В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Внештатный советник председателя правительства Андрей БЕЛОУСОВ: Нас ожидает пять реформ Назад
Внештатный советник председателя правительства Андрей БЕЛОУСОВ: Нас ожидает пять реформ
О первых итогах работы и ближайших планах правительства корреспонденту "Известий" Константину Фрумкину рассказал внештатный советник председателя правительства, генеральный директор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов. Именно его считают главным идеологом экономической политики премьера.

известия: За год работы нового кабинета уже можно указать на какие-то существенные отличия в деятельности правительства по сравнению с его предыдущим составом?

Белоусов: Стоит выделить четыре новых направления. Первое - это работа с регионами, я бы сказал, в режиме реального времени. Правительство Касьянова с регионами практически не работало. Михаил Фрадков создал в аппарате правительства специальный "региональный департамент", создано новое Министерство регионального развития. Эти структуры замкнули на себя региональный мониторинг и региональную политику. Ведь не зная, как будет развиваться Россия в территориальном аспекте, мы не сможем выстраивать транспортную политику, миграционную политику, развитие социальной инфраструктуры.

Второе. При Михаиле Фрадкове были изменены подходы к реализации экономических реформ. До 2004 года считалось, что реформы - это главным образом правильные законы. Теперь стало ясно, главное - реализация законов, создание организационных механизмов и обеспечение их финансовыми ресурсами. Кульминацией этого стал нынешний бюджетный цикл, когда Греф начал требовать от всех министерств, чтобы они представляли реформы только в виде конкретных проектов, по единообразной схеме: цели - задачи - мероприятия - организационные механизмы - необходимые ресурсы - риски. Мы сделали "фантастическое" открытие - оказывается, реформы стоят денег. Этого не понимали еще год назад. Правда, теперь может выясниться, что у нас не хватит денег на все планируемые реформы.

Третье - это разработка пока еще подходов к позиционированию российской экономики в мире. До 2004 года очень много говорили о необходимости "встраиваться" в мировую экономику. Но как встраиваться? Нашими очевидными сильными сторонами являются наука, образование, высокие технологии, обеспеченность энергоресурсами, транзитный потенциал, даже агропромышленный потенциал. По каждому из этих направлений были разработаны стратегии развития, которые дальше развертываются в пакет федеральных целевых программ. По сути это стратегии реализации нашего конкурентного потенциала. Всего таких стратегий десять, премьер лично взял их разработку под контроль.

И четвертое - это механизмы частно-государственного партнерства, новые формы взаимоотношений государства и бизнеса. Это отработка механизмов взаимовыгодного участия государства и бизнеса в крупных проектах.

известия: А чем вы объясните серьезную задержку в одобрении среднесрочной программы социально-экономического развития?

Белоусов: Эта программа попала между молотом и наковальней. Она готовилась в старой логике, когда главным в реформах были "правильные" нормативные акты. Теперь этот документ придется переделывать. Но как и когда это произойдет, сказать трудно.

известия: Какие важнейшие реформы нас еще ожидают?

Белоусов: Таких реформ всего пять: это монетизация льгот, реформы здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства и военная реформа. В пенсионной реформе остались только исправления, реформа электроэнергетики "играется", ну а реформы "Газпрома" пока в повестке дня не видно. Важнейшей является реформа ЖКХ - хотя бы потому, что мы уже понесли в этой области все возможные издержки. Теперь хотелось бы получить от этого эффект.

известия: А каково ваше отношение к дискуссии о снижении налогов?

Белоусов: У нас с налогами происходят удивительные вещи. Если посмотреть данные Госкомстата, сколько у нас в экономике производится добавленной стоимости, и попытаться вычислить, сколько у нас должно собираться налога с добавленной стоимости, то получится, что реальная собираемость НДС - 50%. А Министерство финансов уверено, что НДС и другие налоги оно собирает более чем на 90%. Между тем поскольку цены на нефть скорее всего стабилизируются, то номинальные доходы бюджета будут увеличиваться за год на 15%, а расходы - на 20%. Заниматься увеличением собираемости налогов, совершенствовать налоговое администрирование, не скатываясь в полицейщину, - это очень сложная проблема. Но возможности, которые здесь открываются, колоссальные.




Константин ФРУМКИН
04.03.2005
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-910578

Док. 277549
Перв. публик.: 04.03.05
Последн. ред.: 19.02.07
Число обращений: 316

  • Белоусов Андрей Рэмович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``