В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Под крышей ДОМа Назад
Под крышей ДОМа
Мало кто будет спорить с тем, что образование в Москве является приоритетным направлением в деятельности правительства Москвы. Это действительно так. И происходит это во многом потому, что все программы, предлагаемые Департаментом образования города Москвы, реализуются на межведомственной основе. Практически нет ни одного столичного комитета, департамента, управления в социальном комплексе, которые не работали бы на их выполнение. Такая особенность московского образования не только отличает его от других регионов России, но и способствует тому, что столичное образование - лучшее в стране.

Наш сегодняшний собеседник - руководитель Департамента образования города Москвы (ДОМ) Любовь Петровна Кезина.

- Это происходит еще и потому, что постоянно работаем над выполнением программы по управлению системой образования. Она у нас трехзвенная - образовательное учреждение, окружное управление образования и Департамент образования. Мы стараемся не заниматься вопросами функционирования образовательных учреждений, это задача окружных управлений и самих школ, лицеев, гимназий, колледжей. Существует достаточное количество нормативных документов, которые дают им право работать самостоятельно. Наша задача - разрабатывать программы, на основе которых идет развитие образования в Москве. Если говорить об основополагающих документах, то это прежде всего московский закон о развитии образования и программа его модернизации "Столичное образование - 3".

- Любовь Петровна, но для ДОМ, безусловно, важное значение имеют и программы, принятые московским правительством совсем недавно. Я имею в виду программы по воспитанию молодежи в духе толерантности, патриотическому воспитанию, организации детского и молодежного движения.

- Это очень важные программы, и приняты они московскими властями своевременно.

Но не менее значимыми являются и другие программы, в частности об укреплении материально-технической базы образовательных учреждений, по оснащению их учебным оборудованием, компьютерами. И здесь нам есть чем гордиться. Помните, мы с вами раньше часто говорили о том, что в этом плане школы остались с доской, мелом и тряпкой. И вот за последний год четыреста учреждений получили новейшее оборудование, реактивы, наглядные пособия, мебель, компьютеры. Последними оснащены девяносто процентов школ, стопроцентно - высшие учебные заведения, входящие в систему ДОМ, и около десяти процентов учреждений дополнительного образования (бывшие межшкольные дворцы и дома пионеров).

Говоря об уровне оснащенности компьютерами образовательных учреждений, должна сказать, что если министерство образования своей программой информатизации ставит задачу к 2005 году достичь такого уровня, чтобы на восемьдесят учеников был один компьютер, то в Москве уже сейчас пятьдесят учащихся на одну "умную машину". Причем каждый из них работает с компьютером в течение недели полчаса.

- Согласитесь, что этого недостаточно.

- Конечно. Поэтому мы понимаем всю важность проблемы и постоянно работаем над ее решением. Не все делается сразу и сейчас. Здесь нужно учитывать и такой момент: тридцать процентов московских школьников и пятнадцать процентов учителей имеют компьютеры дома.

- Знаю, что Департамент образования целенаправленно занимается созданием информационной среды в целом в системе образования.

- Недавно проходила городская конференция по информатизации "Москва электронная", на которой была принята одноименная программа, где есть раздел по информатизации образования. Отмечу два основных аспекта. Первый - информатизация управления образованием. Сейчас мы имеем пятьсот автоматизированных рабочих мест в департаменте, окружных управлениях, образовательных заведениях. Мы стремимся сделать так, чтобы доступ к электронному документообороту имели и другие структурные подразделения ДОМ. Это удается сделать, потому что в нашей системе создана разветвленная сеть информационных технологий - работают городские информационно-аналитический и ресурсный информационный центры при нашем департаменте и городском Педагогическом университете. Есть они и в каждом округе. Если говорить сегодня о новизне, я бы должна остановиться вот на чем.

С помощью правительства Москвы нам удалось совсем недавно получить двести миллионов рублей под программу дистанционного обучения детей-инвалидов. Эти средства направили на то, чтобы организовать для 750 ребят ученические места дома. Они получили ноутбуки и все сопровождающих компьютер программные средства.

- Любовь Петровна, коль мы затронули тему здоровья школьников, то давайте поговорим о еще одной важной составляющей этой проблемы - психологическом состоянии детей.

