В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Л.Кезина: Пока мы готовим вчерашних учителей для завтрашней школы Назад
Л.Кезина: Пока мы готовим вчерашних учителей для завтрашней школы
Столичная система образования имеет ярко выраженное "собственное лицо". Например, в отличие от других регионов, Москва не спешила вводить новшества вроде Единого государственного экзамена или нормативного финансирования, явно предпочитая революции эволюцию. Идеолог поступательных реформ, возглавляющая московское образование более 20 лет, Любовь Кезина ответила на вопросы нашего корреспондента.

Mосква: Педагоги из других регионов нередко завидуют столичным коллегам - их средняя зарплата около 12 тысяч рублей в месяц, что почти в два раза выше, чем в среднем по стране. Однако, учитывая столичный уровень жизни, это очень мало. Как Москва решает эту проблему?

Любовь Кезина: Педагоги получают надбавки практически за все виды работ, которые не входят в учебную сетку: за классное руководство (полторы тысячи рублей "лужковских" и тысячу - федеральных, по национальному проекту), за проверку тетрадей, за организацию внеурочной работы... Наши учителя получают квартиры по программе "Молодой семье - доступное жилье" - сейчас средний возраст участия в проекте продлили до 35 лет. Но все равно этого мало - зарплата педагогов должна быть выше, и это государственная задача.

Mосква: Московские педагоги не бедствуют - судя по внешнему виду учителей престижных школ.

Кезина: Я недавно прочитала в одной газете письмо родительницы под названием "Видели ли вы бедных учителей?". Она расписывает, как педагоги ходят в норках, дорогих костюмах, ездят по курортам, имеют иномарки и дачи. Я была возмущена - это такая чушь!

Mосква: А почему, собственно, учителя должны жить плохо?

Кезина: Согласна - не должны. Но они не живут так, как расписывают! Если бы учителя получали достойную заработную плату, не было бы проблем с кадрами. Но учителей всегда не хватает - сейчас мы ломаем голову, как привлечь в школы преподавателей английского языка (мы хотим, чтобы английский изучали с первого класса, и не по 2 часа, а больше). Замечательный молодой педагог мне сказал: "Я не могу себе позволить пойти в школу - я не смогу содержать семью".

"Наличных денег в школе быть не должно - вся помощь только через банк и даже, может быть, анонимно, и только добровольно"

Mосква: Но ведь учителя при приеме на работу в первую очередь выясняют не государственную ставку, а размер доплаты, которая образуется за счет родительских и спонсорских денег.

Кезина: Сегодня ни в одном государстве мира нет образования, где не было бы внебюджетных денег, которые приносят родители или спонсоры. Понятно, что наши школы - российские и московские - тоже не выживут без такой помощи. Другое дело, что все это должно приобрести цивилизованный характер. Я всегда говорю директорам школ: "Вы должны ходить с гордо поднятой головой и смотреть прямо в глаза своим ученикам и их родителям, чтобы ни у кого никогда не закралось подозрение, что вы брали деньги себе в карман".

Mосква: Родительская помощь школе, по вашим словам, дело добровольное. Тем не менее школьные поборы живут и здравствуют. Может, пора перестать обманывать родителей и признать образование платным?

Кезина: Платным оно, конечно, не будет - далеко не все в состоянии платить. Есть такие семьи, которые сами нуждаются в том, чтобы им платили. Но наличных денег в школе быть не должно - вся помощь только через банк и даже, может быть, анонимно, и только добровольно. Конечно, эти деньги должен приносить в школу попечительский совет, но не директор и не учителя. Никуда не годится, когда учитель начинает собирать деньги на ремонт школы и прочее.

"Выставил оценки - и до свидания"

Mосква: Расскажите, чем закончилась история, когда Москва обиделась на федерацию и отказалась участвовать в конкурсе "Учитель года".

Кезина: Во-первых, конкурс в последнее время проходил настолько закрыто, что даже члены большого жюри не знали результатов своей работы: выставил оценки - и до свидания, кто-то там итоги подведет. Во-вторых, появилась коммерциализация - этот губернатор выделил несколько десятков тысяч долларов на проведение конкурса, значит, из этого региона и будет победитель. В-третьих, конкурс стал очень политизированным - учитель выигрывал не потому, что этого заслуживал, а потому, что в этот момент в регионе был юбилей, выборы губернатора или другое важное событие. Конкурс перестал быть профессиональным. Мы написали письмо в Министерство образования, где изложили свою позицию и предупредили, что, если изменений не будет, Москва не станет принимать участие в конкурсе. Так и вышло. Но в этот момент сменилось руководство министерства, после чего последовал целый ряд решений - был создан объединенный оргкомитет под руководством министра Фурсенко, внесены изменения в условия проведения конкурса, и все встало на свое место. Несмотря на то, что наш учитель в прошлом году не победил, мы были довольны - это было честное и достойное состязание.

Mосква: Какую премию получает лучший учитель?

Кезина: Победитель конкурса "Учитель года" Москвы получает 200 тысяч рублей.

Mосква: Как его итоги согласовываются с результатами "президентского" отбора - в рамках национального проекта "Образование" лучшие учителя должны получить по 100 тысяч рублей.

Кезина: Я внесла предложение, чтобы учителей выбирали на основе итогов президентского конкурса. На мой взгляд, в последнее время конкурс превратился в шоу, и многие хорошие учителя просто не попадали в число претендентов, если были недостаточно артистичны. Министр образования и весь оргкомитет со мной согласны - первым этапом должен стать отбор лучших учителей в рамках национального проекта, вторым - выбор лауреата конкурса "Учитель года".

Mосква: Когда станут известны итоги президентского отбора?

Кезина: Думаю, к Международному дню учителя - 5 октября.

"От преподавания основ православия было решено отказаться"

Mосква: Как продвигается эксперимент по переходу на шестилетнюю начальную школу - в нынешнем году несколько столичных школ попробовали ввести у себя более щадящую систему перехода с младшей ступени на среднюю.

Кезина: Мы расширяем эксперимент - его полезность для детей подтверждают и психологи, и физиологи.

Mосква: Когда в московских школах будет введен предмет "История религий"?

Кезина: Сейчас в 10 школах этот предмет преподают факультативно. Как только появится учебник, думаю, "Историю мировых религий" будут изучать в большем количестве школ. Учебник готовит академик Чубарьян. Успеем к следующему учебному году или нет, зависит от него. От преподавания основ православия после опроса родителей и учеников было решено отказаться.

Mосква: Если бы вы стали министром образования, какой указ подписали бы в первую очередь?

Кезина: Я не стала министром шесть раз - мне предлагали... Насчет указа не знаю, но точно занялась бы изменением содержания образования. Очень робко у нас в России проводятся многие начинания, эксперименты затягиваются на многие годы - надо действовать решительнее. Стандарты образования нужны? Да. Будут против них выступать? Конечно, кто-то будет против. Но без стандартов нельзя - на их основе будут созданы программы, новые учебники, пройдет переподготовка учителей. А вообще, большущая проблема - подготовка учителей: пока мы действительно готовим вчерашних учителей для завтрашней школы.

Ирина Фролова
г-та "Известия"
http://www.educom.ru/ru/publications/press/yesterday.php

Док. 277619
Опублик.: 19.02.07
Число обращений: 367

  • Кезина Любовь Петровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``