозчиков, повысивших цены на билеты из-за подорожания керосина. Как продвигается ваше расследование?

Артемьев: Пока только начали проверку. Думаю, к январю-февралю можно будет говорить о результатах. Сейчас я не хотел бы никого обвинять. И пока не знаем, к чему приведет это расследование. Может, виноватыми в конечном итоге могут оказаться, например, сырьевики, задирающие цены на топливо.




Федор ЧАЙКА
26.11.2004
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-891442

Док. 277648
Перв. публик.: 26.11.04
Последн. ред.: 19.02.07
Число обращений: 511

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``