- Проблема эта сложная, и мы решаем ее с помощью психологических служб. На заседании президиума Академии образования недавно слушали вопрос об их развитии. Так вот было отмечено, что только Москва на сегодняшний день в этом плане является, как говорят, продвинутой. Здесь есть хорошо отработанные методики, слаженная система психологического обеспечения, высокая профессиональная подготовка психологов.

У нас сегодня в системе образования работает 2000 психологов, открыты 31 психолого-медико-социальный центр для родителей и учащихся. Центром подготовки кадров психологов является Психолого-педагогический университет во главе с ректором Рубцовым. На его базе работает городской Центр практической и экстремальной психологии.

- Любовь Петровна, о едином государственном экзамене раньше говорили часто. А вот в последнее время что - то приумолкли. Может быть, его и вводить не будут?

- В России идет эксперимент по проведению единого государственного экзамена, в этом году в нем участвуют уже сорок шесть регионов. В Москве относятся к введению ЕГЭ осторожно. То, как он проводится в других субъектах России, ни в коей мере нас не устраивает ни по технологиям, которые применяются при его проведении, ни по финансовым затратам. У себя в департаменте мы просчитали стоимость проведения в городе только одного ЕГЭ. Так вот, на него нужно 50 миллионов рублей! Спрашивается, кому нужны такие сумасшедшие затраты?

Чтобы провести единый госэкзамен по-московски, при департаменте созданы пять рабочих групп, в которые входят лучшие методисты, директора школ, научные сотрудники московских вузов, находящихся в подчинении ДОМ. Они выезжали в Новосибирск, Ростов, Псков, Новгород, посмотрели, как там проводятся единые государственные экзамены. Что - то нам подходит, что - то нет. Я собрала потом руководителей этих групп, мы обобщили результаты поездки и сейчас готовим свое положение о проведении в Москве ЕГЭ, которое предложим рассмотреть министерству образования.

- А когда будет введен в Москве единый государственный экзамен?

- В 2004/05 учебном году.

- Каков пакет предложений Московского департамента образования по проведению ЕГЭ?

- Вот конкретный пример, который в этом плане показателен. По тем технологиям, которые разработало Министерство образования, в выпускном классе должно быть пятнадцать человек. Причем они должны сдавать экзамен не в своей школе и не своему учителю. Вот и представьте: в Москве 76 тысяч выпускников 11-х классов должны писать, к примеру, математику не в своих классах, не в своей школе, не со своим учителем. Для этого надо подобрать 5 тысяч 100 помещений, в которые переместить этих ребят. Считаю, что это практически невыполнимая задача.

Нас не устраивают некачественно подготовленные тесты, перечень экзаменов, которые нужно сдавать по ним. Мы предлагаем скорректировать и сроки проведения экзаменов. Одно дело, когда, например, в Новгороде три тысячи выпускников, там сложностей не будет. Но у нас их 76 тысяч! И вот представьте, со всей страны миллионы экзаменационных работ одновременно отправляются на проверку в специальный центр при министерстве. И там независимые эксперты должны оценить работы в течение трех дней. Конечно, это нереально. Они сейчас, когда проходит эксперимент по проведению ЕГЭ, уже не успевают это делать.

В принципе проведение единого государственного экзамена - дело правильное и хорошее. Но не нужно загонять людей в угол. При этом проявляется система недоверия к учителям и органам образования на местах. О требуемом огромном количестве денег я уже говорила. Кстати, когда закончится эксперимент, огромные суммы должны выделяться из местных бюджетов. Не уверена, что все регионы потянут такую ношу.

- Знаю, что вы знакомились с опытом сдачи выпускных экзаменов в Финляндии. Как там решается эта проблема?

- На мой взгляд, разумно. Кроме министерства образования там есть комитет по проведению экзаменов. Он присылает работы в школы, в них же учащиеся и сдают экзамены. Проводят экзамены не школьные учителя, а независимые эксперты, которых назначает этот комитет. Но сначала проверяют работы учителя, которые обязаны в течение двух недель отправить все работы в этот комитет. Там же уже независимые эксперты проверяют работы и выставляют оценки. Оценки, выставленные ими, являются основными. Все очень просто: не требует огромных организационных, финансовых, умственных затрат.

