В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АЛЕКСАНДР ЦИПКО: У НАС ОБЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ НУЖНА ЧЕТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ С УКРАИНОЙ Назад
АЛЕКСАНДР ЦИПКО: У НАС ОБЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ НУЖНА ЧЕТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СБЛИЖЕНИЯ С УКРАИНОЙ
Разобраться в том, что происходит в Украине, непросто. Ситуация запутанная, противоречивая, за митинговыми страстями важно разглядеть подоплеку событий, противостояние политических и иных интересов. Об этом в беседе с корреспондентом "Труда" рассуждает известный политолог Александр ЦИПКО.


- Ситуация спровоцирована прежде всего националистической оппозицией при активной поддержке со стороны Запада, - считает Ципко. - В результате реально происходит идеологический, мировоззренческий распад общества. Обнаружилось, что посткоммунистическая Украина сложилась из двух разнородных исторических и культурных образований. С одной стороны, это Западная Украина, которая до сих пор продолжает жить в своем особом мире - страхами и фобиями, которые складывались столетиями. С другой - Юго-Восточная Украина, которая исторически является Новороссией, сложилась в рамках русской имперской истории и продолжает ощущать себя в большой степени частью русского мира. Осознание того, что Юго-Восточная Украина относится во многом к русской цивилизации, истории, ставит перед современной Украиной очень многие сложные проблемы...


- По-вашему, Александр Сергеевич, нынешний кризис вызван объективными причинами?

- Не только. Он также вызван дефицитом у украинской элиты ответственности перед своим народом, перед страной. Она полагала, что процесс становления новой политической нации в Украине пройдет сам собой. Но этого не произошло. Надо, очевидно, сказать еще и то, что ошибки сделал не только Запад, готовивший "оранжевую революцию", вкладывая в нее деньги, что способствовало возникновению кризиса, но и те представители России, которые просчитались с оценкой результатов выборов. Выяснилось, что они недостаточно хорошо знают и понимают страну, не учли, например, то обстоятельство, что наряду с Западной и Восточной Украиной есть колеблющаяся Центральная Украина. Не были также учтены интересы и достоинство православной украиноговорящей части населения этого региона...


- Насколько, по-вашему, серьезно события в Украине могут затронуть Россию, как ей вести себя в такой ситуации?

- У меня сложилось впечатление, что мы расплачиваемся за отсутствие долговременной стратегической концепции сближения с Украиной. Такой концепции не было вообще у Бориса Ельцина. Его окружали люди, которые презрительно относились к Украине и не понимали ее. Владимир Путин понял, что для нас чрезвычайно важна Украина как стратегический партнер, что необходимо сохранить самые тесные отношения с этой славянской республикой. Поэтому теперь речь должна идти о нашей будущей политике. Как бы ни сложились обстоятельства, нам, думаю, необходимо выработать на государственном уровне стратегию всестороннего, органического сближения с Украиной.


- Что будет, если в итоге в Украине одержит верх политика, проводимая Западом?

- Если Запад добьется своего и власть достанется Ющенко, тогда в рамках международного права нам надо будет занимать, безусловно, более жесткую позицию. Мы ни в коем случае не имеем права допустить превращения Украины в члена НАТО и приближения реальной военной силы блока к границам Брянска, Воронежа, Белгорода. От этого зависит будущее и самой России. Это не военные амбиции, это проблемы геополитических перспектив России. С другой стороны, мы не должны забывать, что против реального русского кандидата проголосовала в большой мере и православная Центральная Украина. На мой взгляд, из-за этого не следует впадать в отчаяние, а надо проводить более взвешенную и терпеливую, более умную политику воздействия на эту часть Украины. Здесь громадную роль играет объективная, честная пропаганда.


- Что же ожидает саму Украину?

- К сожалению, во время выборов произошло спекулятивное объединение католической, греко-католической, униатской и православной Украины. Это объединение концентрировалось вокруг Ющенко. Нам следует показывать, что в данном случае Ющенко выступает как авантюрист - вхождение украиноязычной Украины в польско-литовский мир, то есть возвращение православной Украины на 300 лет назад, обернется в итоге и экономической катастрофой. Польша страдает от нищеты и безработицы, не может решить проблемы модернизации сельского хозяйства. Отказавшись в каком-то эмоциональном порыве от сближения с Россией, от единого экономического пространства, украиноязычная Украина лишает себя будущего. Это также надо внятно объяснять.


- У вас нет опасения того, что на фоне столкновений в Украине идеологий и интересов Запада и Востока возобновится "холодная война"?

- "Холодная война" не завершалась, она продолжается. Западу нужна покорная и терпеливая Россия, которая покидает постсоветское пространство, сдает свои геополитическое позиции. Нам надо отказаться от иллюзий. Теперь стало ясно, какого рода демократия нужна Западу, и какая демократия ему нужна в России. Если Россия превратится в управляемую территорию, пойдет на уступки, то Запад будет с нами дружить. Но это будет дружба сурового учителя со слабым учеником. Очевидно, что распад СССР был нужен не для установления демократии в России, а для ослабления геополитического соперника. Запад добился в этом плане многого. Однако нам, конечно, не надо ссориться с Западом, нам надо просто четко понимать, что ни о какой нежной дружбе не может быть речи. Все время шла война, она продолжается. Только если раньше она была на грани противостояния глобальных вооруженных сил, на грани ядерной угрозы, то теперь идет война интересов, идеологическая - за элиту, за мировоззрение, за попытку сломать традиционный русский менталитет, выбить память о своей истории, о своих победах. Причем эта война ведется уже силами и тех людей, которые называют себя "новыми западниками".


- После событий в Украине, а ранее в Грузии - какие выводы можно сделать уже сейчас?

- Первое - извлечь серьезный урок из того, что произошло, и в соответствии с этим менять свою стратегию на всем постсоветском пространстве, но прежде всего, конечно, на "пострусском". Меня могут обвинить в имперских амбициях, но это не так, я веду речь о сотрудничестве, сближении. Одесса, Николаев, Севастополь, Крым, Донбасс, Луганск - это же наша общая история. За то, чтобы осваивать эти территории, сделать их достоянием русской и общечеловеческой цивилизации, гибла масса людей... Теперь очевидно, что распад СССР в той форме, в какой он произошел, был величайшим преступлением в русской истории. Я не высказываюсь, упаси Бог, за то, чтобы кого-то карать. Просто надо осознать произошедшее. А выборы в Украине как раз реально и помогают этому, показывают, что произошло. Повторюсь: нам необходима взвешенная, мудрая политика, объективные уроки из того, что произошло, и, самое главное, - чтобы аппарат и окружение российского президента начали работать на уровне тех катастрофически сложных проблем, перед которыми оказалась Россия после распада СССР.

03.12.04

Труд

Док. 277517
Опублик.: 19.02.07
Число обращений: 373

  • Ципко Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``