В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Л. П. Кезиной газете `Тверская, 13` Назад
Интервью Л. П. Кезиной газете `Тверская, 13`
Наша система образования нуждается в постоянной модернизации. Меняется мир, меняется Россия, меняемся мы сами. Постоянно обновляются и требования к качеству знаний человека. О том, как откликается на них столичная система образования, рассказывает руководитель Департамента образования Москвы Любовь Кезина.

От 8 месяцев до 6 лет

Сегодня в Москве почти 2 тысячи дошкольных образовательных учреждений. Как с удовлетворением отметила Любовь Кезина, количество детей, которые их посещают, ежегодно растет. Так, если в 2000 году в детские сады ходили менее 197 тысяч дошкольников, то нынче - более 200 тысяч.

Растет количество таких уникальных детских садов, как центр развития ребенка. В 2000 году их было лишь 9, сегодня - 36. Получили развитие новые формы дошкольного образования - группы кратковременного пребывания для детей в возрасте от 8 месяцев до 6 лет, работающие в различных режимах. Их уже 317.

В минувшем учебном году разработан и апробирован базовый комплект психологических методик по оценке развития детей пятилетнего возраста. Он позволяет родителям получить практические рекомендации по подготовке ребенка к началу обучения. Как заверила Любовь Кезина, эта работа будет продолжена.

Особое внимание Департамент образования уделяет тем маленьким москвичам, у которых особые проблемы и нужды. Для них планируется открыть лекотеки и центры игровой поддержки ребенка. Лекотеки, которые будут создаваться в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечат психолого-педагогическое сопровождение детей от 2 месяцев до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, а также их семей. При этом для социализации, поддержки в развитии личности и формирования предпосылок к учебной деятельности решено использовать игро- и арт-терапевтические методы. Центры игровой поддержки ориентированы на психопрофилактику и психокоррекцию при нарушениях в развитии личности.

В общем и среднем

В Москве работают более 1,5 тысячи общеобразовательных школ, в которых обучаются более 900 тысяч человек. Стабильно функционирует сеть лицеев и гимназий. С 2001 года их количество остается неизменным: 21 лицей и 40 гимназий. При этом постоянно возрастает количество лицейских и гимназических классов на базе общеобразовательных школ. С начала учебного года будут работать 271 гимназический класс и 124 лицейских. В минувшем году их было 236 и 100 соответственно. В 132 средних общеобразовательных школах углубленно изучаются не только иностранные языки (наряду с традиционными английским, немецким и французским - испанский, итальянский, турецкий, греческий, китайский, корейский, польский и латынь), но и экономика, математика, физика, музыка, искусство, история, литература и другие предметы.

Кроме того, в столице функционируют одна открытая и 29 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, а также два центра и две общеобразовательные школы с вечерними классами. В них учатся более 14 тысяч человек. Показательно, что количество обучающихся в них подростков младше 15 лет сокращается с каждым годом. Это значит, что они остаются в обычных школах. В то же время тех, кому от 15 до 18 лет, становится все больше. Сегодня их более 9 тысяч. Для сравнения: в минувшем году в вечерних школах обучались 8882 человека - 62,7 процента от общего контингента.

Приоритетным направлением в работе образовательных учреждений столицы остаются сохранение и укрепление здоровья детей. Специально для этого разработана программа "Здоровье детей Москвы", которая реализуется в рамках как города, так и каждого из административных округов. Проводятся социально-гигиенический мониторинг, комплексная оценка состояния здоровья, а также профилактика вредных привычек, нарушений зрения и опорно-двигательной системы.