- Кстати, о Министерстве образования. В будущем году оно планирует открытие во всех школах страны профильных классов. Чем это вызвано?

- Профильное образование - вещь нужная и полезная для ребят старшей ступени школы. Оно для тех учащихся, которые хотят получить образование в высшем учебном заведении по выбранной ими специальности. И профильное образование позволит предусмотреть в учебных планах и программах увеличение количества часов по тому или иному предмету, больший объем материалов. Это позволит ученикам получить именно те знания, которые им будут необходимы для поступления в вуз и в дальнейшей жизни. Остальные же предметы будут преподаваться в меньшем объеме. Скажем, если учащийся решил идти в математический вуз, то он поступает в математический класс или в математическую школу. Естественно, математики там будет больше, нежели в обычной или гуманитарной школе.

Если говорить о Москве, то у нас уже давно осуществляется профильное обучение в лицеях, созданных нашим департаментом. Важная деталь - они тесно сотрудничают с вузами, которые являются соучредителями. Это значит, что в лицеях по углубленным программам ведут занятия преподаватели университетов и академий. Так, в содружестве с Энергетическим институтом, Лингвистическим университетом, МИФИ, плодотворно работают московские профильные лицеи. Кстати, они работают по совместным учебным планам.

- Любовь Петровна, вы говорите о лицеях. А в основной средней школе такие классы тоже будут открываться?

- Я говорю о профильном образовании в целом. А формы его воплощения в жизнь могут быть разными: либо профильные школы, либо профильные классы.

- А какие-то дисциплины останутся обязательными и для обычных классов, и для профильных?

- Обязательно. Есть учебный план, разработанный министерством образования для школ естественно-научного, математического, гуманитарного направления, с техническим уклоном. Несмотря на их специализацию по углубленному изучению тех или иных предметов, обязательными будут русский язык, математика, история, иностранный язык, физика, химия. Но количество часов будет здесь другим.

- А аттестат, который ребята получают в обычной или профильной школе, будет чем-то отличаться или нет?

- Только тем, что в аттестате будет написано, какого профиля учебное заведение окончил учащийся.

- Говорят, что профильное образование, наконец - то покончит с репетиторством. Ваша точка зрения?

- C помощью единого государственного экзамена эта проблема будет решена.

- Любовь Петровна, а как в этом году обстоят дела с педагогическими кадрами в школах?

- В основном нормально. Напряженная ситуация с учителями физкультуры из - за увеличения количества часов по этому предмету. Вместо двух уроков сейчас проводится три, а это потребовало увеличение преподавателей на одну треть. А их всегда не хватало. Поэтому сейчас нагрузка учителей физкультуры возросла в два раза.

- Не выручают и городские педагогические вузы?

- К сожалению, школа, с точки зрения работающих в ней педагогов, пока не молодеет, а стареет. Около двенадцати процентов учителей у нас пенсионного возраста. Что касается молодых специалистов, то они приходят в школу, но не в таком количестве, как хотелось бы.

Мы провели мониторинг среди молодых учителей, нас интересовало, почему не все они идут в школы. Получается, что педагогические вузы работают, как говорится, на сторону. При этом тратятся огромные деньги на образование, а школы в этом плане по - прежнему бедствуют.

Есть и другая сторона проблемы. Придя в школу и проработав год - два, молодежь уходит. Мы раньше это объясняли низкой оплатой труда учителя. Но сейчас выяснили, что практически половина абитуриентов, которые поступают в вузы, уже тогда решают, что не будут педагогами. То есть они идут в педвузы, чтобы получить высшее образование. Им не важно какое, был бы только диплом.

- Где же выход?

- Нужно проводить профессиональный отбор желающих стать учителями. Сейчас происходит так, что в основном принимают в вузы по итогам набранных баллов на вступительных экзаменах. Но все прекрасно понимают, что экзамен это часто лотерея. Вот и получается, что тот, кто знал один билет и он ему достался, становится студентом, а тот, кто не набрал баллов, но искренне желает стать педагогом, оказывается за бортом. Несправедливо? Да! Поэтому Министерству образования нужно пересматривать правила приема в педагогические учебные заведения, уделяя внимание в первую очередь учительским династиям и людям, которые работают в школе, не имея высшего образования, но зарекомендовали себя с профессиональной точки зрения положительно.

