В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда власть исполняет свои прямые обязанности? Назад
Когда власть исполняет свои прямые обязанности?
Глава ФАС России И.Артемьев может потерять в Санкт-Петербурге имидж либерала и государственника.
Эксклюзивное интервью с генеральным директором Управляющей Компании "СевЗапПром", в недавнем прошлом членом совета директоров ОАО "СУАЛ", в 1997-2000 годах - руководителем Северо-Западного отделения Федеральной службы финансового оздоровления (банкротства), доктором экономических наук Александром Утевским.
Когда власть исполняет свои прямые обязанности?

Глава ФАС России И.Артемьев может потерять в Санкт-Петербурге имидж либерала и государственника.

В Санкт-Петербурге и Ленобласти вызревает новый социальный взрыв. Ряду предприятий региона предстоят массовое сокращение кадров, по некоторым подсчетам, до 1-1,5 тысяч человек. В настоящий момент уже приостанавливает работу группа предприятий и смежных компаний АО "Пикалевский Глинозем". И всему виной нежелание бывшего либерала, активиста партии "Яблоко", а теперь главы Федеральной антимонопольной службы России (ФАС РФ) Игоря Артемьева и его ведомства серьезно разобраться в ценовом конфликте предприятия-монополиста ОАО "Апатит" (Мурманская область, актив "ФосАгро") и его единственного потребителя нефелинового концентрата ОАО "ПО "Пикалевское объединение Глинозем" (Ленобласть, актив группы "СУАЛ").
В беседе с нашим корреспондентом генеральный директор Управляющей Компании "СевЗапПром", в недавнем прошлом член совета директоров ОАО "СУАЛ", в 1997-2000 годах - руководитель Северо-Западного отделения Федеральной службы финансового оздоровления (банкротства), доктор экономических наук Александр Утевский постарался прояснить некоторые нюансы этого непростого дела.

- Александр Семенович, известно, что с июля 2005 года "Апатит" перестал поставлять на "Пикалевский глинозем" сырье, нефелиновый концентрат. Предприятие на половину сократило объем производства. Потом, правда, суд обязал поставщика до принятия окончательного решения возобновить поставки. В настоящий момент удается найти компромиссное решение?

- Руководство "ФосАгро", так сказать, сходило в Арбитражный суд, и до рассмотрения дела по существу отменило эту меру по обеспечению, то есть получило право не поставлять в Пикалево нефелиновый концентрат. Таким образом, "Пикалевский Глинозем" опять перешел на работу двумя печами (в 50% мощности), опять возник дефицит соды. Мы имеем не менее 50-ти обращений заводов-потребителей поташа, которые практически останавливают свое производство по всей стране. Это не только стекольные заводы, но и заводы по производству противопожарного оборудования, лабораторного оборудования, химическая посуда, керамика и масса других смежных предприятий. Вот из числа последних писем могу назвать: ЗАО "Строительный комплекс" (актив Магнитогорского металлургического комбината), Ирбитский стекольный завод (Свердловская область), ЗАО "Антисептик" (Санкт-Петербург), а также предприятия из Ленинградской, Вологодской, Рязанской, Костромской, Калининградской областей и Республики Калмыкия. Всех трудно вспомнить и перечислить.
В каждом письме "крик о помощи", останавливаются производства, без работы остаются люди. Сейчас к этим письмам добавляются обращения полномочных представителей президента в том или ином федеральном округе, соответствующих губернаторов, а копии - направляются уважаемому Артемьеву Игорю Юрьевичу, руководителю ФАС России.
Позиция Антимонопольной службы в этой ситуации не просто удивляет, она возмущает до глубины души. Борясь за честь мундира (они один раз дали безграмотное заключение), теперь ФАС России фактически "гробит" целую отрасль.

- А это не слишком сильное заявление? Кстати, напомните суть конфликта?
- Я говорил об этом на недавнем совещании, организованном аппаратом полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, могу еще раз повторить. На совещании присутствовали лучшие специалисты отрасли. Они практически единогласно доказали, что "Апатит" необоснованно (с точки зрения здравого смысла, экономики и технологии) хочет увеличить в разы цену на поставляемое сырье. При этом власти, в первую очередь ФАС РФ, делают вид, что ничего особенного не происходит. Здесь надо пояснить, что победителей в этом конфликте не будет. "Апатит" может остаться с "горами своего нефелина", который никому кроме "Пикалевского глинозема" не нужен. Это, в свою очередь, усугубит экологические проблемы Мурманской области миллионами тонн новых отвалов. И кстати, тогда надо изымать у "Апатита" лицензию на комплексную переработку апатит-нефелиновой руды...
С другой стороны, потребителям, целой отрасли то же придется закрываться или искать другой бизнес.
Надо понимать, еще в советское время был создан уникальный технологический цикл комплексной переработки апатитовой руды этого мурманского предприятия. "Апатит" десятилетиями поставлял на "Пикалевский Глинозем" фактические отходы производства, так называемый нефелиновый концентрат. В Ленобласти нефелин перерабатывают в сырье для выплавки алюминия (глинозем) и ряд сопутствующих продуктов химического производства: соду, поташ и другие. Все эти достаточно скучные технологические нюансы показывают полную взаимозависимость предприятий, действующих в одной технологической цепочке. Изменения в любом из звеньев цепи приведут к общим проблемам остальных предприятий.
Понимаете, мне пришлось разбирать аналогичную ситуацию с этими же предприятиями в 2000 году. Тогда я возглавлял межрегиональную службу по финансовому оздоровлению. Ценой длительных и непростых переговоров нам пять лет назад удалось найти компромисс, предприятия не остановились. Компромисс возможен и сейчас, но для этого надо его искать.