Укреплением и сохранением здоровья детей занимаются 18 общеобразовательных учреждений "Школа здоровья". В новом учебном году их количество возрастет: 3 откроются в Северном, 11 - в Юго-Западном, по одному - в Северо-Восточном, Южном и Восточном, 4 - в Западном и 6 - в Северо-Западном административных округах. 197 общеобразовательных учреждений работают в рамках международной программы школ, содействующих здоровью. В 30 из них открыты центры содействия сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. В будущем учебном году начнут работу еще 19 таких подразделений (2 - в Зеленограде и 17 - в Западном административном округе). В рамках программы "Доврачебная система сохранения природного зрения детей Москвы" почти в 1,6 тысячи образовательных учреждений модернизированы рабочие места по скрининг-диагностике зрения обучающихся и воспитанников. В будущем году они появятся еще в восьмистах. В 7 школах Южного административного округа и 2 - Зеленограда проведут мониторинг состояния опорно-двигательного аппарата обучающихся в шестых классах. 228 школ оснастят оборудованием для коррекции нарушений осанки.

Эксперименты

140 экспериментальных площадок работают на базе 485 образовательных учреждений. 54 из них - городского подчинения. В целом экспериментальной деятельностью занимаются более 28 процентов московских учебных заведений.

Однако из всех экспериментов наибольший интерес у присутствующих на пресс-конференции конференции вызвал единый государственный экзамен (ЕГЭ). Сегодня из 89 регионов России он проводится лишь в 48. Как сообщила Любовь Кезина, в плане эксперимента ЕГЭ будет проводиться в 5 из 10 учебных округов столицы. Вместе с тем она отметила, что в Москве единый экзамен не будет проводиться по технологиям Министерства образования России. "Мы предложили свои технологии и, я думаю, оказались правы", - добавила она. По результатам ЕГЭ абитуриентов будут принимать в 17 вузов. Среди них - такие престижные учебные заведения, как МГИМО и Высшая школа экономики.

Школьные новоселья

В рамках реализации инвестиционной программы в нынешнем году будут построены 18 школ и 7 блоков начальных классов более чем на 15 тысяч учащихся, 26 дошкольных образовательных учреждений почти на 5 тысяч мест, физкультурно-оздоровительный комплекс школы-интерната No 15 в ЮВАО и центр эстетического воспитания в Очакове-Матвеевском. Причем уже к началу нового учебного года строители сдадут в эксплуатацию 15 школ почти на 12 тысяч учащихся, 4 блока начальных классов более чем на тысячу мест и 17 дошкольных образовательных учреждений. Продолжается работа по совершенствованию типовых проектов образовательных учреждений. Сейчас завершается разработка проекта школы на 550 мест. По словам Любови Кезиной, он отвечает самым современным педагогическим требованиям и санитарно-эпидемиологическим правилам.

Кадры опять решают

Сегодня в общеобразовательных учреждениях столицы работают почти 85 тысяч педагогов, в том числе около 65 тысяч учителей. Средняя зарплата учителя - 4,5 тыс. рублей. Неудивительно, что по ряду специальностей есть острый дефицит кадров. Сложнее всего найти учителей английского языка, физического воспитания, а также русского языка и литературы. Правительство Москвы делает все возможное для того, чтобы дотянуть зарплату учителя до прожиточного минимума. Мэр города Юрий Лужков обещал с 1 сентября увеличить городскую надбавку преподавателям на 30 процентов. Принимаются и другие меры. Столица имеет свои вузы, которые готовят педагогов для нужд города. В 2003 учебном году городские вузы окончат 1814 выпускников. Это на 664 человека больше, чем в 2002 г. Педагогические колледжи выпустят 2290 специалистов. Нынче впервые запланирована целевая контрактная подготовка специалистов для московских школ. В Московском гуманитарном педагогическом институте будут обучаться 30 студентов по специальности "иностранный язык" и 25 - по специальности "русский язык и литература". В Московском городском педагогическом университете 50 студентов зачислят на специальность "учитель физической культуры".

Дмитрий Ерисов

Газета "Тверская, 13" от 24.06.2003


Док. 277607
Опублик.: 19.02.07
Число обращений: 393

  • Кезина Любовь Петровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``