С другой стороны, важна и профориентационная работа среди школьников, открытие в большем количестве педагогических классов. И как дальнейший шаг - проведение так называемых целевых наборов. Почему они сейчас запрещены, я не понимаю. Министерство образования считает это нарушением, но польза от такой формы ведь колоссальная. Нет, давайте будем принимать всех, кого попало, тратить за пять лет огромные деньги на подготовку специалистов, а результат - то нулевой. Разве это лучше?

Вы знаете, что в Москве несколько городских педагогических вузов, которые готовят кадры только для нашего города. И им нужно перестраиваться - переходить на двухступенчатую подготовку педагогов. С одной стороны, тем, кто будет работать в общеобразовательной школе, надо меньше лет учиться. Тем, кто будет работать в школах с повышенным уровнем преподавания, больше.

- Любовь Петровна, сейчас в Москве наблюдается тенденция захвата коммерческими вузами помещений учреждений профессионального образования. Говорю не голословно. "Тверская, 13" писала о такой ситуации с ПТУ No 157. Публикация вызвала множество писем, в которых авторы называли адреса учебных заведений с аналогичной проблемой.

- Беда в том, что, передав в 1989 году профессиональные училища с федерального уровня Москве, не была передана их собственность. Конечно, тогда эта проблема не стояла так остро, как говорится, все было государственное, народное, советское. Сейчас, когда идет борьба и захват собственности, оказалось, что учреждения профессионального образования не защищены российским законодательством именно с этой стороны. Потому что большая часть зданий принадлежит федеральным структурам. До 1995 года не вышло ни одного нормативного документа на уровне федерального правительства, которые защитили бы эти училища от посягательств.

Департамент образования уже год бьется над вопросом о том, чтобы Москве отдали в собственность здания, в которых расположены эти образовательные учреждения. Вы абсолютно правы, желающих захватить учреждения ПТУ с отличной материально - технической базой очень много. Упомянутое вами ПТУ No 157, где обучались дети из социально необеспеченных семей, захватил негосударственный педагогический вуз, возглавляемый ректором Кругловым. Я считаю, что это просто профессиональное преступление. Каких же учителей он готовит в своем вузе?

Чтобы исправить ситуацию, правительство Москвы и Мосгордума приняли постановление о том, чтобы министерство имущественных отношений передало нашему департаменту в собственность здания ПТУ, находящиеся в федеральной собственности. Есть обращение к министру этого ведомства Газизулину, в котором мы пишем, что распоряжением правительства Москвы от 6 сентября и решением Городской Думы от 9 октября 2002 года согласован перечень учреждений профессионального образования, планируемых к передаче.

- В Москве огромное разнообразие школ. А вот учебного заведения для одаренных детей нет. Появится ли в ближайшее время такой центр?

- Сегодня многие учреждения пытаются называть себя школами для одаренных детей. Но департамент их не считает таковыми, это - учреждения для, как мы говорим, мотивированных, способных детей. Мы рассматриваем вопрос одаренности ребенка в комплексе. Чтобы эту проблему решать, планируем к началу следующего учебного года открыть первую в Москве на территории Юго - Западного округа городскую школу-пансион для одаренных детей, которым под силу в равной степени заниматься спортом, музыкой, живописью, литературой... Работает группа психологов, физиологов, педагогов, которые практически закончили работу по выработке требований, которые предъявляются к диагностике на одаренность. Сделать это нелегко, это проблема из проблем. Сейчас мы думаем, с какого класса принимать в эту школу, с первого или с пятого.

- Представляю, как вам придется трудно. Ведь если учитывать мнение родителей, то у них у всех дети одаренные.

- Плохие были бы родители, если бы не считали, что их ребенок одаренный. Но нам-то нужно не субъективное, а объективное мнение. Над такими критериями оценки способностей ребенка мы и работаем.

Беседовал Владимир Стукалов
Газета "Тверская, 13", No 12-13
от 30.01.2003 г.



Док. 277611
Опублик.: 19.02.07
Число обращений: 386

  • Кезина Любовь Петровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``