Кстати, Пикалевский Глинозем и руководство СУАЛа самостоятельно могут освободиться от нефелиновой зависимости. Завод уже приступил к крупномасштабной переработке бокситового сырья с Тиманского месторождения (Республика Коми, актив группы СУАЛ). В сентябре завезено 10 тыс. тонн бокситов. На октябрь планируется завезти еще 30-40 тысяч тонн. В принципе никто не пропадет, я имею в виду главного потребителя в Ленобласти. Пострадают потребители нашей продукции (сода, поташ, цементное производство), о чем я уже говорил. Это и отечественные и зарубежные производители. Мы с таким трудом выходили с химической продукцией на рынки Индии и других стран Юго-Восточной Азии, в Европу. Но, похоже, уйдем с западных рынков по поташу, уже прочно нами занятых...

- Неужели в антимонопольной службе не видят того, что происходит с отраслью?
- Они не хотят видеть. Я неоднократно пытался встретиться с господином Артемьевым Игорем Юрьевичем, чтобы объяснить ему ситуацию на цифрах в силу порочности тех заключений, которые дала его служба. Кстати, главным козырем ФосАгро на совещании в полпредстве было то, что "их расчеты одобрила федеральная антимонопольная служба". Хотя я плохо понимаю, как служба может одобрять или не одобрять расчет и делать заключения. Или как можно, например, представлять расчеты на отдельные продукты при их обязательной комплексной переработке, проводить экономический анализ, не владея первичными документами и не проводя проверок непосредственно на предприятии. Вопросов много, задать их некому. Но официальная бумага за подписью заместителя руководителя ФАС РФ господина Цыганова есть, где расчеты ФосАгро называют корректными.

- Тогда естественный вопрос, ФАС соглашается на удвоение цены на нефелин. Какова теперь рентабельность производства алюминия из этого сырья?
- Не будем забывать, что глинозем сам является сырьем. Поэтому надо говорить о себестоимости алюминия. Если взять предлагаемую цену нефелина в 44 долл. за 1 тонну, то при расчете 4 тонн на 1 тонну глинозема получим с учетом доставки в 8 долл. с тонны 208 долл. стоимости сырья. С учетом того, что сырье занимает в себестоимости глинозема около 50%, получим заводскую себестоимость на производство 1 тонны продукции в 416 долл. Дальнейшие затраты с перевозкой на алюминиевые заводы - Волховский (Ленобласть), Надвоицкий (Карелия), Кандалакшский (Мурманская область) или другие алюминиевые заводы, и с учетом пропорции ? при выплавке получим себестоимость в 850 долл. Но в себестоимости первичного алюминия глинозем составляет лишь 30%. То есть окончательная себестоимость такой тонны алюминия составит 2,5 тыс. долл. за 1 тонну при цене на Лондонской бирже в 1,8 тыс. долл. без учета таможенных и транспортных затрат. Одним словом, получается, что прямой убыток от такого производства составит 700-800 долл. на каждую тонну продукции, если не больше. Кто же будет заниматься таким бизнесом?

Господа из "ФосАгро" по старому договору получали часть оплаты продукцией, глиноземом, который они действительно продавали по 450 долл. за тонну в Таджикистан, местному алюминиевому заводу. Но этот случай не показателен. В этой республике власти "демпингуют" на стоимости электроэнергии, что позволяет покупать глинозем по таким ценам и рентабельно работать.
Отмечу еще один любопытный нюанс. Сейчас из-за алюминиевой промышленности Китая сложилась уникальная ситуация. Имеет место рыночный всплеск, как с ценой на нефть. Дело в том, что в Китае запустили несколько алюминиевых заводов, а глиноземное производство отстает на два года. В следующем году они запустят свои заводы, и цена глинозема существенно снизится, "вернется на круги своя", в среднем до 160 долл. за 1 тонну. То есть тогда и старая цена на нефелин, по которой мы работали последние годы, станет проблематичной. Конечно, эта не очень существенная проблема для СУАЛа. При его объемах производства, более высокая себестоимость одного из заводов "раствориться", но повышать цену - смерти подобно, это гибель отрасли.
Вероятно, не понимая этого, Федеральная антимонопольная служба, являясь государственным органом управления, занимается антигосударственной политикой, занимает антигосударственную позицию.
Выскажу еще одно предположение. ФАС России просто не желает серьезно разобраться в сути конфликта между АО "Апатит" и АО "Пикалевский Глинозем" с привлечением уважаемых и, желательно, независимых экспертов. На том же совещании в полпредстве собрались, напомню, директора институтов "Гипроруда", "МЕХАНОБР" и других, которые являются держателями этих технологий на протяжении 50-ти лет. Так, глава МЕХАНОБРа, разработчик этой технологии, заявил, что себестоимость нефелина обходится в 2-4 долл. с тонны. А продавать хотят за 44 долл., то есть в 11-22 раза дороже...

- Возникает вполне логичное предположение, что ФосАгро хочет войти в Ваш бизнес. Не поступало ли таких предложений?
- Все может быть. Есть вопросы или дружественного слияния, или недружественного поглощения. И они вполне имеют смысл. Но столь агрессивная политика "ФосАгро" удивляет на фоне двух важных моментов. Во-первых, до сих пор не решен вопрос о возврате государству 20% акций "Апатита". Очевидно, этот вопрос после кассационной инстанции по известному нам делу (дело М.Ходорковского и П.Лебедева - АБН) так или иначе, будет решаться. Эти 20% акции (26% голосующих акций) выйдут на рынок. При этом, нужно не забывать, что 10% акций "Апатита" находятся у перерабатывающих компаний. И, например, если они выкупят 20%-й пакет, то в структуре акционеров ОАО "Апатит" появится владелец 36% голосующих акций, и здесь сильно не забалуешь...
Это первый нюанс, но есть и второй. Налоговые риски, которые имеет ОАО "Апатит". Уже сейчас налоговые органы предъявили компании претензий почти на 200 млн. долл. Более того, налоговые риски в целом у "Апатита" составляют примерно 700 млн. долл. И налоговики "ковырнули" только 2001 год...
И в этой обстановке вести столь агрессивную политику, устраивать такую конфронтацию могут только в двух случаях: когда имеется "абсолютно железобетонная" властная поддержка и гарантии, либо желание "хоть напоследок, но урвать".
Любой третий вариант маловероятен. Даже если обсуждается перспектива слияния, поглощения или объединений, то подается сигнал. И неизвестно кто кого поглотит. Здесь же нет никаких даже малейших намеков. В принципе, в алюминиевой отрасли России есть уже два крупных холдинга (РУСАЛ и СУАЛ), появление третьего игрока на глиноземном рынке ничего хорошего не принесет.

- Подводя итоги разговора, можно сказать, что Вы рассчитываете на лучшее, прежде всего в изменении позиции ФАС России на более государственную, но готовитесь и к худшему?
- Да, кроме борьбы за честь мундира со стороны ФАС России я практически ничего не вижу. Была попытка связаться с И.Артемьевым через его помощника, но без результата. Либо в этой службе работают полностью экономически безграмотные люди, которым доверяют делать заключения (по Апатиту), или имеет место непонятная мне заинтересованность.
Но мы продолжаем надеется на возможные переговоры и урегулирование ситуации.

Беседу записал главный редактор ЗАО "ИА "АБН" Бобылев Борис

P.S. 15 сентября 2005 года Александр Утевский связался с корреспондентом ИА "АБН" и сообщил, что 14 сентября СУАЛ принял решение прекратить переработку нефелинового концентрата и полностью перейти на бокситовое сырье.

Для справки:
ОАО "Апатит" (Мурманская область, актив "ФосАгро") в 2004г. добыло 29,3 млн. тонн руды, что выше уровня 2003г. на 1,1 млн. тонн или на 4% (в 2003г. - 28,17 млн. тонн) Получено апатитового концентрата 8 млн. 852 тыс. тонн, что на 70 тыс. тонн выше прошлогоднего уровня. (2003г. - 8 млн. 778,5 тыс. тонн). Также выработано 1 млн. 71 тыс. тонн нефелинового концентрата, что сравнимо с показателем за 2003г. (1 млн. 62 тыс. тонн). Потребителям отгружено 8,855 млн. тонн апатитового концентрата и 1 млн. 62 тыс. тонн нефелинового концентрата.
Группа СУАЛ - вертикально интегрированная компания, входит в десятку крупнейших мировых производителей алюминия, объединяет предприятия по добыче бокситов, производству глинозема, кремния, алюминиевых полуфабрикатов и готовой продукции. Предприятия Группы СУАЛ в год добывают более 5 млн. тонн бокситов, производят около 2,1 млн. тонн глинозема, более 920 тыс. тонн первичного алюминия, около 60 тыс. тонн кремния и свыше 135 тыс. тонн продукции из алюминия.

16.09.05

Агентство бизнес новостей

Док. 277498
Опублик.: 19.02.07
Число обращений: 526

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``